Решение по делу № 2-3421/2021 от 05.10.2021

Дело (номер обезличен)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2021 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Решетниковой А.Е., с участием истца Зубановой О.И., представителей ответчиков Осиповой Е.П., Мочалова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубановой ФИО8 действующей в интересах несовершеннолетней Зубановой ФИО9, (дата обезличена) г.р., к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» о признании бездействия незаконным, обеспечении медицинским оборудованием,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Зубанова О.И., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, (дата обезличена) г.р., обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» о признании бездействия незаконным, обеспечении медицинским оборудованием, по следующим основаниям.

Дочь истицы ФИО2, (дата обезличена) г.р., имеет статус ребенок-инвалид (инвалидность установлена в 2019 г.) по заболеванию сахарный диабет 1-го типа.

Она состоит на диспансерном учете с диагнозом Сахарный диабет I типа в ГБУЗ НО «Кстовская центральная районная больница».

12.08.2021 г. для обеспечения жизнедеятельности ей была установлена инсулиновая помпа Медтроник 754 paradigm veo в условиях стационара ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» г.Уфы Республики Башкортостан в рамках высокотехнологичной медицинской помощи и оказано комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии. У дочери истицы наблюдаются периодические ночные гипогликемические состояния, которые ребенок не ощущает. В связи с этим, с целью компенсации заболевания, согласно выписки из стационара, ребенку необходим круглосуточный мониторинг глюкозы. На фоне постоянного непрерывного мониторинга уровня глюкозы у дочери достигнуто улучшение показателей гликимического профиля и состояния здоровья.

Для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы инфузионная система MIO (ММТ-943) - в количестве 10 шт. в месяц, резервуары для инфузий ММТ-332-А - в количестве 10 шт. в месяц, сенсоры для круглосуточного мониторирования глюкозы Enlit ММТ-7008А - в количестве 5 шт. в месяц. Системы непрерывного мониторинга глюкозы измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров). В любой момент пользователь может посмотреть график и актуальное значение глюкозы, он помогает получить представление о вариабельности гликемии, что позволяет предотвратить эпизоды гипо- и гипергликемии, которые являются жизнеугрожающими. Месячное потребление подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем помпы. Обеспечение Зубановой М.Д. расходными материалами к инсулиновой помпе осуществляется не в полном объеме.

30.08.2021 г. были выданы: резервуары для инфузий (номер обезличен), устройства д/инфузий MiniMed Mio для помпы инсулиновой MiniMed Рaradigm veo (номер обезличен) до конца октября 2021 г. Обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторирования Enlit-7008A не осуществлялось по настоящее время.

По данным вопросам истец обращалась в больницу по месту жительства и в Министерство Здравоохранения Нижегородской области, на что получила ответы, в которых отказано в обеспечении в полном объеме необходимых расходных материалов для помпы Медтроник 754 paradigm veo. Тест-полоски, выдаваемые по бесплатным рецептам детской поликлиникой, являются лишь измерителями контрольных показателей сахара в крови и не заменяют собой круглосуточное мониторирование уровня глюкозы в крови.

В своем исковом заявлении Зубанова О.И. просит признать бездействие Министерства Здравоохранения Нижегородской области и ГБУЗ НО «Кстовская центральная районная больница» в части необеспечения ФИО2, (дата обезличена) г.р., сенсорами для круглосуточного мониторирования Enlit-7008A в количестве 5 штук в месяц, обязать Министерство Здравоохранения Нижегородской области и ГБУЗ НО «Кстовская центральная районная больница» бесплатно обеспечить ФИО2, (дата обезличена) г.р., сенсорами для круглосуточного мониторирования Enlit-7008A в количестве 5 штук в месяц. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании Зубанова О.И. свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дала пояснения в соответствии с доводами искового заявления.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Нижегородской области, Осипова Е.П., иск не признала, дала пояснения в соответствии с доводами представленных письменных возражений.

Представитель ответчика - ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» ФИО6, иск не признал, дал пояснения в соответствии с доводами представленных письменных возражений.

Третье лицо – Зубанова М.Д., Кстовский городской прокурор в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

В силу положений ст.10, ст.25 Конвенции о правах инвалидов: «Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в общества (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В Российской Федерации правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, и гарантии реализации этих прав определены Федеральным законом РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе, сахарный диабет (код заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10-Е 14).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

В соответствии с данным Перечнем дети инвалиды и больные сахарным диабетом должны получать бесплатно все лекарственные средства и средства медицинской реабилитации.

Судом установлено, что дочь истицы ФИО2, (дата обезличена) г.р., имеет статус ребенок-инвалид (инвалидность установлена в 2019 г.) по заболеванию сахарный диабет 1-го типа.

Она состоит на диспансерном учете с диагнозом Сахарный диабет I типа в ГБУЗ НО «Кстовская центральная районная больница».

12.08.2021 г. для обеспечения жизнедеятельности ей была установлена инсулиновая помпа Медтроник 754 paradigm veo в условиях стационара ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» г.Уфы Республики Башкортостан в рамках высокотехнологичной медицинской помощи и оказано комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни ФИО2, в ходе госпитализации оказана высокотехнологичная медицинская помощь: комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализации показетелей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа Медтроник ММТ 754). Профиль ВМП: Эндокринология, группа ВМП: 57.

Рекомендовано: диспансерное наблюдение по ДIV; планирование питания по хлебным единицам (18-20 ХЕ в сутки); самоконтроль гликемии ежедневно перед каждым приемом пищи и перед сном. Более частый самоконтроль на фон интеркуррентных заболеваний, в нестандартных ситуациях, на фоне физических нагрузок (до и после). Периодически определять уровень гликемии после основных приемом пищи и ночью. В соответствии с клиническими рекомендациями рекомендуется измерение глюкозы в крови глюкометром с частотой не менее 6 раз в сутки. Учитывая высокую вариабельность гликемии рекомендовано проведение непрерывного мониторинга гликемии. Ежеквартально анализ крови на гликированный гемоглобин.

Истец ссылается, что у её дочери наблюдаются периодические ночные гипогликемические состояния, которые ребенок не ощущает. В связи с этим, с целью компенсации заболевания, согласно выписки из стационара, ребенку необходим круглосуточный мониторинг глюкозы. На фоне постоянного непрерывного мониторинга уровня глюкозы у дочери достигнуто улучшение показателей гликимического профиля и состояния здоровья.

В связи с этим, с целью компенсации заболевания, согласно выписке из стационара ребенку необходим круглосуточный мониторинг глюкозы.

Таким образом, ФИО2, (дата обезличена) г.р., переведена на помповый режим инсулинотерапии.

Истец ссылается, что для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы инфузионная система MIO (ММТ-943) - в количестве 10 шт. в месяц, резервуары для инфузий ММТ-332-А - в количестве 10 шт. в месяц, сенсоры для круглосуточного мониторирования глюкозы Enlit ММТ-7008А - в количестве 5 шт. в месяц. Системы непрерывного мониторинга глюкозы измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров). В любой момент пользователь может посмотреть график и актуальное значение глюкозы, он помогает получить представление о вариабельности гликемии, что позволяет предотвратить эпизоды гипо- и гипергликемии, которые являются жизнеугрожающими. Месячное потребление подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем помпы. Обеспечение ФИО2 расходными материалами к инсулиновой помпе осуществляется не в полном объеме.

30.08.2021 г. были выданы: резервуары для инфузий ММТ-332А 3 мл (номер обезличен), устройства д/инфузий MiniMed Mio для помпы инсулиновой MiniMed Рaradigm veo (номер обезличен) ММТ 943) до конца октября 2021 г. Обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторирования Enlit-7008A не осуществлялось по настоящее время.

По данным вопросам истец обращалась в больницу по месту жительства и в Министерство Здравоохранения Нижегородской области, на что получила ответы, в которых отказано в обеспечении в полном объеме необходимых расходных материалов для помпы Медтроник 754 paradigm veo. Тест-полоски, выдаваемые по бесплатным рецептам детской поликлиникой, являются лишь измерителями контрольных показателей сахара в крови и не заменяют собой круглосуточное мониторирование уровня глюкозы в крови.

В перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) N 715, включен сахарный диабет (код заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10- Е 14).

Статьей 6.1 Федерального закона от (дата обезличена) N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от (дата обезличена) N 178-ФЗ).

В соответствии с требованиями Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО2, (дата обезличена) г.р., включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача. От получения набора социальных услуг не отказывалась.

Обеспечение граждан Нижегородской области, являющихся инвалидами и сохранивших право на набор социальных услуг, организуется в рамках Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Дети инвалиды, больные сахарным диабетом, обеспечиваются бесплатными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительством РФ от 28.12.2020 № 2299.

В соответствии с разделом V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N9 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В частности, согласно Приложению №2 к указанному постановлению при амбулаторном лечении дети-инвалиды обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям) бесплатно.

Этим же Приложением установлено, что при диабете бесплатно по рецепту врачей отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Таким образом, финансирование бесплатного обеспечения детей-инвалидов лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области, при этом организация обеспечения лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения Нижегородской области.

В соответствии с п.п. 1.1, 3.1.6, 3.1.8 Постановления Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 г. N 435 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области" Министерство здравоохранения Нижегородской области образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-3 "О Правительстве Нижегородской области", является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Министерство организует оказание медицинской помощи на территории области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; рассматривает обращения граждан и принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что инвалид, проживающий на территории Нижегородской области и страдающий инсулинозависимым сахарным диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение, в том числе и расходных материалов, к которым относятся сенсоры для круглосуточного мониторирования глюкозы Enlit-7008A; количество медицинских изделий, необходимых инвалиду, определяет лечащий врач; получение медицинских изделий инвалидам осуществляется на основании выписанных рецептов.

Как указано выше, согласно выписному эпикризу ФИО2, (дата обезличена) г.р., рекомендован круглосуточный мониторинг глюкозы.

Для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы, в частности, сенсоры для круглосуточного мониторирования глюкозы Enlit-7008A в количестве 5 шт. в месяц. Количество потребления в месяц подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем помпы.

Обеспечение ФИО2, (дата обезличена) г.р., указанными расходными материалами к инсулиновой помпе не осуществляется, что представителями ответчика в судебном заседании не оспаривается.

Из возражений Министерства здравоохранения Нижегородской области и ГБУЗ НО «Кстовская центральная районная больница» следует, что обеспечение детей-инвалидов, больных сахарным диабетом и находящихся на помпотерапии, производится согласно «Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р. В данный Перечень входят инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе. Сенсоры для круглосуточного мониторирования глюкозы Enlit-7008A в данный перечень не входят, поэтому обеспечение ими действующим законодательством не предусмотрено.

Суд находит отказ в обеспечении несовершеннолетнего ребенка, страдающего сахарным диабетом 1 типа, жизненно необходимыми изделиями медицинского назначения сенсорами для круглосуточного мониторирования глюкозы Enlit-7008A в количестве 5 штук в месяц нарушает права ребенка-инвалида на охрану жизни и здоровья, на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, что в данном случае является приоритетным при оказании медицинской помощи, важнейшим и необходимым условием развития ребенка с целью поддержания стабильного течения заболевания и не ухудшения качества здоровья.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 "Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет является социально значимым заболеванием.

Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением N 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку правильная и безопасная работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна. Медицинские изделия, в данном случае помпа, используются в первую очередь для предотвращения осложнений, и для недопущения ухудшения здоровья несовершеннолетних детей-инвалидов.

Обеспечение работоспособного состояния инсулиновой помпы должно осуществляться в рамках социальной поддержки от государства в виде бесплатного предоставления расходных материалов к инсулиновой помпе, так как лицо, признанное в установленном порядке инвалидом и страдающее диабетом, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, бесплатных средств медицинской реабилитации, бесплатных средств диагностики вне зависимости от их наименования и стоимости.

Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в применении помповой инсулинотерапии, а также наличия у него противопоказаний для лечения заболевания с помощью помпы ответчиками не представлено.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку отсутствие лечения несовершеннолетнего ребенка-инвалида с помощью инсулиновой помпы приводит к жизнеугрожающим для него последствиям, что является нарушением приведенных выше конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

В части требований истца к ГБУЗ НО «Кстовская центральная районная больница» следует отказать, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство здравоохранения Нижегородской области.

В соответствии сч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание, что право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 816-О-О), и первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида с целью обеспечения ребенку права на жизнь и охрану здоровья, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению в части обязания Министерство здравоохранения Нижегородской области бесплатно обеспечить ФИО2, (дата обезличена) г.р., сенсорами для круглосуточного мониторирования Enlit-7008A в количестве 5 штук в месяц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Зубановой ФИО10 действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, (дата обезличена) г.р., к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» о признании бездействия незаконным, обеспечении медицинским оборудованием, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Нижегородской области в части необеспечения ФИО2, (дата обезличена) г.р., сенсорами для круглосуточного мониторирования Enlit-7008A в количестве 5 штук в месяц.

Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области бесплатно обеспечить ФИО2, (дата обезличена) г.р., сенсорами для круглосуточного мониторирования Enlit-7008A в количестве 5 штук в месяц, обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению.

В остальной части исковых требований Зубановой ФИО11 действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, (дата обезличена) г.р., к ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» о признании бездействия незаконным, обеспечении медицинским оборудованием, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья Выборнов Д.А.

2-3421/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубанова Ольга Ивановна, действующая в интересах н/л Зубановой Марии Дмитриевны
Ответчики
ГБУЗ НО "Кстовская центральная районная больница"
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Другие
Информация скрыта
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Выборнов Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
05.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2021Подготовка дела (собеседование)
09.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2021Судебное заседание
25.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее