Дело № 3а-2/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
судьи Артамоновой Т.А.,
при секретаре Марушевской Т.В., помощнике судьи Лактионовой Ю.О.,
с участием представителей административных истцов – А.Э., С.Д., Г.А.,
представителя административного ответчика – А.П.,
представителя заинтересованного лица – Я.С.,
с участием прокурора Ведмидь А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «Севземпроект», Общества с ограниченной ответственностью «Красный Мак» о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
23 апреля 2018 года Правительством Севастополя издано постановление № 248-ПП (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП), которым утверждена документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ - Губернатором города Севастополя Овсянниковым Д.В., возглавлявшим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 25.04.2018 и 12.08.2019 (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП) на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Общество с ограниченной ответственностью «Севземпроект» (далее – ООО «Севземпроект») обратилось в Севастопольский городской суд с уточнённым административным исковым заявлением, в котором просит признать названное постановление не действующим в части наложения красных линий на земельный участок площадью 126 кв.м., с кадастровым номером <адрес>.
В обоснование иска указывает, что данный земельный участок, находящийся в собственности Общества с ограниченной ответственностью «Красный Мак», передан им в аренду ООО «Севземпроект» для реконструкции находящегося на нём торгового павильона. Однако при принятии оспариваемого нормативного правового акта не было учтено данное фактическое землепользование. В результате установления оспариваемым постановлением красных линий арендуемый ООО «Севземпроект» земельный участок включён в границы территории общего пользования, планируемой к озеленению, что препятствует проведению работ по реконструкции торгового павильона. При этом, Правительством Севастополя не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд. При проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории возражения и замечания от истцов по данному факту не поступали, так как в представленном для публичных обсуждений варианте проекта названный земельный участок не был включён в границы территории общего пользования, и никак ими не затрагивался. Также указывает, что заключение о результатах публичных слушаний по проекту не было опубликовано на официальном сайте Департамента архитектуры и строительства Севастополя.
В свою очередь, Общество с ограниченной ответственностью «Красный Мак» (далее – ООО «Красный Мак») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать названное выше постановление не действующим в части наложения красных линий на земельный участок площадью 126 кв.м., с кадастровым номером <адрес>, находящийся у Общества в собственности, и на земельный участок площадью 427 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сквер у кафе «<данные изъяты>», находящийся у Общества в аренде.
В обоснование требований применительно к земельному участку с кадастровым номером № приводит аналогичные с иском ООО «Севземпроекта» доводы. Относительно незаконности оспариваемого проекта планировки и межевания территории в части наложения красных линий на земельный участок с кадастровым номером № указывает, что в представленном на публичные слушания проекте красные линии территории общего пользования частично затрагивали данный земельный участок, в связи с чем Обществом своевременно были направлены предложения в ходе проведения публичных слушаний относительно корректировки границ проектируемого сквера, однако в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ они отражения не нашли и не были учтены. Впоследствии в оспариваемом нормативном правовом акте указанный земельный участок оказался полностью включённым в состав планируемой озеленённой территории и был внесён в ведомость земельных участков, в отношении которых установлены ограничения.
Таким образом, истцы полагают, что имеет место нарушение их прав и интересов как правообладателей названных выше земельных участков, а также несоблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку установленные им применительно к названным выше земельным участкам красные линии предметом обсуждения на публичных слушаниях не были.
Определением от 20.09.2019 находящиеся в производстве Севастопольского городского суда административные дела по искам ООО «Севземпроект» и ООО «Красный Мак» объединены в одно производство.
Определениями суда от 28.08.2019, от 16.10.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В судебном заседании представители административных истцов требования исков с учётом уточнений, принятых судом к своему производству, поддержали по изложенным в них основаниям.
Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности А.П. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Я.С. с иском не согласилась в полном объёме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – Департамента по имущественным и земельным отношениям в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования в той мере, в какой в оспариваемом нормативном правовом акте не указано, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе разбирательства, ООО «Красный Мак» является собственником земельного участка площадью 126 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи №/КП от 27.11.2017, зарегистрированного в Севреестре 20.02.2018, а также расположенного на нём одноэтажного нежилого здания (торгового павильона), 1987 года постройки, площадью 23,1 кв.м., поставленного на кадастровый учёт 12.05.2016 с кадастровым номером №, право собственности на который 03.12.2018 зарегистрировано в Севреестре. План границ названного земельного участка изначально был утверждён распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от 27.01.2017. Данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учёте, имеет вид разрешенного использования «магазины» (код 4.4), категорию «земли населённых пунктов» (т. 1 л.д. 14-20, 22-26, т. 5 л.д. 46-59).
Названный земельный участок передан собственником на основании договоров от 01.07.2018 и от 01.06.2019 с дополнительными соглашениями в аренду ООО «Севземпроект» для совместной реконструкции существующего торгового павильона, результатом которой будет являться строительство торгового павильона ориентировочной площадью 300 кв.м., постановка на государственный кадастр и государственная регистрация права на него за участниками соглашения (ООО «Красный Мак» не менее 20 % или не менее 60 кв.м. образованных торговых площадей) (т. 1 л.д. 46, 47-52, т. 4 л.д. 66-71).
09.07.2018 для ООО «Красный Мак» утверждён и выдан Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с кадастровым номером №, в котором отражено, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 и являющемуся действующей градостроительной документацией, названный земельный участок расположен по функциональному назначению в зоне общественной застройки общегородского и районного значения, в границах красных линий улично-дорожной сети согласно оспариваемому постановлению от 23.04.2018 № 248-ПП (т. 1 л.д. 31-41, т. 4 л.д. 227-237).
19.09.2018 ООО «Красный Мак» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением по вопросу корректировки красных линий, установленных оспариваемым проектом в районе <адрес>, однако 16.10.2018 ему в этом было отказано (т. 1 л.д. 42-43).
В соответствии с договором от 05.11.2007 и дополнительными соглашениями к нему, договором от 27.07.2018 ООО «Красный Мак» является арендатором земельного участка площадью 427 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания торгового павильона и навеса ожидания, благоустройства прилегающей территории», категория «земли населённого пункта». Согласно условиям названных договоров арендатор обязан начать освоение земельного участка и завершить застройку согласно целевому назначению в течение двух лет с момента подписания акта приёма-передачи (п. 9.2.2 договора от 05.11.2007, п. 4.2 договора от 27.07.2018). План границ названного земельного участка утверждён распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от 07.06.2017. Сведения в отношении координат характерных точек границы данного земельного участка внесены в ГКН 10.05.2018 (т. 5 л.д. 72-75, 44-45, 62-81, т. 6 л.д. 213).
Наличие у ООО «Красный Мак» объективных обстоятельств (необоснованное нахождение на данном участке торгового павильона ИП Кузиной), препятствовавших ему в освоении земельного участка с кадастровым номером № в указанный в договорах срок, подтверждено выводами, содержащимися во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда города Севастополя от 27.04.2018 по делу № № (т. 5 л.д. 82-86).
В ходе проведения публичных слушаний по обсуждению проекта планировки и проекта межевания территории 08.12.2017, а затем 30.01.2018, 04.06.2019 ООО «Красный Мак» обращалось в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с просьбой о его корректировке, поскольку образуемый Сквер у кафе «Красный Мак» частично накладывается на территорию находящегося у Общества в аренде земельного участка с кадастровым номером №, однако ему в этом отказано письмами от 14.12.2017, от 2.02.2018, от 10.06.2019 (т. 5 л.д. 4-25).
23.01.2019 для ООО «Красный Мак» утверждён и выдан Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с кадастровым номером №, в котором отражено, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением сессии Севастопольского городского Совета от 1.12.2005 № 4114 и являющемуся действующей градостроительной документацией, названный земельный участок расположен по функциональному назначению в зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки, в границах красных линий улично-дорожной сети согласно оспариваемому постановлению от 23.04.2018 № 248-ПП (т. 4 л.д. 238-247).
Таким образом, административные истцы являются субъектами, чьи законные права и интересы затрагиваются оспариваемым в части нормативным правовым актом.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
При этом, принятие Проекта планировки и проекта межевания территории осуществлено Правительством Севастополя в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» (утв. постановлением Правительства РФ 11.08.2014 № 790), Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы (утв. постановлением Правительства Севастополя от 06.05.2015 № 366-ПП) с изменениями в редакции постановления Правительства Севастополя от 11.04.2016 № 291-ПП, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП) с изменениями в редакции постановлений Правительства Севастополя от 24.11.2017 № 887-ПП и от 30.03.2018 № 204-ПП, постановления Правительства Севастополя «О разработке градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования» от 17.09.2015 № 888-ПП (т. 2 л.д. 14-109).
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ.
Как указывалось выше, постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП, включающее в себя утверждаемую часть проекта планировки территории, опубликовано 25.04.2018 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). Кроме того, оспариваемое постановление Правительства Севастополя в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП, в том числе, утверждаемая часть проекта межевания территории, официально опубликованы там же 12.09.2019.
При таких обстоятельствах, процедура опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена.
Процедура проведения публичных слушаний, и, как следствие, принятия оспариваемого нормативного правового акта, вопреки доводам административных истцов, не нарушена.
В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ, дополнившего ГрК РФ статьёй 5.1, положения законодательных актов Российской Федерации, изменённые настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Нормативный правовой акт города Севастополя, необходимый для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ до настоящего времени не принят.
Следовательно, в силу названных правовых норм положения статьи 5.1 ГрК РФ при проведении публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки и проекту межевания не применимы.
В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.
Так, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС, Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 № 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 09.11.2017 № 837 (опубликовано 09.11.2017 на официальном сайте http://севархитектура.рф и в газете «Севастопольские известия» в выпуске от 18.11.2017 № 46 (1944)) публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования состоялись 14.12.2017, о чём составлен протокол публичных слушаний № 31, утверждённый директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, из которого усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися. Вопреки доводам истцов, заключение о результатах публичных слушаний опубликовано на официальном сайте Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя 17.01.2018 (т. 2 л.д. 110-205, т. 3 л.д. 1-111, 196).
Ссылки административных истцов на то, что оспариваемый нормативный правовой акт об установлении красных линий территории общего пользования и улично-дорожной сети применительно к названным земельным участкам принят в ином варианте, чем выносился на публичные слушания, в связи с чем их замечания и предложения не могли быть заявлены, не свидетельствуют о нарушении процедуры принятия проекта планировки и межевания территории, поскольку законодательство не запрещает внесение изменений в проект по результатам публичных слушаний по отношению к варианту, вынесенному на обсуждение, исходя из поступивших замечаний и предложений граждан в целом.
Суд исходит из того, что вынесенные на публичные слушания материалы проекта планировки и проекта межевания территории улично-дорожной сети и общественного пользования (Том 5. Книга 1) являются одним из этапов (V этап) по исполнению государственного контракта от 08.08.2016 № 01-10/09-2016. Следующим являлся этап VI «Доработка проекта планировки территории по результатам публичных слушаний», в связи с чем в данном случае ошибочно вести речь о принятии по результатам публичных слушаний нового проекта планировки и проекта межевания территории, не являвшегося предметом таких слушаний.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому вопросу путем, в том числе, подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю уполномоченного органа; направления письменных предложений, замечаний в уполномоченный орган не позднее чем за три дня до проведения собрания участников публичных слушаний.
Вместе с тем, ООО «Красный Мак» своим правом на участие в собрании не воспользовалось, а указанные выше письменные предложения поступили в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в день его проведения 14.12.2017, в связи с чем в протокол включены не были.
Следовательно, ссылки ООО «Красный Мак» на нарушение процедуры проведения публичных слушаний в связи с непринятием Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя предложения Общества о корректировке границ проектируемого Сквера у кафе «Красный Мак» от 08.12.2018 не свидетельствуют о незаконности процедуры принятия нормативного акта.
Вопреки доводам административных истцов, действующее законодательство не предполагает императивного учёта всех поступивших от граждан предложений, поскольку целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичные слушания.
Таким образом, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта её планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта было обеспечено.
Поскольку процедура проведения публичных слушаний была соблюдена, административным ответчиком в соответствии с требованиями части 13 статьи 46 ГрК РФ принято решение об утверждении документации по планировке территории с учётом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Доводы административных истцов об установлении красных линий без учёта фактического землепользования также отмену оспариваемого постановления не влекут в силу следующего.
Согласно положениям статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию; является основой для разработки проектов межевания территорий (части 2, 9).
В соответствии с частью 8 статьи 42 ГрК РФ состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются данным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2017 году, указанные проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005, а также проекта Генерального плана города Севастополя, разработанного в 2016 году. При этом, существующие красные линии, рекомендованные Генеральным планом 2005 года, были уточнены и откорректированы с учётом существующей и планируемой застройки, границ прилегающих земельных участков, охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также мероприятий, предусмотренных проектом планировки.
Согласно содержащемуся в оспариваемой проектной документации анализу существовавшего на момент ее разработки состояния территорий общего пользования (II Этап, том 2, книга 2, часть 1), в Гагаринском районе города Севастополя <адрес> и Сквер у кафе «Красный Мак» значатся как существующие озеленённые территории общего пользования (т. 3 л.д. 114-116, 197-209).
В Генеральном плане 2005 года земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне общественной застройки общегородского и районного значения, земельный участок с кадастровым номером 91:02:002008:236 – в зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки (т. 6 л.д. 39-40).
Проектом межевания территории VI этап, том 6, книга 4, часть 1.1, часть 1.2 предусматривается в Гагаринском районе образование земельных участков (территории) общего пользования (12.0) под объекты «Площадь 50-летия СССР, в районе ЦУМа» и Сквер у кафе «Красный мак», в том числе, за счёт земельных участков с кадастровым номером № (площадь, входящая в состав образуемого земельного участка составляет 126 кв.м.) и с кадастровым номером № (площадь, входящая в состав образуемого земельного участка составляет 416 кв.м.). При этом, названные земельные участки включены в ведомость изменяемых земельных участков, а участок с кадастровым номером № включён в ведомость земельных участков, сведения о границах которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, предполагаемых к установлению ограничений и обременений в использовании. Данные сведения содержатся в таблицах 2.1, 2.2, 1.1 Проекта межевания территории VI этап, том 6, книга 4, часть 1.1, часть 1.2 (т. 5 л.д. 131-203).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в границах красных линий, установленных оспариваемым нормативным правовым актом для планируемых озеленённых территорий общего пользования (Площадь 50-летия СССР, в районе ЦУМа), земельный участок с кадастровым номером № практически полностью находится в границах красных линий, установленных для планируемых озеленённых территорий общего пользования Сквер у кафе «Красный мак» (т. 6 л.д. 41-42).
Генеральным планом города Севастополя, утверждённым решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, в спорных местах (Площадь 50-летия СССР, в районе ЦУМа; Сквер у кафе «Красный мак») красные линии не установлены.
Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя отсутствуют.
Данные обстоятельства установлены в ходе разбирательства по делу и не оспариваются сторонами.
Следовательно, противоречий применяемому на территории города Севастополя Генеральному плану принятыми проектом планировки и проектом межевания территории в оспариваемой части не имеется.
Также вышеназванные положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат обязательных требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска в заявленном объёме по доводам административных истцов о неправомерном установлении оспариваемым нормативным правовым актом красных линий не усматривается.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Доводы ООО «Красный Мак» о произведенных финансовых и физических вложениях в благоустройство, озеленение, содержание находящихся в его пользовании земельных участков, о невозможности реконструкции торгового павильона в связи с отсутствием в выданном на земельный участок с кадастровым номером № ГПЗУ так называемого «пятна застройки», предметом проверки в настоящем деле не являются.
Вместе с тем, суд полагает возможным удовлетворить иск в следующей части.
Оспариваемым проектом межевания территории даны предложения по резервированию земель в границах красных линий, установленных проектом планировки территории, однако земельные участки с кадастровым номером 91:02:002007:186 и с кадастровым номером 91:02:002008:236, которые предполагается отнести в состав вновь образуемых территорий общественного пользования (площадь и сквер), в ведомости изменяемых земельных участков, сведения о границах которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, в границах резервируемых земель частично или полностью предполагаемых к изъятию, отсутствуют (Проект межевания территории VI этап, том 6, книга 4, часть 1.2 (т. 5 л.д. 241-278).
Как указывалось выше, текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1 и 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ относит к территории общего пользования территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Объектами регионального значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Таким образом, отображённые в Проекте планировки и проекте межевания территорий красными линиями улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются объектами регионального значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
Следовательно, в силу вышеназванных правовых норм, к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Между тем, в нарушение приведенных норм федерального законодательства в оспариваемом акте не содержится сведений об изъятии спорных земельных участков, что создает правовую неопределенность судьбы данных участков. Факт отсутствия на момент сбора исходных данных в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № поводом для не разрешения вопроса о возможности его изъятия в данном случае не является, поскольку в оспариваемый проект планировки и проект межевания включены сведения относительно установления применительно к нему красных линий, изменения границ и площади данного участка в связи с образованием территории общего пользования, а также каталог координат поворотных точек границ, при том, что координаты границ названного участка содержались в Плане, утверждённом распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от 07.06.2017.
С учётом вышеизложенного и положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» (в редакции постановления Правительства Севастополя от 09 августа 2019 года № 499-ПП) подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежат ли земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявления Общества с ограниченной ответственностью «Севземпроект», Общества с ограниченной ответственностью «Красный Мак» удовлетворить частично.
Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» (в редакции постановления Правительства Севастополя от 09 августа 2019 года № 499-ПП) в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежат ли земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В удовлетворении остальных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Севземпроект», Общества с ограниченной ответственностью «Красный Мак» отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Судья Т.А. Артамонова
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года.