Решение по делу № 33-5963/2020 от 29.06.2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    28 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего – судьи Синани А.М.,судей:                  Авериной Е.Г.,

                                                 Егоровой Е.С.,

    при секретаре                    Гамуровой М.А.,

    с участием истца               Вишняковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Вишняковой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в марте 2020 года Вишнякова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) № 200000004947/759236/19 от 27.02.2020 ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального Закона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 25 лет с указанием на то, что стаж на льготных условиях составил 14 лет 08 месяцев 12 дней, страховой стаж составил 25 лет 04 месяца 12 дней. Считает отказ незаконным, так как по состоянию на 01.11.2019 ее льготный стаж составляет 25 лет 5 месяцев 29 дней, в льготном исчислении более 30 лет, так как она проработала в сельской местности в учреждениях здравоохранения. Ответчиком не учтены в стаж, дающий право на досрочную пенсию, и не применено льготное исчисление стажа (один год и три месяца за один год работы) следующие периоды работы с 01.04.2005 по 31.10.2011 в должности патронажной медсестры Ишунского ФАП, поскольку <данные изъяты> не являлся структурным подразделением <данные изъяты> и учреждением здравоохранения, а также отсутствует справка, подтверждающая факт льготной работы; период работы с 01.11.2011 по 30.09.2013 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, так как условие выполнения нормы рабочего времени в объеме полной ставки в справке не указано, период работы с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры в <данные изъяты>», при этом к этим периодам не применены льготные исчисления стажа, не включены в стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11.2012 в должности патронажной медсестры <данные изъяты> период работы; с 15.05.2017 по 09.06.2017 в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты>, к этим периодам также не применено льготное исчисление стажа. Не отражено в решении о зачете в стаж периодов работы: с 03.05.1994 по 01.04.2005 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>; с 01.04.2005 по 01.11.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; с 02.11.2011 по 30.09.2013 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11,2012 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>; с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; с 01.01.2015 по 01.11.2019 в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты>, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 15.05.2017 по 09.06.2017 в должности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>. Считает, что ее права нарушены, поскольку на протяжении всей трудовой деятельности она выполняла нормы рабочего времени, режим полного рабочего дня, работала на полную ставку, лечебная деятельность осуществлялась ею в сельской местности на должностях медицинской сестры, стаж работы составляет 25 лет 5 месяцев 29 дней, в льготном исчислении более 30 лет, что подтверждается трудовой книжкой, которая является главным и основным документом для определения стажа и трудовой деятельности работника. Кроме того, истцом ответчику предоставлены соответствующие справки о периодах работы и трудовой деятельности. Просила признать незаконным решение ответчика от 27.02.2020 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» следующие периоды работы: с 01.04.2005 по 01.11.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; с 02.11.2011 по 30.09.2013 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11.2012 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>; с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; период прохождения курсов повышения квалификации с 15.05.2017 по 09.06.2017 в должности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>, а также обязать ответчика применить льготный порядок исчисления стажа, а именно в льготном исчислении как 1 год работы за один год и три месяца к следующим периодам: с 03.05.1994 по 01.04.2005 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>; с 01.04.2005 по 01.11.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; с 02.11.2011 по 30.09.2013 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11,2012 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>; с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; с 01.01.2015 по 01.11.2019 в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты>, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 15.05.2017 по 09.06.2017 в должности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты> и обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по ч. 1 п. 20 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 с 01.11.2019.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) № 200000004947/759236/19 от 27.02.2020 об отказе Вишняковой Е.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязано включить Вишняковой Е.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с ч. 1 п. 20 ст. 30 Федерального Закона, № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», следующие периоды работы:

    с 01.04.2005 по 01.11.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты> семейной медицины;

    с 02.11.2011 по 30.09.2013 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты> общей практики семейной медицины, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11.2012 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>

    с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты> общей практики семейной медицины;

    период прохождения курсов повышения квалификации с 15.05.2017 по 09.06.2017 в должности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязано применить льготный порядок исчисления стажа, а именно в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца к следующим периодам:

    с 03.05.1994 по 01.04.2005 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>;

    с 01.04.2005 по 01.11.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>

    с 02.11.2011 по 30.09.2013 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11.2012 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>;

    с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>;

        с 01.01.2015 по 01.11.2019 в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты>, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>, в том числе период прохождения курсов повышения квалификации с 15.05.2017 по 09.06.2017 в должности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>, исключив из данного периода дни отпуска без сохранения заработной платы: с 20.12.2016 по 21.12.2016 - 2 дня, 28.07.2017 - 1 день, 01.09.2017 - 1 день, с 13.03.2018 по 14.03.2018 - 2 дня, 24.05.2019 - 1 день, 13.09.2019 - 1 день.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обязано назначить Вишняковой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 01.11.2019.

Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу Вишняковой Е.А. расходы на оплату юридических услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей (шесть тысяч триста рублей). В остальной части исковых требований отказано.

В обоснование апелляционной жалобы Вишнякова Е.А., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что истцом не предоставлены справки, подтверждающие периоды льготной работы, не предоставлены доказательства выполнения нормы рабочего времени в объеме полной ставки, в период прохождения курсов повышения квалификации работником не выполнялась в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию, а <данные изъяты> не является структурным подразделением государственных и муниципальных организаций здравоохранения. Кроме того, если медицинские работники выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена не ранее чем черед шесть месяцев с даты подачи заявления, а не с момента возникновения права. Полагает, что сумма в <данные изъяты> рублей расходов на оплату услуг представителя является необоснованной и неразумной.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Вишнякова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 03.05.1994 по 01.04.2005 работала в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, с 01.04.2005 по 01.11.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты>, медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>, с 02.11.2011 по 30.09.2013 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>, с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры общей практики семейной медицины <данные изъяты>; с 01.01.2015 по настоящее время работает в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты>, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты>.

01 ноября 2019 года Вишнякова Е.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ч. 1 п. 20 ст. 30 Федерального Закона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) № 200000004947/759236/19 от 27.02.2020 Вишняковой Е.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет. Согласно решению, страховой стаж Вишняковой Е.А. на льготных условиях составляет 14 лет 08 месяцев 12 дней, при этом страховой стаж составляет 25 лет 04 месяца 12 дней.

Как следует из решения, ответчик не засчитал в стаж Вишняковой Е.А. следующие периоды: с 01.04.2005 по 31.10.2011 в должности патронажной медсестры <данные изъяты> так как <данные изъяты> не являлся структурным подразделением <данные изъяты> и учреждением здравоохранения, а так же отсутствует справка, подтверждающая льготный факт работы; с 01.11.2011 по 30.09.2013 в должности патронажной медсестры <данные изъяты> (согласно архивной справке № 05.01-23/1126 от 22.10.2019, выданной Администрацией Красноперекопского района РК, так как условие выполнения нормы рабочего времени в объеме полной ставки не указано; период прохождения курсов повышения квалификации с 05.09.2012 по 21.11.2012 не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516); периоды работы с 01.10.2013 по 30.12.2014 в должности медицинской сестры в <данные изъяты> согласно справке № 154 от 15.10.2019, выданной <данные изъяты>», так как учреждение не являлось структурным подразделением государственных и муниципальных организаций здравоохранения; период прохождения курсов повышения квалификации с 15.05.2017 по 09.06.2017 не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516), страховой стаж истца составил 25 лет 04 месяца 12 дней, из них специальный стаж 14 лет 08 месяцев 12 дней. Кроме того, в связи с вступлением в силу с 01.01.2019 Федерального закона от 03 октября 2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно «в 2019 не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков».

Согласно справке № 153 от 15.10.2019, подтверждающей факт льготной работы в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», выданной ГБУЗ <данные изъяты>», Вишнякова Е.А. с 03.05.1994 принята на должность патронажной медсестры <данные изъяты> (Приказ -К §1 от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.04.2005 уволена с занимаемой должности по ст. 36 п. 5 КЗоТ Украины (в порядке перевода в распоряжение Ишунского сельского совета (приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ). С 03.05.1994 по 01.04.2005 выполнялись нормы рабочего времени, установленные за 1,0 ставку заработной платы (должностной оклад). Периодов, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется.

Согласно архивной справке № 05.01-23/1126 от 22.10.2019, выданной архивным отделом Администрации Красноперекопского района Республики Крым, в документах архивного фонда за период 01.11.2011 - 30.09.2013 имеются сведения о трудовом стаже Вишняковой Е.А.: в разделе IV «Назначение и перевод» личной карточки (ф. № П-2) Вишняковой Е.А. имеются сведения о реорганизации Ишунской врачебной амбулатории общей практики семейной медицины путем присоединения к отделу здравоохранения Красноперекопской государственной администрации с 01.11.2011, переводе на должность сестры медицинской общей практики семейной медицины 9 разряда <данные изъяты> с 02.11.2011 (приказ начальника отдела здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ -ок), 30.09.2013 уволена в порядке перевода для дальнейшей работы в Центре первичной медико - санитарной помощи Красноперекопского района в соответствии с п. 5 ст. 36 КЗоТ Украины (приказ заместителя начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ). С 05 сентября 2012 года по 21 ноября 2012 года направлена на курсы «Семейная медицина» (сестры медицинские ОПСМ) в г. Симферополь КРУ «Центр последипломного образования младших специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием (приказ начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ -к).

Согласно справке, подтверждающей факт льготной работы, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 154 от 15.10.2019, выданной <данные изъяты>», Вишнякова Е.А. с 01.10.2013 принята медицинской сестрой общей практики - семейной медицины в <данные изъяты> - семейной медицины (приказ -ОК от ДД.ММ.ГГГГ), с 30.12.2014 уволена в связи с переводом с ее согласия на работу в <данные изъяты>» п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (приказ -ОК от ДД.ММ.ГГГГ). С 01.10.2013 по 30.12.2014 выполнялись нормы рабочего времени, установленные за 1,0 ставку заработной платы (должностной оклад). Периодов, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется.

Согласно справке, подтверждающей факт льготной работы в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 155 от 15.10.2019, выданной ГБУЗ <данные изъяты>», Вишнякова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры врача общей практики в <данные изъяты> - семейной медицины, в порядке перевода из <данные изъяты> (приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ), с 24.08.2016 переведена на должность медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) кабинета врача общей практики (семейного врача) <данные изъяты> (приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ). Работает по настоящее время. С 01.01.2015 по настоящее время выполняются нормы рабочего времени, установленные за 1,0 ставку заработной платы (должностной оклад). Отпуска без сохранения заработной платы: с 20.12.2016 по 21.12.2016 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 28.07.2017 по 28.07.2017 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.09.2017 по 01.09.2017 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 13.03.2018 по 14.03.2018 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 24.05.2019 по 24.05.2019 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 13.09.2019 по 13.09.2019 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), курсы повышения квалификации с отрывом от производства по циклу «Первичная медико - санитарная помощь взрослым и детям, <данные изъяты> с 15.05.2017 по 09.06.2017 (приказ -У от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справкам о заработной плате № 13, 14, 15, 19 выданным 31.10.2019 директором <данные изъяты> на имя Вишняковой Е.А. на основании расчетно-платежных ведомостей за 1994 - 2001 годы, на все выплаты начислены страховые взносы (единый социальный налог) в Пенсионный фонд Украины (Пенсионный фонд Республики Крым), уплата страховых взносов произведена за май 1994 года - ноябрь 2001 года.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 03.10.2018 № 350-ФЗ) «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для спорных периодов времени работы истца применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О

трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Оспариваемые периоды стажа истца попадают под действие указанного списка, согласно которому должности: медицинская сестра, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра кабинета, акушерка, так же как и само учреждение - поликлиники всех наименований, больницы всех наименований, в том числе амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт поименованы данным списком и содержаться в нем.

Оценка пенсионных прав производится по нормам пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работ, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, которым установлено, что в целях реализации пенсионных прав при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, а также по нормам действующего пенсионного законодательства.

Абзацем 3 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, предусматривают возможность применения двух льготных порядков исчисления стажа одновременно, сложение которых влечет исчисление года работы за 1 год и 9 месяцев.

До вступления в силу указанных выше Федерального закона и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066.

Указанными актами была предусмотрена возможность исчисления периодов работы в определенных структурных подразделениях и должностях, исходя из расчета год работы за 1 год и 6 месяцев, а также периодов работы в сельской местности из расчета год работы за 1 год и 3 месяца.

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 60).

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Согласно п.п. 4, 5 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 258н от 31.03.2011, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В справках, выдаваемых работодателями, указываются сведения о полной занятости, о периодах простоя, о периодах работы, которая выполнялась в режиме не полной рабочей недели и др.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии утвержденным постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516, в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

В силу п. 4 вышеназванных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, ч. 2 п. 9 вышеназванных Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Период нахождения на курсах повышения квалификации в этом перечне не указан.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании изложенного судом первой инстанции удовлетворены требования о включении в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации истца с 05.09.2012 по 21.11.2012 и с 15.05.2017 по 09.06.2017. Повышение квалификации по направлению работодателя является трудовой обязанностью Вишняковой Е.А., непосредственно связанной с лечебной деятельностью.

В силу п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516, не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), а также дни отпуска без сохранения заработной платы, поскольку в указанный период работник фактически не был занят на работах, условия которых дают право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Поскольку периоды отпуска без сохранения заработной платы имели место после вступления в силу указанных Правил, у суда отсутствовали основания для включения данных периодов в подсчет специального трудового стажа истца.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Истец обратилась за пенсией 01.11.2019, ее право на досрочную пенсию возникло в тот же день в связи с наличием необходимого льготного стажа по состоянию на 01.01.2019, в связи с чем суд пришел к выводу, что трудовая пенсия досрочно должна быть назначена истцу с 01.11.2019.

Определяя размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок распределения судебных расходов, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные о делу судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Такое ходатайство заявлено представителем истца в судебном заседании 21.04.2020.

В Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцом при подаче иска оплачено 300 рублей, ее исковые требования удовлетворены, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК).

Соглашением об оказании юридической помощи от 13.03.2020 подтверждена оплата услуг представителя истца в размере 12000 рублей, в связи с чем суд первой инстанции, исходя из принципа разумности, определил ко взысканию с ответчика в пользу истца 6000 рублей.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку на момент обращения Вишняковой Е.А. к ответчику с заявлением о назначении пенсии, ее стаж осуществления лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности составил более 30 лет.

Пунктом 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста) назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, довод ответчика о том, что началом исчисления шестимесячного срока для назначения пенсии является дата подачи заявления о назначении пенсии, основан на неверном толковании закона и не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.

На день обращения Вишняковой Е.А. к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ч. 1 п. 20 ст. 30 Федерального Закона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (01 ноября 2019 года), она имела стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности более 30 лет, в связи с чем шестимесячный срок с момента возникновения права на назначение соответствующей пенсии, к указанному времени истек. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) назначить истцу пенсию с момента обращения – 01.11.2019.

Не принимает судебная коллегия и довод ответчика о необоснованности суммы расходов на оплату услуг представителя, взысканной в польщу истца, так как, уменьшая размер расходов на услуги представителя, определенный договором, до 6000 рублей, суд первой инстанции исходил из сложности дела, объема выполненной представителем работы, и принципа разумности.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.

Все обстоятельства дела проверены судом с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

                                                                о п р е д е л и л а:

решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым 3000 рублей государственной пошлины в доход местного бюджета муниципального образования г. Симферополь.

Судьи:

33-5963/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Вишнякова Елена Анатольевна
Ответчики
ГУ – УПФ РФ в Красноперекопском районе РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Синани Александр Михайлович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
29.06.2020Передача дела судье
28.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее