Дело 2-352/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 сентября 2018 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Лавриненко А.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Новикковой А.Е.,
представителя ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» по доверенности Бродниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечении комплексной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» (далее- ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ») о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечении комплексной безопасности.
Заявленные требования прокурор <адрес> мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере здравоохранения ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что охрана здания ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» путем привлечения сотрудников охранных организаций не обеспечена, что, соответственно, влечет невозможность обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте и контроле их функционирования, надлежащей организации санкционированного допуска лиц на объект и исключения бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц (нахождения транспортных средств).
Характер выявленных нарушений антитеррористической защищённости места массового пребывания людей, свидетельствует о наличии реальной угрозы совершения акта незаконного вмешательства и может привести к чрезвычайным ситуациям, причинению имущественного ущерба и человеческим жертвам, вызванными беспрепятственным несанкционированным проникновением и незаконными действиями на территории объекта посторонних лиц, в том числе вынашивающих экстремистские намерения, совершению диверсионно - террористических актов, что является недопустимым.
На основании вышеизложенного прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ», выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности и обязать ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности путем выполнения в отношении здания ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» расположенного по адресу: <адрес>, следующих мероприятий:
- организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте (территории), контроль их функционирования;
-обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
-организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию)
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> на удовлетворении заявленных требований настаивал, уточнив срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» в судебном заседании заявленные прокурором требования признал, со сроком их исполнения согласился.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, не просил отложить рассмотрение заявления.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-11-01-001952 выданной Министерством здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» установлено, что, несмотря на проведенное категорирование данного объекта с присвоением ему 2 категории, в нарушение пп. «а, г, и, к» п. 16 Требований, охрана здания ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» путем привлечения сотрудников охранных организаций не обеспечена, что, соответственно, влечет невозможность обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте и контроле их функционирования, надлежащей организации санкционированного допуска лиц на объект и исключения бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц (нахождения транспортных средств).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ N 322-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно части 3 статьи 3 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В статье 4 указанного Закона закреплены основные принципы охраны здоровья, в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон «О противодействии терроризму»).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно статьей 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. В соответствии с указанным законном в целях противодействия терроризму и экстремизму должны приниматься эффективные меры, направленные на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизации и ликвидации последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, к числу которых относятся меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения
Частью 3.1. статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» закреплена обязанность юридических лиц по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий).
В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 (далее – постановление Правительства РФ № 8), вступившим в законную силу 25.01.2017, утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Требования), а также форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанными Требованиями установлен комплекс мероприятий, включая вопросы инженерно-технической укрепленности, категорирования, контроля за выполнением Требований и разработки паспорта безопасности, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), под которыми понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), правообладателями которых являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, являющиеся правообладателями данных объектов (территорий).
На основании п.п. 5, 7, 12, 13 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их комиссионное категорирование с установлением одной из трех категорий и оформлением актов обследования и категорирования объектов (территорий).
В соответствии с п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения.
В силу пп. «а, г, и, к» п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по организации и обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроле их функционирования; обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Правовую основу противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности составляет Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Неисполнение ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» требований в сфере противодействия терроризму нарушает основные принципы законодательства в данной области, к числу которых относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Бездействие и непринятие ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» действенных мер по обеспечению надлежащего уровня антитеррористической защищенности и комплексной безопасности являются противоправными, недопустимыми и, как следствие, влекут нарушение конституционных прав работников учреждения, пациентов, посетителей и иных лиц, круг которых не определен, на охрану их жизни и здоровья.
Характер выявленных нарушений антитеррористической защищённости места массового пребывания людей свидетельствует о наличии реальной угрозы совершения акта незаконного вмешательства и может привести к чрезвычайным ситуациям, причинению имущественного ущерба и человеческим жертвам, вызванными беспрепятственным несанкционированным проникновением и незаконными действиями на территории объекта посторонних лиц, в том числе вынашивающих экстремистские намерения, совершению диверсионно - террористических актов, что является недопустимым.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечении комплексной безопасности.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку эти требования не противоречат закону, не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.39,173 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница», выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности путем выполнения в отношении здания Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>, следующих мероприятий:
- организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте (территории), контроль их функционирования;
- обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
- организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию).
На решение может быть поданы апелляционные жалоба или представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.
Судья О.В. Сурганов