Дело № 2А – 4343/2021
45RS0026 – 01 – 2021 – 003658 – 88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.04.2021 г. Курган
Судья Курганского городского суда Курганской области Новикова А.В.,рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кургану к Лесовому Е.В. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по страховым взносам в размере 66 287 рублей 73 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кургану обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лесовому Е.В. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по страховым взносам в размере 66 287 рублей 73 копейки.
В обоснование иска указано, что ответчик является собственником недвижимого имущества, автомобилей, указанных в налоговом уведомлении, а также плательщиком страховых взносов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Обязанность по уплате налогов, страховых взносов ответчиком не исполнена в установленный законом срок, в его адрес было направлено требование об уплате налога и пени, которое также осталось не исполненным, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который в последующем был отменен Лесовым Е.В.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке не заявлено, о дате судебного заседания извещались надлежаще, их явка в судебное заседание по данной категории спора не является обязательной, суд полагает возможным рассмотреть административное исковое заявление в порядке главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иные здания, строения, помещения и сооружения является объектами налогообложения на основании ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по уплате налога на имущество физических лиц является календарный год.
Установлено, что Лесовой Е.В. в 2018 году являлся собственником недвижимого имущества, указанного в налоговом уведомлении № 66648365 от 22.08.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик - физическое лицо вправе уплатить налог досрочно, в том числе до получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установлено, что Лесовой Е.В. в 2018 году являлся собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении № 66648365 от 22.08.2019.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Руководствуясь статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику направлено требование от 23.12.2019 об уплате налога и пени, которое осталось неисполненным.
Из расчета ИФНС России по городу Кургану за ответчиком числится задолженность по:
- транспортному налогу за 2018 год в размере 64 381 рубль, пени в размере 275 рублей 23 копейки за период с 03.12.2019 по 22.12.2019,
- налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1323 рубля, пени в размере 5 рублей 66 копеек за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.
В материалах дела имеются сведения, что решением Арбитражного суда Курганской области от 06.07.2017 Лесовой Е.В. признан банкротом и введена процедура реализации его имущества, вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные платежи возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, классифицируются как текущие.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведение соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае вынесения арбитражным судом определения о завершении реализации имущества гражданина задолженность по текущим платежам не подлежит списанию, а подлежит взысканию после окончания производства по делу о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2015 принято заявление о признании Лесового Е.В. несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 06.07.2017 Лесовой Е.В. признан банкротом и введена процедура реализации его имуществ.
Учитывая, что задолженность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год является текущей, а также принимая во внимание то, что ответчик не оспаривал факта неоплаты задолженности на день рассмотрения дела, сведений о льготах по уплате налога и пени не представил, расчет, представленный истцом не оспаривал, суд приходит к выводу, что исковые требования ИФНС России по г. Кургану в данной части подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Лесового Е.В. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования город Курган в размере 2 179 рублей 55 копеек.
Кроме того, административным истцом заявлены требования о взыскании с Лесового Е.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.12.2018 по 01.02.2019 в размере 200 рублей 48 копеек и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 102 рубля 36 копеек за период с 01.12.2018 по 01.02.2019.
В силу пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Из положений пунктов 2, 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, а в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Установлено, что Лесовой Е.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, 06.07.2017 снят с налогового учета ввиду утраты статуса индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
Из представленных административным истцом в материалы дела доказательств (требований и расчета пеней) невозможно определить и в самом административном иске не отражены суммы, на которые начислены пени.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.02.2015 № 422-0 отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 НК РФ).
С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате пеней, подлежащих принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Налоговым органом не представлены доказательства принудительного (судебного) взыскания в установленном законом порядке страховых взносов на которые начислены пени, либо доказательства их добровольной оплаты ответчиком с пропуском установленных сроков.
При таких обстоятельствах исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кургану к Лесовому Е.В. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по страховым взносам в размере 66 287 рублей 73 копейки удовлетворить частично.
Взыскать с Лесового Евгения Владимировича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кургану задолженность по:
- транспортному налогу за 2018 год в размере 64 381 рубль, пени в размере 275 рублей 23 копейки за период с 03.12.2019 по 22.12.2019,
- налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1323 рубля, пени в размере 5 рублей 66 копеек за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.
Взыскать с Лесового Евгения Владимировича в бюджет муниципального образования город Курган государственную пошлину 2 179 рублей 55 копеек.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Курганской областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение может быть отменено и возобновлено рассмотрение административного дела по общим правилам административного судопроизводства по ходатайству заинтересованного лица, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Курганского городского суда А.В. Новикова