Дело №А-852/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> УР 13 апреля 2017 года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания Гариповой И.Н.
С участием
- Административного истца Савельева В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савельева ФИО9 об оспаривании постановления врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания
У С Т А Н О В И Л:
Савельев В.И. обратился в Завьяловский районный суд УР с заявлением об оспаривании врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания.
В обоснование заявленных требований Савельев В.И. ссылается на следующее.
Савельев В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ зам.начальника ИК-7 <данные изъяты> было вынесено постановление о наложении взыскания в виде 5 суток в ШИЗО, за то, что отказался выполнять физическую зарядку. На административной комиссии все объяснил, что не выполнил физическую зарядку в связи с тем, что были боли в области живота, о чем сообщил сотрудникам ИК-7 и попросил вызвать врача. Врач пришел осмотрел уже после физической зарядки и выписал лекарства.
Неправомерно и незаконно выдворили в ШИЗО, тем самым нарушили права, именно незаконно лишили свободы, в пределах ИК-7.
Определением Завьяловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен административный ответчик зам.начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР <данные изъяты>.
В ходе судебного заседания от представителя административного ответчика УФСИН России по УР <данные изъяты>.В. поступили письменные возражения на административное исковое заявление Савельева В.И. в которых указано следующее: При подаче административного искового заявления истцом был пропущен срок обращения в суд, поскольку о нарушении своего права административному ответчику стало известно ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует объяснительная от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку уважительных причин пропуска срока у административного истца не имеется, Савельев В.И. имел возможность обратиться в суд в течение установленного срока. На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились административный ответчик ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, административный ответчик зам.начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР <данные изъяты>М. надлежащим образом извещены о дне рассмотрения дела.
Суд, на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, изучив доводы административного искового заявления выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей общим правилам КАС РФ с особенностями, установленными гл.22 КАС РФ и другими федеральными законами.
Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (ч.10 ст.226 КАС РФ).
При этом ч.11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Савельев В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР. Приговором Юрьевецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужден к лишению свободы на 9 лет. ДД.ММ.ГГГГ постановлением зам.начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР <данные изъяты>В., Савельев В.И. был помещен в штрафной изолятор на 5 суток, за нарушение а именно при просмотре видеоархива утренней зарядки в «карантине» было выявлено, что осужденный Савельев В.И. вышел в прогулочный дворик «Карантина», но не выполнял физическую зарядку.
Основанием для вынесения вышеуказанного постановления послужило то обстоятельство, что Савельев В.И. не выполнил физическую зарядку.
По вышеуказанному факту сотрудниками ФКУ ИК-7 составлены рапорта о нарушении установленного порядка отбывания наказания Савельевым В.И.
Согласно ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим). Также в ч.2 ст.11 УИК РФ указано, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
УИК РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4): делегирует полномочия утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82).
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях — это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания, что установлено частью 1 статьи 82 УИК РФ.
Согласно ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № осужденные обязаны, в том числе выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения и иными лицами, выполнять их законные требования.
Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (п. 2), выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 3).
В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения ПВР.
Указанные Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечёт ответственность, установленную действующим законодательством (п. 2 ПВР).
Пункт «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ предусматривает в качестве меры взыскания, применяемой за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Как указано в статье 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в ст. ст. 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Исходя из содержания указанных норм закона, оспариваемое постановление от 10.07.2015г., о водворении Савельева В.И. в штрафной изолятор сроком на 5 суток, вынесено уполномоченным на то лицом, примененная мера взыскания предусмотрена ч. 1 ст. 115 УИК РФ и назначена в пределах установленного законом срока, с учётом злостного характера нарушения.
Также следует отметить, что признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, может быть осуществлено за совершение любого нарушения, в том числе и не являющегося злостным правонарушением, с учётом личности осужденного.
Из материалов дела следует, что Савельев В.И. ДД.ММ.ГГГГ был выдворен в ШИЗО на основании рапорта «О невыполнении физической зарядки», ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о выдворении в штрафной изолятор на 5 суток, С данными постановлениями он был ознакомлен, в тот же день порядок обжалования разъяснен, что подтверждается его подписями в постановлении.
Также с осужденного Савельева В.И. была взята объяснительная где указано, что не выполнил физическую зарядку по причине того, что болел правый бок. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.И. был осмотрен начальником филиала «Медицинской частью №» врачом ФКУЗ МСЧ-8 <данные изъяты> Л.П. Была дана рекомендация об освобождении от тяжелой физической нагрузки на двое суток и о повторном обращении в медицинскую часть в случае ухудшения самочувствия. В справке указано, что на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.И. по состоянию здоровья в ШИЗО содержаться может.
В соответствии со ст.219 КАС РФ установлены сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением. Срок составляет 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. За зашитой своих прав Савельев В.И. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению трехмесячного срока, предусмотренного ст.219 КАС РФ.
Таким образом, по настоящему делу применима максима "незнание закона не освобождает от ответственности", поскольку именно на административном истце лежит обязанность по доказыванию уважительности причин пропуска срока для обращения в суд и в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 45 КАС РФ административный истец обязан добросовестно пользоваться принадлежащим ему правом на судебную защиту, не допуская в своих поступках какого-либо злоупотребления правом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске Савельевым В.И. без уважительных причин срока на обращение в суд с указанным заявлением.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Савельевым В.И. требований, Сотрудники администрации ФКУ ИК-7 <данные изъяты> по УР действовали в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства, с соблюдением порядка, сроков и учётом личности осужденного.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Савельева ФИО10 об оспаривании постановления врио начальника ФКУ ИК-7 <данные изъяты> по УР от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение по делу вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Д.В. Орлов