Решение по делу № 2а-3076/2021 от 29.10.2021

57RS0022-01-2021-004960-71 Производство № 2а-3076/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года                                  г. Орёл

Судья Заводского районного суда г.Орла Кальная Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Заводского районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Секушиной Ольге Владимировне о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Орлу (далее – ИФНС России по г.Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Секушиной О.В. о взыскании задолженности по налогам и пени. Ссылаясь на то, что срок обращения в суд налоговым органов был пропущен в связи с отсутствием технической возможности формирования списка налогоплательщиков, имеющих непогашенную задолженность по оконченным исполнительным производствам, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя, в отношении которых применялись меры, предусмотренные статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с Секушиной О.В. в пользу ИФНС России по г.Орлу задолженность в размере 24401,23 руб., из которых:

- пени, начисленные на недоимку по СВ на ОМС в фиксированном размере, за расчетные периоды с (дата обезличена) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 918,50 руб.;

- недоимка по страховым взносам на ОМС за 2017 г. в размере 4420,61 руб.;

- недоимка по страховым взносам на ОПС за 2017 г. в размере 19062,12 руб.

Определением Заводского районного суда г.Орла от 02.11.2021 года постановлено: «Рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства».

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела (п.2 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Секушина О.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с (дата обезличена) по (дата обезличена).

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

Согласно статье 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

Администрирование страховых взносов, начиная с 01.01.2017, осуществляется в соответствии с главой 34 НК РФ.

Согласно ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере. Налоговым кодексом РФ фиксированный размер страховых взносов в твердой денежной сумме установлен с 01.01.2018.

Страховые взносы за 2017 год производились по расчетам установленным Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с Письмом ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@ "Об исчислении страховых взносов", сумма страховых взносов, подлежащая уплате в 2017г. составляла: в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300000 рублей за расчетный период в размере, определяемом как 1 МРОТ (7500 руб. на 2017год) х 26% х 12 месяцев = 23400 руб. Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7500 руб. на 2017год) х 5,1% х 12 месяцев =4590 руб.

Согласно пункту 1 части 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» действовавшего до 01.01.2017 года, фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размере оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (5,1%).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органы Пенсионного фонда Российской Федерации и органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 01 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.2 ст.432 НК РФ).

В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с п.1 п.2 ст.75 НК Российской Федерации, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.2 ст.69 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).

В адрес налогоплательщика были направлены требования:

(номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки по СВ на ОМС за 2017 г., в размере 4590,00 руб., а также пени, начисленные на недоимку по СВ на ОМС в фиксированном размере, за расчетные периоды с (дата обезличена) в размере 11,86 руб., пени, начисленные на недоимку по СВ на ОМС в фиксированном размере, за расчетные периоды до (дата обезличена) в размере 918,50 руб., со сроком уплаты до (дата обезличена);

(номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) в том числе об уплате недоимки по СВ на ОПС за 2017 г. в размере 23400,00 руб., пени, начисленные на недоимку по СВ на ОПС в фиксированном размере, за расчетные периоды с (дата обезличена) в размере 60,45 руб., пени, начисленные на недоимку по СВ на ОПС в фиксированном размере, за расчетные периоды до (дата обезличена) в размере 14435,68 руб., со сроком уплаты до (дата обезличена).

Требования исполнены не были, в связи с чем, в отношении Секушиной О.В. были вынесены постановления:

(номер обезличен) от (дата обезличена), на основании требования (номер обезличен) от (дата обезличена);

(номер обезличен) от (дата обезличена), на основании требования (номер обезличен) от (дата обезличена), которые были направлены на исполнение в (информация скрыта) Орла.

На основании вышеуказанных постановлений были возбуждены исполнительные производства, которые в дальнейшем были окончены 21.03.2019, 21.03.2019 в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительные документы возвращены без исполнения в ИФНС России по г. Орлу.

В соответствии с п.1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая тот факт, что ст. 47 НК РФ предусмотрен порядок взыскания за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а Секушина О.В. с (дата обезличена) утратила статус индивидуального предпринимателя, то у налогового органа отсутствуют правовые основания для повторного предъявления к исполнению постановлений о взыскании задолженностей.

Статьей 48 НК РФ предусмотрен порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В связи с тем, что требования исполнены не были, налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа в отношении Секушиной О.В.

12.08.2021 определением мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) было отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Орлу о вынесении судебного приказа о взыскании с Секушиной О.В. недоимки в связи с тем, что требования заявлены с пропуском установленного статей 48 НК РФ срока, по истечении шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В то же время согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 24.09.2013 № 1257-О, от 29.01.2015 № 212-О и др.).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.

Из материалов дела следует, что исполнительные производства были окончены судебным приставом-исполнителем в отношении Секушиной О.В. 21.03.2019, 21.03.2019 и исполнительные документы возвращены взыскателю. Сведений о повторном направлении постановления в службу судебных приставов материалы дела не содержат, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ответчика налоговый орган обратился только лишь в августе 2021, то есть в установленные законом сроки административный истец не обратился в суд с иском о взыскании задолженности с ответчика.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.

Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе, соблюдения правил при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд, поскольку с настоящим административным иском налоговый орган обратился согласно оттиску печати Заводского районного суда г. Орла 29.10.2021, то есть по истечении установленного НК РФ срока, при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем, административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Секушиной О.В. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-293 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Секушиной Ольге Владимировне о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 24401,23 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья                                   Е.Г. Кальная

2а-3076/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г.Орлу
Ответчики
Секушина Ольга Владимировна
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Кальная Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
29.10.2021Регистрация административного искового заявления
29.10.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
28.12.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее