Дело №2-1571/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Зайцевой Е.М.,
с участием прокурора Колотовой Л.А., действующей на основании служебного удостоверения, поручения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Чайковского городского прокурора Пермского края в интересах Рулева А.Г. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
Чайковского городского прокурора Пермского края обратился в суд с иском в интересах Рулева А.Г. к Правительству Пермского края о предоставлении Рулеву А.Г. благоустроенного жилого помещения в пределах Чайковского муниципального района по договору социального найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. (л.д. 2-4).
Свое требование прокурор обосновал тем, что Рулев А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения 18-летнего возраста остался без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району была включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещении. В настоящее время Рулев А.Г. вынужден проживать в жилом помещении по адресу <Адрес>, в отношении которого у него жилых прав нет. Рулев А.Г. состоит на жилищном учете по списку детей-сирот, на праве собственности либо на ином праве жилых помещений не имел и не имеет. При этом прокурор в обоснование заявленных требований сослался на положения ст.ст. 1, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 50, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», Закон Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (л.д. 2-4).
В судебном заседании прокурор на иске настаивал в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Истец Рулев А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом (л.д. 39).
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом. Ранее представил в суд возражения, из которых следует, что с заявленными требованиям не согласен, поскольку ч. 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п «Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в п. 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в предоставлении в трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01 марта 2013 г. № 92-п, осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Следовательно, Правительство исполнило свои обязанности в части реализации прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. Кроме того, федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица из данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не на территории г. Перми. Просит отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме (л.д. 35-37).
Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом. Ранее представил в суд возражения, из которых следует, что на основании действующего законодательства в РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленным законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. Рулев А.Г. включен в указанный список. Дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список. Удовлетворяя требования прокурора о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше Рулева А.Г., обладающих одинаковыми с ним правами. Просит отказать в удовлетворении требований (л.д. 31-33).
Представитель КГБУ «Дирекция по капительному строительству» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен судом надлежащим образом. Мнение по заявленным требованиям не выразил, о причинах не явки суду не сообщил (л.д. 22).
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), т.е. на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального образования <Адрес> № над Рулевым А.Г. установлена опека (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального образования <Адрес> № за Рулевым А.Г. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> (л.д. 12).
Рулев А.Г. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <Адрес>, что подтверждается справкой отдела адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю (л.д. 26).
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району установлен факт невозможности проживания Рулева А.Г. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <Адрес> (л.д. 11).
Ответчиками не оспаривается право Рулева А.Г. на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного найма жилого помещения, в связи с чем, он включен ТУ Министерством социального развития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем указанной категории (л.д. 10).
Рулев А.Г. постоянно проживает по адресу <Адрес> (л.д. 26), собственником указанного жилого помещения не является, что сторонами не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ).
При этом суд установил, что права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у него нет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сведениями из ГУП ЦТИ Пермского края (л.д. 6, 7, 9, 28, 30), сведениями регистрирующих органов, в связи с чем, истец принята на жилищный учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, что подтверждается уведомлением территориального управления Министерства социального развития Пермского края (л.д. 10).
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истец жилым помещением по договору социального найма не обеспечивался, на дату разрешения спора не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, то требование истца о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению. Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 33 кв.м., само жилое помещение должно отвечать требованиям благоустройства и находиться в границах Чайковского муниципального района Пермского края.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Аналогичная норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда предусмотрена ст. 8.1 Закона Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края».
Поскольку ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а указанными нормативными актами Пермского края предусмотрена норма предоставления жилых помещений в размере 33 кв. м., то истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с п.1.3 Порядка жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно п.1.4 Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Статьей 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Рулев А.Г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <Адрес>, доказательств того, что Рулев А.Г. постоянно либо преимущественно проживает по иному адресу, в ином районе <Адрес> или Пермского края, суду на день рассмотрения дела не представлено. При таких обстоятельствах жилое помещение истцу должно быть предоставлено в границах Чайковского муниципального района Пермского края, определение судебным решением местом жительства истца адреса: <Адрес>, не требуется, поскольку данное обстоятельство является лишь основанием для определения населенного пункта, в котором истцу следует предоставить жилое помещение.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Порядком краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Министерство социального развития Пермского края в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства.
Следовательно, полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, каким-либо иным органам исполнительной власти Правительством Пермского края не переданы, в связи жилое помещение должно быть предоставлено Рулеву А.Г. Правительством Пермского края.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чайковского городского прокурора Пермского края в интересах Рулева А.Г. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Рулеву А.Г. в пределах Чайковского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
<данные изъяты>