РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2020 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.,
при секретаре Магомедовой Д.М.
с участием
представителя истца УФССП по Тульской области и третьего лица ФССП России по доверенностям ФИО1,
ответчика Гунченко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-875/2020 по иску УФССП по Тульской области к Гунченко Тамаре Николаевне о взыскании материального ущерба,
установил:
УФССП по Тульской области обратилось в суд с иском к Гунченко Т.Н., в котором просило суд взыскать с ответчика в их пользу материальный ущерб в размере 80 606 рубля.
В обоснование заявленных требований указало, что Гунченко Т.Н. назначена на должность начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к. На основании п. 3.1 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. руководителя УФССП России по Тульской области - главного судебного пристава по Тульской области, Гунченко Т.Н. исполняет обязанности гражданского служащего, предусмотренные ст. ст. 15,18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ №, гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с регламентом. Согласно должностному регламенту, начальник финансово-экономического отдела несет персональную ответственность за выполнение указанным отделом возложенных на него функций и задач. Согласно акту выездной проверки Управления Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ, в УФССП России по Тульской области были выявлены нарушения выплат материального стимулирования в виде единовременного поощрения (траншей), производившихся на основании приказов ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № 323-дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп. Так, в результате проверки выявлены факты выплаты материального стимулирования сотрудникам, находящимся на дату выплаты в отпусках по уходу за ребенком либо уволенным с государственной гражданской службы: ФИО2, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в июле 2017 года в сумме 13 623 рубля; ФИО3, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в июле 2017 года в сумме 13 623 рубля; ФИО4, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в январе 2019 года в сумме 9 446 рубля, ФИО4 часть указанных денежных средств возмещена УФССП России Тульской области, а именно 8 218 рубля. Таким образом, размер излишне выплаченных и невозмещенных денежных средств составляет 1 228 рубля. ФИО5, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты> района, уволенной ДД.ММ.ГГГГ, в августе 2017 года излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 13 623 рубля; ФИО6, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Туле, уволенному ДД.ММ.ГГГГ, в августе 2017 года излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 13 623 рубля; ФИО7, заместителю начальника отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, уволенному ДД.ММ.ГГГГ излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 15 132 рубля; ФИО8, начальнику отдела материально-технического обеспечения, уволенному ДД.ММ.ГГГГ излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 11 194 рубля. Таким образом, общая сумма переплаты составила 80 606 рубля. В соответствии с Приказом УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № за допущенные нарушения в отношении начальника финансово-экономического отдела УФССП России по Тульской области была проведена служебная проверка, по результатам которой Гунченко Т.Н. привлечена приказом УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ко к дисциплинарной ответственности. В ходе служебной проверки установлено, что со стороны начальника финансово – экономического отдела - главного бухгалтера Управления Гунченко Т.Н. ненадлежащим образом осуществлялся контроль за правильностью начисления и выплаты денежного содержания, заработной платы и иных предусмотренных выплат в разрезе каждого работника Управления. Комиссия установила, что Гунченко Т.Н., являясь государственным гражданским служащим, ненадлежащим образом исполняла должностные обязанности, предусмотренные пп. 2.1.3 п. 2; пп. 3.4.1, 3.4.2 п. 3.4; пп. 3.5.2, 3.5.20, 3.5.43, 3.5.44, 3.5.45, 4.5.46. 3.5.47, 3.5.48, 3.5.49, 3.5.57-3.5.61, 3.5.68 п. 3.5 Регламента, выразившиеся в отсутствии контроля за расходованием финансовых средств УФССП России по Тульской области. Невыполнение должностных обязанностей со стороны начальника финансово - экономического отдела - главного бухгалтера Управления Гунченко Т.Н. повлекло необоснованное расходование денежных средств Управления в размере 88 824 рубля. Учитывая установленный факт нарушения выплат материального стимулирования в виде единовременного поощрения (траншей) в размере 88 824 рубля, а также заключение комиссии по результатам проведения служебной проверки в отношении начальника финансово -экономического отдела - главного бухгалтера Управления Гунченко Т.Н., истец полагает доказанной причинной связи между действиями данного работника и причиненным ущербом Управлению. Факт причинения материального ущерба УФССП России по Тульской области был установлен актом ФССП России от 12 июля 2019 года по результатам выездной проверки.
Представитель истца УФССП по Тульской области и третьего лица ФССП России по доверенностям ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям. В ходе служебной проверки ответчик не пояснила, какой из сотрудников ее отдела производил начисление материального стимулирования в спорном периоде. Однако, Гунченко Т.Н., как начальник финансово – экономического отдела - главный бухгалтер Управления должна была контролировать расходование финансовых средств, именно она подписывала платежные документы. Ей не известно о том, заключался ли с ответчиком договор о полной материальной ответственности.
Ответчик Гунченко Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что материальное стимулирование является дополнительной выплатой и носит временный характер. Порядок данной выплаты за период 2017-2018 года, а также с 01 января 2019 года по 01 июня 2019 года ФССП России не утверждался. В соответствии со служебными письмами центрального аппарата, выплата материального стимулирования осуществлялась независимо от фактически отработанного времени, нахождения в отпуске по беременности и родам. Указанный порядок был установлен только письмом от 29 мая 2019 года, где указано, что материальное стимулирование выплачивать за фактически отработанное время. В соответствии с должностным регламентом, обязанности по начислению заработной платы были возложены на главного специалиста-эксперта. Все начисления по заработной плате, в том числе и материальное стимулирование, производились в специальной программе. В настоящее время именно программа 1С высчитывает размер материального стимулирования за фактически отработанное время. Никакие изменения в программу она не могла внести, этой программой пользовались все Управления ФФСП по России.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности сторон трудового договора по возмещению причиненного ущерба и условия наступления материальной ответственности, содержатся в главе 37 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 232 Трудового кодекса РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Отсутствие какого-либо указанного выше юридически значимого условия наступления ответственности исключает возможность удовлетворения судом требований работодателя о возмещении имущественного ущерба.
При этом к противоправному поведению можно отнести такое поведение работника, когда он не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои трудовые обязанности, установленные трудовым договором (служебным контрактом), должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, приказом и иными локальными актами организации.
Вину работника необходимо учитывать на основании статьи 233 Трудового кодекса РФ. В том случае, если работник осознавал противоправность своего действия (бездействия), предвидел возможность наступления вредных последствий (ущерба) и желал их наступления, такое причинение ущерба является умышленным. Если же сотрудник осознавал противоправность своего поведения и предвидел возможность наступления вредных последствий, однако самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, такое поведение считается неосторожным.
Условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, пределы такой ответственности определены главой 39 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам (пункт 15 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Согласно ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 242 Трудового кодекса РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ч.2).
Перечень случаев полной материальной ответственности установлен статьей 243 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 244 Трудового кодекса РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (п. 2 части первой ст. 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 246 Трудового кодекса РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
Согласно ст. 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как указано в п.5 «Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.12.2018) до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку, истребовать от работника (бывшего работника) письменное объяснение для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
Бремя доказывания соблюдения порядка привлечения работника к материальной ответственности законом возложено на работодателя.
Из приведенных правовых норм трудового законодательства следует, что необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным ущербом, вина работника в причинении ущерба.
При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Гунченко Т.Н. приказом №-к от 01 июля 2016 года назначена на должность федеральной государственной гражданской службы начальника финансово – экономического отдела УФССП России по Тульской области временно с 01 июля 2016 года по 23 апреля 2019 года на период нахождения в отпуске <данные изъяты> ФИО9
С Гунченко Т.Н. заключен служебный контракт № от 01 июля 2016 года о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФССП России по Тульской области.
В силу п. 6 данного контракта, гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ФЗ и другими федеральными законами.
Согласно п. 20 контракта, представитель нанимателя и гражданский служащий несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании приказа №-к от 15 июля 2019 года, Гунченко Т.Н. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы начальника финансово – экономического отдела – главного бухгалтера УФССП по Тульской области временно с 16 июля 2019 года по 07 мая 2022 года на период отпуска по уходу <данные изъяты> ФИО9
С Гунченко Т.Н. заключен служебный контракт № от 15 июня 2019 года о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п. 2 данного контракта, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника финансово-экономического отдела- главного бухгалтера Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Федеральной службы приставов в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации.
Согласно п. 6 контракта, гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 20 контракта, представитель нанимателя и гражданский служащий несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24 февраля 2016 года и.о. руководителя УФССП по Тульской области – главного судебного пристава по Тульской области утвержден должностной регламент начальника финансово-экономического отдела УФССП по Тульской области.
Согласно п. 3.1 данного регламента, основные обязанности начальника отдела предусмотрены ст. 15, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу п. 3.5.13 регламента, начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач.
В соответствии с п. 3.5.43, 3.5.49 регламента, начальник отдела осуществляет финансовый контроль за сохранностью и целевым использованием денежных средств и материальных ценностей; организует и координирует осуществление операций по начислению и выплате заработной платы, социальным, командировочным и другим расходам, работу по бухгалтерскому учету и отчетности, делопроизводство в отделе.
Согласно п. 5.2 регламента, начальник отдела несет материальную ответственность за причиненный имущественный ущерб, связанный с исполнением профессиональной служебной деятельности.
С данным должностным регламентом Гунченко Т.Н. была ознакомлена под роспись 01 апреля 2016 года.
Во исполнение приказа ФССП России от 17 июня 2019 года № 263, пункта 22 ведомственного финансового контроля за 2019 года, контрольной группой ФССП России проведена выездная проверка УФССП по Тульской области по теме «эффективность использования средств федерального бюджета и учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов ФССП России» за период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года, с 01 января 2019 года по 31 марта 2019 года.
Как следует из п. 5.24 акта выездной проверки УФССП по Тульской области от 12 июля 2019 года, проведена выборочная проверка выплат материального стимулирования в виде единовременного поощрения (траншей), производившихся на основании приказов ФССП России от 05 июля 2017года № 323-дсп, от 04 сентября 2017 года № 409-дсп, от 11 января 2019 года № 4-дсп.
Начисление и выплата материального стимулирования осуществлялась на основании приказов ФССП без издания приказов Управления.
В результате проверки выявлены факты выплаты материального стимулирования сотрудникам, находящимся на дату выплаты в отпусках по уходу за ребенком либо уволенным с государственной гражданской службы:
ФИО2, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в июле 2017 года в сумме 13 623 рубля;
ФИО3, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в июле 2017 года в сумме 13 623 рубля;
ФИО4, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в январе 2019 года в сумме 9 446 рубля;
ФИО5, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов г. <данные изъяты> района, уволенной ДД.ММ.ГГГГ излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 13 623 рубля;
ФИО6, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Туле, уволенному ДД.ММ.ГГГГ излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 13 623 рубля;
ФИО7, заместителю начальника отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, уволенному ДД.ММ.ГГГГ излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 15 132 рубля;
ФИО8, начальнику отдела материально-технического обеспечения, уволенному ДД.ММ.ГГГГ излишне начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 11 194 рубля.
Общая сумма переплаты составила 88 824 рубля.
В соответствии с приказом УФССП России по Тульской области от 30 августа 2019 года № проведена служебная проверка в отношении начальника финансово-экономического отдела – главного бухгалтера УФССП по Тульской области Гунченко Т.Н.
Основанием для проведения служебной проверки послужила служебная записка от 29 августа 2019 года заместителя руководителя в соответствии с п. 1 плана устранения нарушений, выявленных выездной проверкой ФССП России в период с 28 июня 2019 года по 12 июля 2019 года.
В ходе служебной проверки, комиссия пришла к выводу, что со стороны начальника финансово - экономического отдела - главного бухгалтера Управления Гунченко Т.Н. ненадлежащим образом осуществляется контроль за правильностью начисления и выплаты денежного содержания, заработной платы и иных предусмотренных выплат в разрезе каждого работника Управления.
Комиссия установила, что Гунченко Т.Н., являясь государственным гражданским служащим, ненадлежащим образом исполняла должностные обязанности, предусмотренные пп. 2.1.3 п. 2; пп. 3.4.1, 3.4.2 п. 3.4; пп. 3.5.2, 3.5.20, 3.5.43, 3.5.44, 3.5.45, 4.5.46. 3.5.47, 3.5.48, 3.5.49, 3.5.57-3.5.61, 3.5.68 п. 3.5 Регламента, выразившиеся в отсутствии контроля за расходованием финансовых средств УФССП России по Тульской области.
По результатам поведенной проверки, комиссия предложила привлечь Гунченко Т.Н. к дисциплинарной ответственности.
На основании приказа №-ко от 30 сентября 2019 года, за ненадлежащее исполнение Гунченко Т.Н., начальником финансово-экономического отдела – главным бухгалтером УФССП по Тульской области, по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, к Гунченко Т.Н. применено дисциплинарное взыскание – замечание.
16 марта 2020 года УФССП по Тульской области направило в адрес Гунченко Т.Н. претензию о возмещении материального ущерба в размере 88 824 рубля.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, судебным приставом ФИО4 часть излишне начисленного и выплаченного материального стимулирования в размере 8 218 рубля возмещена УФССП России Тульской области.
Поскольку ответчик Гунченко Т.Н. не возместила УФССП по Тульской области материальный ущерб в добровольном порядке в размере 80 606 рубля, данное обстоятельство послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.
Как следует из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 июня 2019 года № 18-4/10/В-4438 до перехода на новые условия оплаты труда в целях решения задачи по доведению уровня оплаты труда гражданских служащих до конкурентного на рынке труда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" ежегодно (для центральных аппаратов с 2013 г., а для территориальных органов с 2014 г.) в федеральном бюджете предусматриваются средства на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Согласно служебного письма ФССП России от 28 марта 2017 года о материальном стимулировании государственных гражданских служащих ФССП России в 2017 году, в целях реализации мероприятий, предусмотренных п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2017 № 228-7 «О материальном стимулировании в 2017 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», предусматривающее дополнительное выделение объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих для повышения эффективности выполнения функций, возложенных на ФССП России. Указанное материальное стимулирование доведено сверх установленных Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» фонда оплаты труда территориальных органов ФССП России с учетом налоговых выплат. Учитывая необходимость повышения эффективности выполнения функций, возложенных на ФССП России, а также необходимость равномерного кассового исполнения расходов федерального бюджета, Директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом Российской Федерации принято решение произвести единовременную выплату работникам территориальных органов ФССП России в период с мая по октябрь 2017 года. Указанная единовременная выплата должна быть произведена, в том числе работникам территориальных органов ФССП России, находящимся в отпуске по беременностям и родам в соответствии со ст. 255 ТК РФ.
На основании данного служебного письма, ФИО2, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты>, начислено и выплачено материальное стимулирование в июле 2017 года в сумме 13 623 рубля; ФИО3, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты> района г. Тулы начислено и выплачено материальное стимулирование в июле 2017 года в сумме 13 623 рубля; ФИО7, заместителю начальника отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, в августе 2017 года начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 15 132 рубля; ФИО5, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов г<данные изъяты> района в августе 2017 года начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 13 623 рубля; ФИО6, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Туле в августе 2017 года начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 13 623 рубля.
Приказом ФССП России № 4-ДСП от 11 января 2019 года определено произвести единовременную выплату федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с января по сентябрь 2019 года.
На основании данного приказа, ФИО4, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <данные изъяты> районов начислено и выплачено материальное стимулирование в январе 2019 года в сумме 9 446 рубля; ФИО8, начальнику отдела материально-технического обеспечения в марте 2019 года начислено и выплачено материальное стимулирование в сумме 11 194 рубля.
Из письма ФССП России от 29 мая 2019 года №-ИС об изменении порядка выплаты материального стимулирования государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России с июня 2019 года следует, что единовременная выплата в виде материального стимулирования должна осуществляться с учетом фактически отработанного времени. Соответствующие изменения будут учтены с 01 июня 2019 года в подсистеме расчета заработной платы АИС ФССП России.
Предъявляя настоящие требования, ФССП России по Тульской области указывает, что ответчик Гунченко Т.Н. не осуществила контроль за расходованием финансовых средств, в результате чего произведены выплаты материального стимулирования сотрудникам, находящимся на дату выплаты в отпусках по уходу за ребенком либо уволенным с государственной гражданской службы, что повлекло необоснованное расходование денежных средств в размере 88 824 рубля.
Между тем, в акте выездной проверки УФССП по Тульской области от 12 июля 2019 года, а также заключении по результатам служебной проверки в отношении начальника финансово - экономического отдела - главного бухгалтера УФССП по Тульской области Гунченко Т.Н. от 27 сентября 2019 года, отсутствует оценка действий работника в указанной ситуации относительно положений действующих в УФССП России по порядку начисления и выплат материального стимулирования, а также ссылки на соответствующие правовые акты и нормы действующего законодательства.
Таким образом, работодателем вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между ущербом и действиями ответчика и причинение работодателю прямого действительного ущерба в результате виновных действий ответчика.
Нарушения, на которые ссылается истец, - ненадлежащее осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты денежного содержания, заработной платы и иных предусмотренных выплат в разрезе каждого работника Управления - не являются в данном случае основанием для возложения на Гунченко Т.Н. материальной ответственности в отсутствие доказательств причинения работодателю прямого действительного ущерба.
Распределение денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование работникам территориальных органов ФССП России происходила на основании приказов ФССП России, в которых не содержалось указаний на распределение денежных средств с учетом фактически отработанного времени работника, разъяснения об изменении порядка выплат было получено только 29 мая 2019 года, что не может быть предъявлено в вину Гунченко Т.Н.
Истцом не указано, какие конкретно действия должна была совершить ответчик Гунченко Т.Н. в силу возложенных на нее должностных обязанностей, что бы не допустить возникновение ущерба, УФССП по Тульской области ограничилось лишь ссылками на положения должностного регламента, согласно которого ответчик несет персональную ответственность за выполнение финансово-экономическим отделом возложенных на него функций и задач. Между тем для возложения на работника ответственности за причиненные работодателю убытки необходимо наличие прямой причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением работником своих должностных обязанностей, выразившихся в конкретных действиях или бездействии, и последствиями в виде убытков.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствуют основания для взыскания с Гунченко Т.Н. заявленного материального ущерба.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований УФССП по Тульской области к Гунченко Тамаре Николаевне о взыскании материального ущерба – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 июля 2020 года.
Председательствующий