ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а - 13967/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Белова В.И., Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 25 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2019 года по административному делу № 2а-2076/2019 по административному исковому заявлению Северюхиной Ларисы Витальевны об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения представителя Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Лирника И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Северюхина Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № и присвоении почтового адреса земельному участку, возложении обязанности на административного ответчика выдать градостроительный план названного земельного участка и присвоить ему почтовый адрес, указав, что 22 марта 2019 года она обращалась в Администрацию муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № и присвоении почтового адреса земельному участку.
Решениями Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики от 8 апреля 2019 года № 329, № 7 Северюхиной Л.В. отказано в удовлетворении заявлений на основании части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8, подпункта «г» пункта 40 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», в связи с отсутствием документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий истцу.
Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 25 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2019 года, административное исковое заявление Северюхиной Л.В. удовлетворено частично. Признаны незаконными отказы Администрации от 8 апреля 2019 года № 329, № 7 в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером № и выдаче градостроительного плана данного земельного участка; на административного ответчика возложена обязанность в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке принять решение о присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером № в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221, исходя из уникальных характеристик данного земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. На Администрацию Муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики возложена обязанность в течение двадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка земельного участка с кадастровым номером № и выдать его заявителю Северюхиной Л.В., - на основе информации, определенной частью 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе уникальных характеристик данного земельного участка, содержащихся в ЕГРН.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности административному истцу, отнесен к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования данного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.
Оспариваемые отказы в присвоении почтового адреса земельному участку и подготовке градостроительного плана земельного участка обусловлены тем, что образование земельного участка осуществлено без подготовки документации по планировке территории земельного участка, без выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. При этом административный ответчик исходил из того, что по сведениям ЕГРН указанный земельный участок подлежит застройке индивидуальным жилым домом, что потребует строительство линейных объектов и установление красных линий.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции указали, что градостроительный план земельного участка носит исключительно информационный характер, в связи с чем у административного ответчика отсутствуют основания для отказа в его подготовке и выдаче.
Также суды сослались на пункт 40 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», который не содержит таких оснований для отказа в присвоении объекту адресации адреса, которые Администрация привела в обжалуемых письмах.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации к случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной, относится необходимость установления, изменения или отмены красных линий.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации к видам документации по планировке территории относится проект планировки территории и проект межевания территории.
При этом положениями части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Административным истцом подано в Администрацию заявление о подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного под жилую застройку, при отсутствии утвержденного проекта планировки территории и установленных красных линий.
Таким образом, ввиду того, что участок образован по инициативе собственника, и документация по планировке территории в отношении данного участка отсутствовала, выводы суда в данной части о невозможности применения части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются ошибочными.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; с утверждением проекта планировки территории; с принятием решения о строительстве объекта адресации (п. 21 Правил).
В присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в частности, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в том числе, в случае подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Поскольку при подаче заявления о присвоении адреса, а также о выдаче градостроительного плана земельного участка документация по планировке территории в отношении указанного участка отсутствовала, то отказ в присвоении адреса земельному участку, а также в подготовке и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок является обоснованным.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции, установив допущенную судами ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, по делу принять новое решение об оставлении без удовлетворения административного искового заявления Северюхиной Л.В.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 25 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2019 года отменить.
Постановить новое решение: «Требования Северюхиной Ларисы Витальевны о признании незаконным отказа Администрации Муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики от 8 апреля 2019 года № 7 в присвоении объекту адресации адреса на земельный участок, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д.Крестовоздвиженское, кадастровый номер №; о возложении обязанности на Администрацию Муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в течение десяти рабочих дней выдать решение о присвоении объекту адресации адреса на земельный участок с кадастровым номером № расположенного по адресу Удмуртская Республика, Завьяловский район; о признании незаконным отказа Администрации Муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики от 8 апреля 2019 года № 329 в подготовке градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д.Крестовоздвиженское, кадастровый номер № о возложении обязанности на Администрацию Муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в течение десяти рабочих дней выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование «Ягульское», оставить без удовлетворения».
Председательствующий:
Судьи: