Решение по делу № 2-801/2023 от 07.03.2023

УИД

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сосногорск Республики Коми

ДД.ММ.ГГГГ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Мухиной Г.А., с участием законного представителя несовершеннолетнего истца ФИО2ФИО7, прокурора Копейкиной Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки,

установил:

Прокурор г. Сосногорска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки, в размере <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что по обращению ФИО7 прокуратурой г. Сосногорска проведена проверка исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 30 минут по дороге около дома по <адрес>, собака без сопровождения хозяина напала на несовершеннолетнюю ФИО2, причинив укушенную рану спины. В связи с полученными травмами ФИО2 была вынуждена обратиться за медицинской помощью. Указанные обстоятельства причинили несовершеннолетней нравственные и физические страдания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена ИП ФИО5 в качестве третьего лица.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней ФИО2ФИО7 на иске настаивала, суду пояснила, что после укуса собаки дочь испытала сильный стресс, было больно лежать на спине. После данного происшествия дочь стала испытывать страх перед собаками.

Прокурор исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика, третье лицо участие в судебном заседании не принимали, будучи надлежаще извещены. Третьим лицом представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что на дату покуса несовершеннолетней ФИО2 отлов собак не мог осуществляться, так как работы по отлову собак по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ могли осуществляться только с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сосногорска по обращению ФИО7 проведена проверка исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск».

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 30 минут по дороге около дома по <адрес>, собака без сопровождения хозяина напала на несовершеннолетнюю ФИО2, причинив укушенную рану спины. В связи с полученными травмами ФИО2 обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», где ей была оказана медицинская помощь.

Из письменных объяснений ФИО7 следует, что со слов дочери ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ около 14:30 возвращалась домой. Возле дома по <адрес> она увидела стаю собак из четырех особей, одна из которых набросилась на нее и укусила за спину и убежала. После укуса у дочери образовалось покраснение на спине, место укуса сильно чесалось и болело, при одевании одежды возникало чувство боли в месте укуса, где периодически образовывалась корочка. После этого случая у ребенка появилась боязнь собак.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Согласно ч.1 ст.29 вышеназванного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с пп.9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 (далее – Правила), органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.

Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.

Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1, п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Частью 1 статьи 18 вышеназванного закона определено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Согласно п. 3 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Из п.2.1 Порядка обращения с безнадзорными животными на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отлов безнадзорных животных осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций.

В соответствии с п.3 Постановления администрации муниципального района «Сосногорск» от 02.06.2020 № 826 «Об организации проведения на территории муниципального района «Сосногорск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», мероприятия по отлову безнадзорных животных проводятся по заявкам организаций и отлов животных производится специализированной службой по отлову безнадзорных животных или иными организациями, выполняющими данные работы на территории муниципального района «Сосногорск» на основании муниципального контракта.

В соответствии с решением Совета МО МР «Сосногорск» от 24.03.3017 № XVI-124 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск», полномочия по отлову безнадзорных животных возложены на УЖКХ. При этом УЖКХ является юридическим лицом, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Разработка правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения является одной из основных задач УЖКХ. Согласно п.3.30 указанного Положения, в целях выполнения возложенных задач УЖКХ осуществляет функции по организации деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального района, поселения.

Установлено, что муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории муниципального района «Сосногорск» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был заключен. Однако, возложенные на ответчика обязанности в полной мере не исполнены.

Суд учитывает, что заключение муниципального контракта не освобождает УЖКХ от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования.

    В соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Аналогичные правила относительно компенсации морального вреда содержаться в ст.1101 ГК РФ.

Исходя из абз.2 ст.151, п.2 ст.1101 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Материалами дела подтверждается, что несовершеннолетнюю ФИО2 при указанных выше обстоятельствах покусала безнадзорная собака.

Так, из медицинских справок следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16:10 в ГБУЗ РК «СЦРБ» поступила несовершеннолетняя ФИО2, 2014 г.р. с укушенной раной спины. Хирург обработал рану, провел вакцинацию ребенка КОКАВ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был проведен курс прививок КОКАВ.

Из представленных суду материалов следует, что собака, покусавшая несовершеннолетнюю ФИО2, была без сопровождения кого-либо из людей, не имела намордника и поводка. Владелец собаки установлен не был. В связи с указанными обстоятельствами суд считает, что материалами дела подтверждается, что покусавшая ребенка собака является бесхозяйной. Доказательств, подтверждающих принадлежность собаки какому-либо владельцу, ответчиком не представлено.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении и в суде о том, что в результате ненадлежащего исполнения УЖКХ полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятия мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах города, несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинен моральный вред, нарушены его личные неимущественные права, выразившиеся в том, что в связи с укусом собаки ребенку причинен вред здоровью, подтвердились, установленные обстоятельства свидетельствует о причинении ребенку физических и нравственных страданий, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска и компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, суд, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, учитывает все обстоятельства дела, характер и степень нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями несовершеннолетней ФИО2, ее возраст, степень вины ответчика, степень тяжести вреда, необходимость прохождения курса антирабической вакцины, учитывая переживания несовершеннолетней после нападения собаки, боязнь выходить на улицу, учитывая требование разумности и справедливости, сумму компенсации морального вреда следует определить в заявленном размере – 35 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

    

Исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки – удовлетворить.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) рублей.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:        А.А. Тарасов

Копия верна: судья        А.А. Тарасов

2-801/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сосногорска
Информация скрыта
Ответчики
УЖКХ АМР "Сосногорск"
Другие
Воробьева Александра Николаевна
ИП Зайцева И.А.
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Тарасов А.А.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2023Передача материалов судье
13.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
23.05.2023Дело передано в архив
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее