Судья Е.И. Тотьмянина Дело №33-3387/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей М.Е. Мальцевой, Е.С. Казанцевой
при секретаре П.В. Тупицыной
рассмотрела в судебном заседании 26.03.2013 года в г. Кудымкаре апелляционную жалобу ответчика Министерства социального развития Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 31.01.2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Мерзляковой Н.А. удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Пермского края выдать Мерзляковой Н.А. удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки как члену семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Обязать Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу назначить Мерзляковой Н.А. с 01.12.2012 года выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.А. Мерзлякова обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности выдать ей удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки как члену семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы; к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу назначить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.12.2012 года. Требования мотивированы тем, что она является женой умершего 21.01.2005 года инвалида вследствие чернобыльской катастрофы М. , в выдаче удостоверения и выплате положенных по закону компенсаций ей необоснованно отказано.
В судебном заседании истец Н.А. Мерзлякова заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился. Из письменных возражений следует, что истица на момент смерти мужа не являлась нетрудоспособной иждивенкой, кроме того не представила заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся у ее мужа заболеваний и инвалидности и справку ФГУ МСЭ, подтверждающую факт установления ему инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, поэтому ей было выдано только удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы. Полагают, что преюдициальное значение имеет решение Кудымкарского городского суда от 26.06.2006 года, которым уже отказано истице в выдаче подобного удостоверения.
Представитель ответчика Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание не явился, поддержав позицию Министерства социального развития Пермского края.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Пермского края просит решение суда отменить, ссылаясь на неверное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. В обоснование приводят те же доводы, что и в письменных возражениях на исковое заявление.
Судебная коллегия, выслушав пояснения истца Н.А. Мерзляковой, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье (в т.ч. право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров).
Приказом МЧС РФ № 728, Минздравсоцразвития РФ № 832, Минфина РФ № 166н от 08.12.2006 года утвержден «Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы» (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.2007 года № 8902).
Согласно пп. «г» п. 2 Порядка, удостоверение выдается, в том числе, членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 указанного Закона.
В силу пункта 3 названного Порядка, оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации -инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в пункте 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором настоящего пункта).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что членам семьи, указанным в подпункте «г» пункта 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению № 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона.
Из материалов дела следует, что НА. Мерзлякова является вдовой умершего 21.01.2005 года М. (л.д. 11-12), который являлся участником ликвидации последствий аварии на ЧАЗС (л.д. 9-10). 23.11.2004 года М. была установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 8), однако он обращался в Санкт-Петербургский межведомственньш экспертный: совет ФГУЗ «Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины» на предмет установления причинной связи имеющегося у него онкологического заболевания с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 24.12.2004 года данный межведомственный экспертный совет предложил представить М. результаты гистологического исследования (л.д. 86), и только 27.05.2005 года было выдано заключение о том, что имеющееся заболевание связано с радиационным воздействием в результате аварии на ЧАЭС (л.д. 13), 10.02.2012 года было выдано заключение о том, что причина смерти (рак верхней дож левого легкого) связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д. 14). Также 24.01.2013 года Бюро № 35 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» было выдано заключение о том, что смерть М. , наступившая 21.01.2005 года от рака верхней доли левого легкого, является следствием заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС (л.д. 78).
Н.А. Мерзлякова обращалась в Министерство социального развития с заявлением о выдаче ей удостоверения, однако получила отказ 14.11.2012 года (л.д. 15).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Н.А. Мерзляковой к Министерству социального развития Пермского края о признании права на получение удостоверения члена семьи, умершего инвалида, вследствие заболевания, возникшего в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края выдать соответствующее удостоверение. Также верно разрешены требования о назначении к выплате соответствующих компенсаций в соответствии с нормами Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которым судом дана надлежащая оценка. При этом суд правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было объективно установлено, что А.Т. Мерзляков принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Посмертно 20.08.2008 года ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 23.11.2004 года была установлена 1 группа инвалидности вследствие общего заболевания. Однако позднее решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ МЧС России от 27.05.2005 года и 10.02.2012 года установлена причинно-следственная связь между имевшемся у М. общим заболеванием - рак верхней доли левого легкого, повлекшего инвалидность, а впоследствии смерть, и воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Следовательно, при рассмотрении судом заявленных требований, была подтверждена причинно-следственная связь заболевания, повлекшего инвалидность, а впоследствии смерть, с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Специальное удостоверение М. не было получено в связи с поздним установлением данного обстоятельства, т.е. после его смерти.
Между тем, не представление Н.А. Мерзляовой в уполномоченный орган полного пакета документов для получения удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы не может служить основанием к лишению членов его семьи мер социальной поддержки, предусмотренных для них пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Тем более, что право на получение удостоверения предусмотрено не только для самого участника ликвидации аварии, но и в силу пп. «г» пункта 2 Порядка и для членов его семьи, при предъявлении ими в соответствующий уполномоченный орган документов перечисленных в пунктах 4 и 5 указанного Порядка, в том числе и заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Указанные перечни документов для выдачи удостоверения являются исчерпывающими. Каких-либо препятствий для выдачи удостоверения судебная коллегия не усматривает, поскольку затребованное соответчиком заключение, подтверждающее причинно следственную связь заболевания М. , повлекшего его инвалидность, а впоследствии смерть, с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у истца имеется.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 года № 1085-О-П, на которое ссылается ответчик в жалобе, указывая при этом, что поскольку при жизни М. заключением межведомственного экспертного совета причинная связь, вызвавшая инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы не подтверждена, соответственно основания выдачи удостоверения его жене - Н.А. Мерзляковой, отсутствуют, полностью опровергает довод жалобы.
В определении Конституционным Судом Российской Федерации указано, что выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.
Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, решение Кудымкарского городского суда от 26.06.2006 года, в соответствии с которым истице было отказано в выдаче удостоверения как вдове инвалида последствий аварии на ЧАЭС, не может быть принято во внимание. В соответствии с данным решением, истице было отказано в выдаче удостоверения только ввиду того, что на тот момент законодательно не был урегулирован вопрос о порядке выдачи таких удостоверений, при этом она признана вдовой умершего инвалида вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Решением Кудымкарского городского суда от 28.03.2012 года установлен факт нахождения истицы на иждивении умершего мужа М. При этом судебная коллегия полагает, что для получения соответствующих льгот в виде компенсаций не имел юридического значения факт наступления ее нетрудоспособности после смерти мужа М.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются верными, надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к отмене или изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы в целом были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не являются основаниями к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кудымкарского городского суда от 31.01.2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи