УИД: 16RS0051-01-2023-006944-41
Дело № 5-1247/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Казань 26 июня 2023 года
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
при секретаре судебного заседания Канзафаровой Э.Р.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2, переводчика ФИО5, представителя ФИО6,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО2 угли, родившегося <дата изъята> в <адрес изъят> Республики Узбекистан, гражданина Республики Узбекистан, паспорт № <номер изъят>, выдан <дата изъята>, действует до <дата изъята>, зарегистрированного в <адрес изъят>, проживающего в <адрес изъят>, со средним образованием, не работающего, женатого, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
<дата изъята> в 7 час. 42 мин., у <адрес изъят> в ходе проверки документов установлен факт нарушения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан ФИО2, выразившееся в несоблюдении правил миграционного учета. Гражданин Республики Узбекистан ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации <дата изъята>. В ходе проверок было установлено, что ФИО2 поставлен на миграционный учет по адресу: <адрес изъят>. Однако при проведении проверочных мероприятий был установлен факт, что ФИО2 фактически пребывает по адресу: <адрес изъят>.
Согласно объяснения, по адресу фактического пребывания ФИО2 не предоставил принимающей стороне, а именно владельцу жилья по месту фактического пребывания необходимые документы (паспорт, миграционную карту, корешок уведомления о прибытии в место пребывания) для постановки его на миграционный учет по адресу фактического проживания.
<дата изъята> в отношении ФИО2 был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, по данному протоколу он был признан виновным, ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, однако ФИО2 продолжает проживать не по месту своей регистрации, то есть своими действиями гражданин Республики Узбекистан ФИО2 нарушил требования Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст.18.8 КоАП РФ.
Иностранный гражданин ФИО2 и его представитель в судебном заседании вину не признали и пояснили, что он проживает в <адрес изъят>. Его задержали по месту работы, где имеется вагончик с предметами быта. В данном вагончике он не проживает.
Действия ФИО2 должностным лицом квалифицированы по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С позицией должностного лица судья согласиться не может по ряду оснований.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранном гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскою Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнения обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правоотношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1297-0-0, необходимыми элементами единой систем миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 настоящей статьи).
В соответствии с частью 3 настоящей статьи срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин:
1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание. В статье 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ указано, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
При этом учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ гласит, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
В развитие приведенного правового регулирования в пункте 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9, определено, что при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6, 8 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, а также при его фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин в течение 3 рабочих дней сообщает об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3.2 статьи 22 Федерального закона), предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии с приложением к нему мотивированного заявления в произвольной форме и копий документов, подтверждающих изменение сведений об иностранном гражданине.
Как усматривается из представленных отделом полиции № 14 «Дербышки» УМВД РФ по г. Казани материалов, в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что привлекаемое лицо в нарушение приведенного правового регулирования изменил место жительства, не предоставив принимающей стороне по новому месту пребывания документы, необходимые для постановки на миграционный учет.
Приведенное нарушение, охватываемое диспозицией части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, стало повторным в течение года и потому было квалифицировано по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, должностное лицо не проверило, нуждался ли мигрант при привлечении к административной ответственности в услугах переводчика.
В соответствии с частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Часть 1 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
Как видно из протокола об административном правонарушении, при его составлении должностное лицо решило, что мигрант не владеет языком, на котором ведется производство по делу, и потому привлекло к участию в деле переводчика.
Между тем, в нем не указаны фамилия и инициалы лица, выступающего в качестве переводчика и удостоверившего подписью факт предупреждения об административной ответственности за заведомо ложный перевод.
Не имеется таких сведений и в постановлении о назначении переводчика от <дата изъята>. Причем, судя по тексту указанного акта, оно было объявлено лицу, вовлеченному в процесс в качестве переводчика, <дата изъята>, то есть уже после составления протокола об административном правонарушении.
Должностное лицо не указало, кто именно участвовал в производстве по делу в качестве переводчика и при совершении каких процессуальных действий.
Изложенное не позволяет убедиться в том, что суть и правовые последствия совершаемых процессуальных действий были понятны ФИО2, и в этой связи он располагал, возможностью для квалифицированной и полноценной реализации права на защиту.
При этом, как следует из ЦБДУИГ, последняя запись о регистрации по месту пребывания датирована 2022 годом. В то же время в протоколе об административном правонарушении отмечено, что на момент задержания он был зарегистрирован по адресу: <адрес изъят>.
Приобщенная к материалам дела копия уведомления о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания не позволяет проверить достоверность указанных сведений, поскольку она представляет собой лишь лицевую сторону бланка без отметки органа миграционного контроля о его принятии.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ФИО2 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным и не соответствует установленным в ходе рассмотрения дела фактическим обстоятельствам, поскольку не подтверждён допустимыми и относимыми доказательствами.
Вышеуказанные установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении ФИО2 угли прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Освободить немедленно ФИО2 угли из Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по г. Набережные Челны РТ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения либо получения копии постановления через Советский районный суд г. Казани.
Судья: Р.С. Кашапов