Решение по делу № 33-13545/2023 от 16.11.2023

УИД 59RS0028-01-2023-001569-14

33-13545/2023

№ 2-1258/2023

Судья Лекомцева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 14 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Орловой А.Ю., Безматерных О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Маланчака Александра Николаевича к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации Лысьвенского городского округа на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 сентября 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лысьвенский городской прокурор, действующий в интересах Маланчака А.Н., обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований указано, что Маланчак А.Н. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать К. лишена родительских прав, отец М. умер. Распоряжением главы Лысьвенского муниципального района Пермского края от 21 августа 2007 года № 1064-р над несовершеннолетним Маланчаком (К.) А.Н. установлена опека, опекуном назначена К1., за несовершеннолетним закреплено право пользования жилым помещением по ул. ****, в г. Лысьве. Ответственность за сохранность жилого помещения возложена на законного представителя. По ходатайству ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу от 23 апреля 2019 года, решением жилищно-бытовой комиссии при администрации города Лысьвы за № 7 от 30 апреля 2019 года Маланчак А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Постановлением администрации г. Лысьвы Пермского края от 03 июня 2019 года № 1242 Маланчак А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение Маланчаку А.Н. не предоставлено.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 сентября 2023 года требования Лысьвенского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Маланчака Александра Николаевича, удовлетворены.

На администрацию Лысьвенского городского округа возложена обязанность предоставить Маланчаку Александру Николаевичу, ** года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью жилого помещения не менее 28 кв.м. на территории Лысьвенского городского округа.

Не согласившись с постановленным судом решением, с апелляционной жалобой обратился ответчик - администрация Лысьвенского городского округа. Просит решение суда первой инстанции изменить в части, определить срок исполнения решения до 01 июля 2024 года. В обоснование доводов жалобы указано на то, что администрация Лысьвенского городского округа принимает все необходимые действия для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, однако данные действия носят длящийся характер, поскольку предусматривают совершение последовательности действий, входящих в компетенцию Министерства строительства Пермского края, органа местного самоуправления, Росреестра. При этом ответчик не вправе превышать лимиты переданных субвенций, в текущем году лимиты израсходованы, в 2023 году у администрации Лысьвенского городского округа получится приобрести только 12 квартир, тогда как на исполнении находятся уже 13 решений суда по аналогичным спорам. Приобрести квартиру для Маланчака А.Н. в 2023 году администрация Лысьвенского городского округа не сможет ввиду отсутствия дополнительного финансирования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Левыкина Л.Л. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Маланчак А.Н., ** года рождения (л.д.9,10), является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать К. лишена родительских прав (л.д.14-15), отец М. умер 03.07.2018 (л.д.10, 16-18, 19).

Распоряжением главы Лысьвенского муниципального района Пермского края от 21 августа 2007 года № ** над несовершеннолетним Маланчаком А.Н. установлена опека, опекуном назначена К1. За несовершеннолетним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: г. Лысьва, ул. **** (л.д.20-21).

Маланчак А.Н. зарегистрирован по месту жительства опекуна, по адресу: **** (л.д.11-12, 53).

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сведениям ГБУ ПК «ЦТИ ПК» за Маланчаком А.Н. на праве собственности жилые помещения не зарегистрированы (л.д.43,63).

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации города Лысьвы № 7 от 30 апреля 2019 года Маланчак А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.58), в связи с чем, администрацией г. Лысьвы Пермского края за № ** от 03 июня 2019 года вынесено соответствующее постановление (л.д.59).

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела Маланчак А.Н. проживает в г. Лысьва, не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении обязанности на ответчика по предоставлению Маланчаку А.Н. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию Лысьвенского городского округа обязанности по предоставлению жилого помещения являются законными и обоснованными.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

С изложенной в апелляционной жалобе позицией ответчика о необходимости установить конкретный срок исполнения решения суда, а именно – до 01 июля 2024 года, судебная коллегия согласиться не может, поскольку такое условие снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ обстоятельств.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Маланчак А.Н. имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Учитывая, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение, резолютивную часть решения суда первой инстанции необходимо дополнить специальным указанием на данное обстоятельство.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лысьвенского городского округа - без удовлетворения.

Резолютивную часть решения дополнить указанием на то, что предоставление жилого помещения осуществляется за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.

УИД 59RS0028-01-2023-001569-14

33-13545/2023

№ 2-1258/2023

Судья Лекомцева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 14 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Орловой А.Ю., Безматерных О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Маланчака Александра Николаевича к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации Лысьвенского городского округа на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 сентября 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лысьвенский городской прокурор, действующий в интересах Маланчака А.Н., обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований указано, что Маланчак А.Н. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать К. лишена родительских прав, отец М. умер. Распоряжением главы Лысьвенского муниципального района Пермского края от 21 августа 2007 года № 1064-р над несовершеннолетним Маланчаком (К.) А.Н. установлена опека, опекуном назначена К1., за несовершеннолетним закреплено право пользования жилым помещением по ул. ****, в г. Лысьве. Ответственность за сохранность жилого помещения возложена на законного представителя. По ходатайству ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу от 23 апреля 2019 года, решением жилищно-бытовой комиссии при администрации города Лысьвы за № 7 от 30 апреля 2019 года Маланчак А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Постановлением администрации г. Лысьвы Пермского края от 03 июня 2019 года № 1242 Маланчак А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение Маланчаку А.Н. не предоставлено.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 сентября 2023 года требования Лысьвенского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Маланчака Александра Николаевича, удовлетворены.

На администрацию Лысьвенского городского округа возложена обязанность предоставить Маланчаку Александру Николаевичу, ** года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью жилого помещения не менее 28 кв.м. на территории Лысьвенского городского округа.

Не согласившись с постановленным судом решением, с апелляционной жалобой обратился ответчик - администрация Лысьвенского городского округа. Просит решение суда первой инстанции изменить в части, определить срок исполнения решения до 01 июля 2024 года. В обоснование доводов жалобы указано на то, что администрация Лысьвенского городского округа принимает все необходимые действия для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, однако данные действия носят длящийся характер, поскольку предусматривают совершение последовательности действий, входящих в компетенцию Министерства строительства Пермского края, органа местного самоуправления, Росреестра. При этом ответчик не вправе превышать лимиты переданных субвенций, в текущем году лимиты израсходованы, в 2023 году у администрации Лысьвенского городского округа получится приобрести только 12 квартир, тогда как на исполнении находятся уже 13 решений суда по аналогичным спорам. Приобрести квартиру для Маланчака А.Н. в 2023 году администрация Лысьвенского городского округа не сможет ввиду отсутствия дополнительного финансирования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Левыкина Л.Л. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Маланчак А.Н., ** года рождения (л.д.9,10), является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать К. лишена родительских прав (л.д.14-15), отец М. умер 03.07.2018 (л.д.10, 16-18, 19).

Распоряжением главы Лысьвенского муниципального района Пермского края от 21 августа 2007 года № ** над несовершеннолетним Маланчаком А.Н. установлена опека, опекуном назначена К1. За несовершеннолетним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: г. Лысьва, ул. **** (л.д.20-21).

Маланчак А.Н. зарегистрирован по месту жительства опекуна, по адресу: **** (л.д.11-12, 53).

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сведениям ГБУ ПК «ЦТИ ПК» за Маланчаком А.Н. на праве собственности жилые помещения не зарегистрированы (л.д.43,63).

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации города Лысьвы № 7 от 30 апреля 2019 года Маланчак А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.58), в связи с чем, администрацией г. Лысьвы Пермского края за № ** от 03 июня 2019 года вынесено соответствующее постановление (л.д.59).

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела Маланчак А.Н. проживает в г. Лысьва, не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении обязанности на ответчика по предоставлению Маланчаку А.Н. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию Лысьвенского городского округа обязанности по предоставлению жилого помещения являются законными и обоснованными.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

С изложенной в апелляционной жалобе позицией ответчика о необходимости установить конкретный срок исполнения решения суда, а именно – до 01 июля 2024 года, судебная коллегия согласиться не может, поскольку такое условие снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ обстоятельств.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Маланчак А.Н. имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Учитывая, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение, резолютивную часть решения суда первой инстанции необходимо дополнить специальным указанием на данное обстоятельство.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лысьвенского городского округа - без удовлетворения.

Резолютивную часть решения дополнить указанием на то, что предоставление жилого помещения осуществляется за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.

33-13545/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Безматерных Ольга Владиленовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
16.11.2023Передача дела судье
14.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее