№ 2 - 484/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 апреля 2016г. ст. Милютинская
Судья Морозовского районного суда Ростовской области Целованьева Н.А.,
с участием: помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Водянниковой Е.В., представителя ответчика Администрации Милютинского района Мозжилина Ю.А.,
при секретаре Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах Степаняна Э.Р. к Администрации Милютинского района Ростовской области об обязании предоставить иное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в суд с данным иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Степанян Э.Р., в обоснование которого приводит следующие доводы. Прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Степанян Э.Р., <дата> года рождения является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
16.11.2011г. Степанян Э.Р. поставлен на жилищный учет как нуждающийся в обеспечении жильем.
Согласно сведениям общеобластного списка Степанян Э.Р. должен быть обеспечен жильем в 2015 году в связи с чем в указанном периоде денежные средства субвенции из областного бюджета перечислены администрации МО «Милютинский район» для решения данного вопроса в полном объеме.
25.05.2015 года администраций района по результатам электронного аукциона на строительство жилья для Степанян Э.Р. заключен муниципальный контракт № 2015.175065 долевого строительства с ООО «Югстрой».
При этом, заведомо в нарушение жилищных прав Степанян Э.Р., муниципальным контрактом установлен срок окончания строительства жилья для данного лица по адресу: <адрес> – 01.06.2016г.
<дата> Степанян Э.Р. достиг совершеннолетия.
28.02.2016г. Степанян Э.Р. оканчивает обучение в Милютинском филиале ГБПОУ РО «МАПТ». В собственности или на ином праве жилого помещения предназначенного для проживания Степанян Э.Р. не имеет. До окончания обучения проживает в общежитии ГБПОУ РО «МАПТ» и находится на полном государственном обеспечении. После окончания обучения будет вынужден принимать меры к обеспечению себя жильем самостоятельно.
Также установлено, что в нарушение требований градостроительного законодательства администрацией района в 2015 года должным образом не осуществлялся контроль за исполнением условий муниципального контракта – строительный контроль, что способствовало тому, что только 29.09.2015г. по результатам осмотра объекта строительства комиссией администрации района выявлен факт неисполнения застройщиком – ООО «Югстрой» обязательств по контракту.
Как установлено проверкой, с момента заключения муниципального контракта до настоящего времени застройщик к осуществлению строительства объекта предназначенного для обеспечения жильем Степанян Э.Р. не приступил, что повлекло нарушение прав лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жильем.
Таким образом, при своевременном финансировании государственных полномочий на обеспечение жильем лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из средств областного бюджета, Степанян Э.Р. в 2015 году и до настоящего времени жильем по договору социального найма специализированного жилищного фонда не обеспечен.
Обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма Степанян Э.Р., как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органе местного самоуправления – администрации Милютинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ», ст.1, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Администрацию Милютинского района предоставить Степанян Э.Р., как лицу из категории детей, оставшихся без попечения родителей иное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда отвечающее установленным стандартам, техническим и санитарным нормам площадью не ниже социальных норм для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с неосуществлением строительства жилья по адресу: <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Водянникова Е.В. заявленные требования поддержали. Пояснили те же обстоятельства, что изложены в исковом заявлении.
Истец Степанян Э.Р. в судебное заседание не явился, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Милютинского района – Мозжилин Ю.А. иск не признал, дав пояснения в суде и представив письменный отзыв на иск, в котором сослалась на следующие обстоятельства. Свою обязанность по включению Степанян Э.Р. в общий областной список Администрация исполнила.
Степанян Э.Р. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, мать Анисимова Л.А.- лишена родительских прав в 2001 году, отец Степанян Р.Г. – лишен родительских прав с 2001 году.
Постановлением Администрации Милютинского района от 16.11.2011 г.
№624 Степанян Э.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
19.01.2015г. между Администрацией Милютинского района и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития РО был заключен договор 23-ДС о предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Администрацией Милютинского района неоднократно объявлялись торги на приобретение жилого помещения и только 25.05.2015г. по результатам электронного аукциона был заключен муниципальный контракт на участие в долевом строительстве №2015.175063 с ООО «Югстрой» (Застройщик) на строительство жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. Срок окончания строительства 01.06.2016г.
В связи с тем, что денежные средства были направлены на участие в долевом строительстве, то согласно п.п. 8.5 п. 8 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012г. №539 Администрации Милютинского района должна предоставить жилое помещение Степанян Э.Р. до конца 2016 года.
Администрацией Милютинского района, надлежащим образом исполнены обязательства по Контракту. Денежные средства для строительства перечислены в полном объеме. Но связи с тем, что застройщик не приступил к строительству жилого помещения, Администрация Милютинского района обратилась в Арбитражный суд РО с исковым заявление о расторжении муниципального контракта, взыскании уплаченных денежных средств и штрафных санкций. Решением Арбитражного суда РО от 15.01.2016г. по делу №А53-30345/15 исковые требования Администрации Милютинского района были удовлетворены в полном объеме. До настоящего момента застройщик денежные средства не вернул.
Администрацией Милютинского района внесены изменения в бюджет Милютинского района, в которых предусмотрены денежные средства на приобретение жилого помещения для Степанян Э.Р. На данный момент Администрацией Милютинского района внесены изменения в план-график проведения торгов. Затем в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будет объявлен электронный аукцион, в ходе которого будет приобретено жилое помещение для Степанян Э.Р.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, нахожу иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Степанян Э.Р. <дата> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Администрации Милютинского района Ростовской области от 16.11.2011 года № 624, Степанян Э.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилья с семьей из одного человека (л.д. 24).
04.04.2015г. Степанян Э.Р. достиг 18-летнего возраста. 28.02.2016 года окончил обучение в Милютинском филиале ГБПОУ РО «МАПТ».
Из материалов дела следует, что собственного жилья Степанян Э.Р. не имеет.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, но установленные Федеральным законом обязательства в отношении Степанян Э.Р. на момент достижения им 18-летнего возраста, а также на момент обращения в суд не исполнены, имеет место нарушение прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку право истца на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, организация торгов нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Степанян Э.Р. должен был обеспечен жильем в 2015 году, в связи с чем в указанном периоде денежные средства субвенции из областного бюджета перечислены администрации МО «Милютинский район» для решения данного вопроса в полном объеме.
25.05.2015 г. администрацией района по результатам электронного аукциона на строительство жилья для Степанян Э.Р.заключен муниципальный контракт №2015.175065 долевого строительства с ООО «Югстрой». Вместе с тем жилым помещением, предусмотренным ем муниципальным контрактом по адресу: <адрес>., он обеспечен не был. За нарушение сроков строительства, администрацией Милютинского района расторгнут муниципальный контракт с ООО «Югстрой».
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора Милютинского района о возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения обоснованно предъявлены к администрации Милютинского района, в связи с чем иск прокурора, заявленный в интересах Степанян Э.Р., обратившегося в прокуратуру с заявлением о защите его гражданских прав, подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика на выводы суда, также не оказывают существенного влияния, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от исполнения условий муниципального контракта застройщиком.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования прокурора Милютинского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Милютинского района предоставить Степанян Э.Р., <дата> года рождения иное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим и санитарным нормам площадью не ниже установленных социальных норм для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с неосуществлением строительства жилья по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2016 г.
Судья: