Дело № 12-265/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь 05 августа 2018 года
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Сомова И.В., рассмотрев жалобу ООО «Аркона» на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО «Аркона»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю Садвокасовой Т.С. от 18.01.2019 юридическое лицо – ООО «Аркона» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
На указанное постановление ООО «Аркона» подана жалоба с просьбой отменить постановление и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что общество не было уведомлено о проведении в отношении него прокурорской проверки, не участвовало в ней и не могло дать пояснения. ООО «Аркона» не совершало вменяемого правонарушения, обществом на территорию в/ч 13140 был завезен грунт, изъятый со строительной площадки комплекса «Таласса», использован в качестве строительного материала для возведения защитного бруствера. Такой грунт не является отходами в понимании ФЗ «Об отходах производства и потребления». Общество не согласно с заключением экспертизы, так как отбор проб грунта сотрудниками Росприроднадзора произведен с нарушением, не указано точное место отбора проб, грунт завозился на территорию в/ч 13140, а пробы взяты с территории, прилегающей к ТСН «Голубой залив». Из материалов дела следует, что завозился грунт, в котором присутствовали камни, а согласно заключению экспертизы в пробе содержится 91,2% техногенных отходов и только 7,8% грунта.
Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 01.07.2019 ООО «Аркона» восстановлен срок на подачу жалобы на обжалуемое постановление от 18.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы представитель ООО «АРКОНА» Колтунов Е.Б. доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Помощник военного прокурора Ходаков В.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель административного органа в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежаще.
Изучив материалы административного производства, имеющиеся доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого административного правонарушения, установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно постановлению от 18.01.2019 при проведении военной прокуратурой проверки соблюдения должностными лицами войсковой части 13140 природоохранного законодательства установлено, что на грузовых автомобиля 08.11.2018 вывозились отходы на территорию части (стрелкового полигона), которые ООО «Аркона» разместило на полигоне. В ходе проверки сотрудниками экоаналитической лаборатории ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» были отобраны пробы грунта, по результатам количественного химического анализа которого установлено, что данный грунт относится к отходам IV класса опасности для окружающей среды (полимерных материалов – 38,9%, пластмассы – 27,7%, полиэтилена – 6,8%, металл черный (железо) – 13,5%, текстиль – 13,1%, земля/песок – 3%).
На основании указанных данных административный орган пришел к выводу, что ООО «Аркона» нарушены требования законодательства, регулирующие обращение с отходами производства и потребления и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно положения частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).
Указанным законом определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами –деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Аркона» было возбуждено заместителем военного прокурора – войсковой части 90935 от 20.12.2018, по результатам проверки, проведенной военной прокуратурой с привлечением специалистов отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю.
В ходе проверки установлено, что ООО «Аркона» по договору подряда от 31.10.2018 поручило ООО «КрымСтройАльянс» осуществить земляные работы на строительном объекте «Гостинично-рекреационный комплекс «ТАЛАССА» по вывозу земляных масс из котлована ориентировочным общим объемом 45 000 м2. Вывозимые земляные массы использовались для возведения защитного бруствера на территории стрелкового полигона восковой части 13140.
В ходе проводимой проверки 08.11.2018 сотрудниками ФГБУ «Черноморско-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» произведен отбор проб отходов, о чем составлен акт от 08.11.2018. Согласно акту отбор проб производился двумя пробоотборщиками – сотрудниками экоаналитической лаборатории учреждения ФИО4 и ФИО5 на территории земельного участка, прилегающего к ТСН «Голубой залив».
Этой же лабораторий ФГБУ «Черноморско-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» произведен количественно-химический анализ взятых проб на предмет определения морфологического состава и токсичности. По результатам анализа начальником экоаналитической лаборатории составлен протокол КХА от 15.11.2018.
Согласно протоколу по результатам анализа проба содержит: полимерных материалов – 38,9%, пластмассы – 27,7%, полиэтилена – 6,8%, металла черного (железо) – 13,5%, текстиля – 13,1%, земли/песка – 3%.
Кроме того, специалистом-экологом ФГБУ «Черноморско-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» ФИО4 по результатам лабораторных исследований указанных проб отходов составлено экспертное заключение от 16.11.2018, согласно которому отходы, имеющие вышеуказанный состав, отнесены к IV классу опасности для окружающей среды.
На основании указанных доказательств военным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Аркона», а должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю принято решение о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
На основании частей 5, 8, 9 статьи 27.10.КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.
Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
К лицам, которые вправе производить изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, указанными в статье 28.3 КоАП РФ, относятся должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Порядок назначения и проведения экспертизы по делам об административных правонарушениях установлен статьей 26.4 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются: 1) основания для назначения экспертизы; 2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед экспертом; 4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 26.4 КоАП РФ до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Указанные требования закона по настоящему делу не соблюдены.
Так, отбор проб грунта произведен не должностными лицами, осуществляющими производство по делу об административном правонарушении, а сотрудниками ФГБУ «Черноморско-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море», не обладающими полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении. Ими же составлен акт отбора проб, в котором указано, что отбор производился в присутствии начальника отдела надзора Южного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Садвокасовой Т.С., однако ее подпись на данном акте отсутствует.
Отбор проб производился без понятых, без видеозаписи и в отсутствие представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Сведения о том, как осуществлялось упаковывание, опечатывание и хранение изъятых проб грунта, в материалах дела отсутствуют.
Экспертное заключение, на котором основаны выводы о совершении ООО «Аркона» административного правонарушения, также составлено с нарушением требований статьи 26.4 КоАП РФ.
Определение о назначении экспертизы в материалах дела отсутствует, с его содержанием представитель ООО «Аркона» не ознакомлен.
Сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в экспертном заключении и иных материалах дела отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Основные доказательства по настоящему делу (акт отбора проб и экспертное заключение) получены с нарушением закона, что в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ влечет недопустимость их использования в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 18.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – ООО «Аркона» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление..
Жалобу представителя ООО «Аркона» удовлетворить.
На решение суда может быть подана жалоба в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья И.В. Сомова