Решение по делу № 33-726/2024 от 20.02.2024

         89RS0005-01-2023-003340-20

Дело №2-2938/2023

      Апелл. дело №33-726/2024

Судья Клышникова О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2024 года                   город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Старовойтова Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.,

с участием прокурора Губайдулиной Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска к Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевне, Голюку Владимиру Николаевичу и Голюк Галине Григорьевне об установлении возмещения за жилое помещение, и встречному иску Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны, Голюка Владимира Николаевича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о предоставлении жилого помещения без доплаты,

по апелляционной жалобе представителя истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска - Гайдара Анатолия Александровича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года, которым постановлено:

Встречные исковые требования Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны и Голюка Владимира Николаевича удовлетворить частично.

Возложить на Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска обязанность предоставить в общую долевую собственность Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны и Голюка Владимира Николаевича по 1/2 доли в праве собственности каждому, взамен жилого помещения, находящего в собственности, признанного аварийным и непригодным для проживания, - квартиры , расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 50,6 кв.м., расположенное в черте города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.

В удовлетворении исковых требований Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н.,судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее также - Департамент) обратился в суд с иском к Зениной (Михайловой) Ю.Ю., Голюку В.Н. и Голюк Г.Г. об установлении возмещения за жилое помещение.

В обоснование иска указал, что Зенина (Михайлова) Ю.Ю. и Голюк В.Н. являются собственниками (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый) жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 17 ноября 2016 года №55 (1898) многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с отказом собственников жилого помещения от сноса дома, принято решение об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд. Соглашения о выкупе жилого помещения с собственниками не достигнуто, что явилось основанием для обращения в суд.

Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска просил установить выкупную стоимость аварийного жилого помещения в размере 5 232 040 руб.                                (по 2 616 020 руб. каждому собственнику), после выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение прекратить право собственности на него с признанием права собственности на квартиру за муниципальным образованием город Ноябрьск; выселить из занимаемого жилого помещения ответчиков, прекратить их право пользования жилым помещением с возложением солидарной обязанности передать освобожденное жилое помещение Департаменту, взыскать судебную неустойку в размере 200 руб. с каждого за каждый день неисполнения решения суда до его фактического исполнения и судебные расходы в размере 126 руб.     

Ответчики Зенина (Михайлова) Ю.Ю. и Голюк В.Н. до принятия судом решения обратились в суд со встречным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по предоставлению им в общую долевую собственность взамен изымаемого равнозначного благоустроенного жилого помещения площадью не менее 51,9 кв.м., находящегося в черте муниципального образования город Ноябрьск, без доплаты.

В обоснование встречного иска указали, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, в связи с чем они имеют право выбора способа обеспечения их жилищных прав.

Определением суда от 27 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д.2).

В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска       Гайдар А.А. исковые требования поддержал, встречный иск не признал.

Представитель ответчиков и третьего лица по встречному иску Демченко Ж.А. в судебном заседании иск не признала, встречный иск поддержала.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчиков по первоначальному иску - истцов по встречному иску Зениной (Михайловой) Ю.Ю. и Голюка В.Н., третьего лица                       Голюк Г.Г., представителя третьего лица Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель истца по первоначальному иску - ответчика по встречному иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска           Гайдар А.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований Департамента. Приводит доводы о необоснованном отказе в удовлетворении первоначального иска о признании права собственности на аварийное жилое помещение за муниципальным образованием, прекращении права собственности и права пользования ответчиков на аварийное жилое помещение. Ссылается на отсутствие соглашения между долевыми собственниками о распоряжении спорным жилым помещением, что не было учтено судом. Указывает на допущенное судом нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела по существу без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа».

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчиков Голюка В.Н. и Зениной Ю.Ю. -                  Демченко Ж.А. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными по электронной почте, телеграммами, смс-сообщениями (л.д. 125-140), а также посредством размещения информации на сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, участия не принимали, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заключение прокурора Губайдулиной Г.А. о наличии правовых оснований для обеспечения ответчиков жилым помещением, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) принадлежит двухкомнатная квартира, площадью 50,6 кв.м., расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> (л.д.14-18), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2022 года.

На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории города Ноябрьска, Зенина (Михайлова) Ю.Ю., Голюк В.Н., Голюк Г.Г. не состоят (л.д.44).

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ноябрьска от 15 декабря 2020 года следует, что постановлением Администрации города Ноябрьска от 16 сентября 2009 года №П-1712 «Об утверждении адресов объектов недвижимости на территории муниципального образования город Ноябрьск», дом <адрес> имеет адрес: <адрес> (л.д.40-41, 82).

Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 07 декабря 2016 года №З-3841 (в редакции распоряжения от 17 октября 2022 года №Р-563) многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам предложено самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до 17 ноября 2023 года, а в срок до 17 ноября 2024 года - осуществить снос дома (л.д. 19-24).

Из материалов дела усматривается, что жилой дом, подлежащий сносу, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П (л.д.51).

Постановлением Администрации города Ноябрьска от                        21 декабря 2022 года №П-2377 изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером , площадью 1909 кв.м., и расположенные на нем объекты недвижимого имущества - жилые помещения в доме (л.д.25).

02 июля 2023 года управлением жилищных отношений Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска собственникам Михайловой Ю.Ю., Голюку В.Н. направлено уведомление о необходимости явиться для заключения соглашения о предоставлении возмещения за принадлежащее им жилое помещение, а также проект соглашения о выкупе жилого помещения (л.д.26-28). К соглашению о выкупе жилого помещения путем предоставления возмещения за жилое помещение в размере                 4 161 395 руб. стороны не пришли.

Актом проверки жилищно-бытовых условий от 10 октября 2023 года подтверждается, что в жилом помещении по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, проживают Зенина (Михайлова) Ю.Ю.,                  Голюк В.Н., Голюк Г.Г. (л.д.43).

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, принадлежащее Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н., в установленном законом порядке изъято для муниципальных нужд, Михайлова Ю.Ю. и Голюк В.Н. относятся к категории собственников аварийного жилого помещения, имеющих право выбора способа обеспечения жилищных прав, поскольку дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Суд пришел к выводу о необходимости предоставления в общую долевую собственность истцов по встречному иску жилого помещения площадью не менее 50,6 кв.м. При этом в удовлетворении первоначального иска Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска об изъятии жилого помещения путем выкупа суд отказал.

С учетом того, что право общей долевой собственности на спорное жилое помещение у Зениной (Михайловой) Ю.Ю. и                Голюка В.Н. возникло на основании договора купли-продажи квартиры от 12 декабря 2012 года, зарегистрировано в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 января 2013 года, то есть, до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, суд пришел к выводу о том, что данная норма права, как не имеющая обратной силы, не подлежит применению к правоотношениям сторон.

Выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для изъятия принадлежащего Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. жилого помещения и возложения на Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск обязанности по предоставлению жилого помещения в общую долевую собственность собственникам аварийной квартиры без доплаты являются верными по следующим основаниям.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно разъяснениям, содержащимся в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьей 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах. Многоквартирный дом <адрес> основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П включен в Региональную адресную программу.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, действовавшей на момент включения многоквартирного дома в данную программу и на момент возникновения права на обеспечение жилищных прав собственников аварийного дома, было предусмотрено, что основным условием финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда ЖКХ в рамках Федерального закона №185-ФЗ является софинансирование за счет средств субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также наличие соответствующей адресной региональной программы переселения из аварийного жилищного фонда.

В рамках Программы будет осуществляться переселение граждан из аварийных домов в соответствии с перечнем согласно приложению №1 к настоящей Программе.

В перечень включены жилые дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Основными программными мероприятиями являются:

- утверждение перечня жилых домов, в отношении которых планируется переселение граждан в соответствии с требованиями Федерального закона №185-ФЗ в рамках Программы;

- определение объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из жилых домов, включенных в перечень;

- приобретение муниципальным образованием в автономном округе в собственность жилых помещений у застройщиков, с которыми заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в жилых домах, отвечающих требованиям статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ, по результатам проведенных торгов;

- предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;

- выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- приобретение жилых помещений Фондом жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе;

- приобретение Фондом жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа объектов незавершенного строительства многоквартирных домов в целях достройки и последующей безвозмездной передачи жилых помещений в собственность муниципальных образований в автономном округе.

Цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.

В целом цена муниципального контракта либо договора ФЖС ЯНАО не должна превышать произведения общей площади жилого помещения, планируемого к приобретению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в автономном округе, применяемую в целях приобретения жилых помещений в государственную собственность автономного округа для обеспечения жильем отдельных категорий граждан и предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, утверждаемую нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

Разделом IV Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы в редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, действовавшей на момент включения многоквартирного дома в данную программу и на момент возникновения права на обеспечение жилищных прав собственников аварийного дома, предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.

Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.

Допустимый размер превышения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается в соответствии с разделом III-I Закона автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

В соответствии с частью 2 статьи 28-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО (в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года) «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» по соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, ему может быть предоставлено взамен сносимого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности, находящееся в границах данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, подлежащее сносу. В случае если жилое помещение, подлежащее сносу, принадлежит на праве общей собственности нескольким собственникам, мена жилого помещения, подлежащего сносу, осуществляется при наличии согласия всех собственников. Мена долей в праве общей собственности на жилое помещение не осуществляется.

По соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, в случае предоставления ему взамен сносимого жилого помещения (в виде квартиры или комнаты) соответственно однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты (часть 2 статьи 28-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО (в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года) «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»).

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П (л.д.51), положениями Региональной адресной программы в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, действовавшей на момент возникновения права на обеспечение жилищных прав собственников аварийного дома, не предусматривалась обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений аварийного дома, по доплате разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, Михайлова Ю.Ю. и Голюк В.Н. выразили волеизъявление на предоставление другого жилого помещения взамен квартиры в доме, признанном аварийным в рамках существующей региональной адресной программы переселения граждан, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению в общую долевую собственность Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. другого жилого помещения, взамен подлежащего изъятию без какой-либо доплаты, является правомерным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашение участников долевой собственности на распоряжение имуществом в соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации достигнуто, что подтверждается встречным исковым заявлением.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит понятия равнозначности жилого помещения, предоставляемого в собственность гражданину взамен изымаемого у него жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ранее занимаемому им помещению.

В этой связи, в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться такие же критерии равнозначности, которые применяются к предоставлению жилых помещений нанимателю в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 50,6 кв.м. (л.д.14-17). Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 22 января 2013 года следует, что общая площадь принадлежащей на праве общей долевой собственности Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. двухкомнатной квартиры составляет 51,9 кв.м. (л.д.79-80).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Учитывая, что доказательством существования зарегистрированного права является, как следует из Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации), Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») (статей 1, 9), запись в едином государственном реестре недвижимости; актуальные сведения о зарегистрированных правах на недвижимость содержатся только в соответствующих записях реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН - в разделах, открытых на объекты недвижимости, которые, в свою очередь, включаются в выдаваемые документы (выписки) о зарегистрированных правах, суд правомерно при определении площади подлежащего предоставлению жилого помещения исходил из площади аварийного жилого помещения, указанной в выписке из единого государственного реестра недвижимости - 50,6 кв.м.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Поскольку рассматриваемый спор связан с обеспечением жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для муниципальных нужд, процессуальный состав участвующих в деле лиц определен верно, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа», права которого принятым по делу судебным постановлением не затрагиваются, не имелось.

В соответствии с абзацем третьим статьи 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья принимает встречный иск в случае, если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в подпункте «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14, резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Как видно из содержания первоначального иска и встречного иска, предоставление в общую долевую собственность жилого помещения взамен признанного аварийным и непригодным для проживания исключает установление выкупной цены за принадлежащее жилое помещение.

Таким образом, в удовлетворении первоначального иска судом первой инстанции правомерно отказано.

Принимая во внимание, что в настоящем споре вопрос о предоставлении Зениной (Михайловой) Ю.Ю. и Голюку В.Н. конкретного другого жилого помещения взамен изымаемого в собственность муниципальным образованием не разрешался, правовых оснований для указания в решении суда вывода о прекращении права собственности ответчика по первоначальному иску - истца по встречному иску, признании за муниципальным образованием город Ноябрьск права собственности на данное жилое помещение вопреки доводам апелляционной жалобы не имелось.

Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Судья /подпись/       А.Н. Шошина

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 марта 2024 года

         

        89RS0005-01-2023-003340-20

Дело №2-2938/2023

      Апелл. дело №33-726/2024

Судья Клышникова О.М.

Резолютивная часть

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2024 года                   город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Старовойтова Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.,

с участием прокурора Губайдулиной Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска к Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевне, Голюку Владимиру Николаевичу и Голюк Галине Григорьевне об установлении возмещения за жилое помещение, и встречному иску Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны, Голюка Владимира Николаевича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о предоставлении жилого помещения без доплаты,

по апелляционной жалобе представителя истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска - Гайдара Анатолия Александровича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года, которым постановлено:

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

         89RS0005-01-2023-003340-20

Дело №2-2938/2023

      Апелл. дело №33-726/2024

Судья Клышникова О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2024 года                   город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Старовойтова Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.,

с участием прокурора Губайдулиной Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска к Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевне, Голюку Владимиру Николаевичу и Голюк Галине Григорьевне об установлении возмещения за жилое помещение, и встречному иску Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны, Голюка Владимира Николаевича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о предоставлении жилого помещения без доплаты,

по апелляционной жалобе представителя истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска - Гайдара Анатолия Александровича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года, которым постановлено:

Встречные исковые требования Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны и Голюка Владимира Николаевича удовлетворить частично.

Возложить на Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска обязанность предоставить в общую долевую собственность Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны и Голюка Владимира Николаевича по 1/2 доли в праве собственности каждому, взамен жилого помещения, находящего в собственности, признанного аварийным и непригодным для проживания, - квартиры , расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 50,6 кв.м., расположенное в черте города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.

В удовлетворении исковых требований Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н.,судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее также - Департамент) обратился в суд с иском к Зениной (Михайловой) Ю.Ю., Голюку В.Н. и Голюк Г.Г. об установлении возмещения за жилое помещение.

В обоснование иска указал, что Зенина (Михайлова) Ю.Ю. и Голюк В.Н. являются собственниками (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый) жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 17 ноября 2016 года №55 (1898) многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с отказом собственников жилого помещения от сноса дома, принято решение об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд. Соглашения о выкупе жилого помещения с собственниками не достигнуто, что явилось основанием для обращения в суд.

Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска просил установить выкупную стоимость аварийного жилого помещения в размере 5 232 040 руб.                                (по 2 616 020 руб. каждому собственнику), после выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение прекратить право собственности на него с признанием права собственности на квартиру за муниципальным образованием город Ноябрьск; выселить из занимаемого жилого помещения ответчиков, прекратить их право пользования жилым помещением с возложением солидарной обязанности передать освобожденное жилое помещение Департаменту, взыскать судебную неустойку в размере 200 руб. с каждого за каждый день неисполнения решения суда до его фактического исполнения и судебные расходы в размере 126 руб.     

Ответчики Зенина (Михайлова) Ю.Ю. и Голюк В.Н. до принятия судом решения обратились в суд со встречным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по предоставлению им в общую долевую собственность взамен изымаемого равнозначного благоустроенного жилого помещения площадью не менее 51,9 кв.м., находящегося в черте муниципального образования город Ноябрьск, без доплаты.

В обоснование встречного иска указали, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, в связи с чем они имеют право выбора способа обеспечения их жилищных прав.

Определением суда от 27 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д.2).

В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска       Гайдар А.А. исковые требования поддержал, встречный иск не признал.

Представитель ответчиков и третьего лица по встречному иску Демченко Ж.А. в судебном заседании иск не признала, встречный иск поддержала.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчиков по первоначальному иску - истцов по встречному иску Зениной (Михайловой) Ю.Ю. и Голюка В.Н., третьего лица                       Голюк Г.Г., представителя третьего лица Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель истца по первоначальному иску - ответчика по встречному иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска           Гайдар А.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований Департамента. Приводит доводы о необоснованном отказе в удовлетворении первоначального иска о признании права собственности на аварийное жилое помещение за муниципальным образованием, прекращении права собственности и права пользования ответчиков на аварийное жилое помещение. Ссылается на отсутствие соглашения между долевыми собственниками о распоряжении спорным жилым помещением, что не было учтено судом. Указывает на допущенное судом нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела по существу без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа».

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчиков Голюка В.Н. и Зениной Ю.Ю. -                  Демченко Ж.А. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными по электронной почте, телеграммами, смс-сообщениями (л.д. 125-140), а также посредством размещения информации на сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, участия не принимали, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заключение прокурора Губайдулиной Г.А. о наличии правовых оснований для обеспечения ответчиков жилым помещением, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) принадлежит двухкомнатная квартира, площадью 50,6 кв.м., расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> (л.д.14-18), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2022 года.

На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории города Ноябрьска, Зенина (Михайлова) Ю.Ю., Голюк В.Н., Голюк Г.Г. не состоят (л.д.44).

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ноябрьска от 15 декабря 2020 года следует, что постановлением Администрации города Ноябрьска от 16 сентября 2009 года №П-1712 «Об утверждении адресов объектов недвижимости на территории муниципального образования город Ноябрьск», дом <адрес> имеет адрес: <адрес> (л.д.40-41, 82).

Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 07 декабря 2016 года №З-3841 (в редакции распоряжения от 17 октября 2022 года №Р-563) многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам предложено самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до 17 ноября 2023 года, а в срок до 17 ноября 2024 года - осуществить снос дома (л.д. 19-24).

Из материалов дела усматривается, что жилой дом, подлежащий сносу, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П (л.д.51).

Постановлением Администрации города Ноябрьска от                        21 декабря 2022 года №П-2377 изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером , площадью 1909 кв.м., и расположенные на нем объекты недвижимого имущества - жилые помещения в доме (л.д.25).

02 июля 2023 года управлением жилищных отношений Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска собственникам Михайловой Ю.Ю., Голюку В.Н. направлено уведомление о необходимости явиться для заключения соглашения о предоставлении возмещения за принадлежащее им жилое помещение, а также проект соглашения о выкупе жилого помещения (л.д.26-28). К соглашению о выкупе жилого помещения путем предоставления возмещения за жилое помещение в размере                 4 161 395 руб. стороны не пришли.

Актом проверки жилищно-бытовых условий от 10 октября 2023 года подтверждается, что в жилом помещении по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, проживают Зенина (Михайлова) Ю.Ю.,                  Голюк В.Н., Голюк Г.Г. (л.д.43).

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, принадлежащее Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н., в установленном законом порядке изъято для муниципальных нужд, Михайлова Ю.Ю. и Голюк В.Н. относятся к категории собственников аварийного жилого помещения, имеющих право выбора способа обеспечения жилищных прав, поскольку дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Суд пришел к выводу о необходимости предоставления в общую долевую собственность истцов по встречному иску жилого помещения площадью не менее 50,6 кв.м. При этом в удовлетворении первоначального иска Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска об изъятии жилого помещения путем выкупа суд отказал.

С учетом того, что право общей долевой собственности на спорное жилое помещение у Зениной (Михайловой) Ю.Ю. и                Голюка В.Н. возникло на основании договора купли-продажи квартиры от 12 декабря 2012 года, зарегистрировано в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 января 2013 года, то есть, до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, суд пришел к выводу о том, что данная норма права, как не имеющая обратной силы, не подлежит применению к правоотношениям сторон.

Выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для изъятия принадлежащего Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. жилого помещения и возложения на Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск обязанности по предоставлению жилого помещения в общую долевую собственность собственникам аварийной квартиры без доплаты являются верными по следующим основаниям.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно разъяснениям, содержащимся в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьей 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах. Многоквартирный дом <адрес> основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П включен в Региональную адресную программу.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, действовавшей на момент включения многоквартирного дома в данную программу и на момент возникновения права на обеспечение жилищных прав собственников аварийного дома, было предусмотрено, что основным условием финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда ЖКХ в рамках Федерального закона №185-ФЗ является софинансирование за счет средств субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также наличие соответствующей адресной региональной программы переселения из аварийного жилищного фонда.

В рамках Программы будет осуществляться переселение граждан из аварийных домов в соответствии с перечнем согласно приложению №1 к настоящей Программе.

В перечень включены жилые дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Основными программными мероприятиями являются:

- утверждение перечня жилых домов, в отношении которых планируется переселение граждан в соответствии с требованиями Федерального закона №185-ФЗ в рамках Программы;

- определение объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из жилых домов, включенных в перечень;

- приобретение муниципальным образованием в автономном округе в собственность жилых помещений у застройщиков, с которыми заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в жилых домах, отвечающих требованиям статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ, по результатам проведенных торгов;

- предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;

- выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- приобретение жилых помещений Фондом жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе;

- приобретение Фондом жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа объектов незавершенного строительства многоквартирных домов в целях достройки и последующей безвозмездной передачи жилых помещений в собственность муниципальных образований в автономном округе.

Цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.

В целом цена муниципального контракта либо договора ФЖС ЯНАО не должна превышать произведения общей площади жилого помещения, планируемого к приобретению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в автономном округе, применяемую в целях приобретения жилых помещений в государственную собственность автономного округа для обеспечения жильем отдельных категорий граждан и предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, утверждаемую нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

Разделом IV Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы в редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, действовавшей на момент включения многоквартирного дома в данную программу и на момент возникновения права на обеспечение жилищных прав собственников аварийного дома, предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.

Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.

Допустимый размер превышения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается в соответствии с разделом III-I Закона автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

В соответствии с частью 2 статьи 28-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО (в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года) «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» по соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, ему может быть предоставлено взамен сносимого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности, находящееся в границах данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, подлежащее сносу. В случае если жилое помещение, подлежащее сносу, принадлежит на праве общей собственности нескольким собственникам, мена жилого помещения, подлежащего сносу, осуществляется при наличии согласия всех собственников. Мена долей в праве общей собственности на жилое помещение не осуществляется.

По соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, в случае предоставления ему взамен сносимого жилого помещения (в виде квартиры или комнаты) соответственно однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты (часть 2 статьи 28-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО (в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года) «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»).

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П (л.д.51), положениями Региональной адресной программы в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, действовавшей на момент возникновения права на обеспечение жилищных прав собственников аварийного дома, не предусматривалась обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений аварийного дома, по доплате разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, Михайлова Ю.Ю. и Голюк В.Н. выразили волеизъявление на предоставление другого жилого помещения взамен квартиры в доме, признанном аварийным в рамках существующей региональной адресной программы переселения граждан, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению в общую долевую собственность Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. другого жилого помещения, взамен подлежащего изъятию без какой-либо доплаты, является правомерным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашение участников долевой собственности на распоряжение имуществом в соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации достигнуто, что подтверждается встречным исковым заявлением.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит понятия равнозначности жилого помещения, предоставляемого в собственность гражданину взамен изымаемого у него жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ранее занимаемому им помещению.

В этой связи, в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться такие же критерии равнозначности, которые применяются к предоставлению жилых помещений нанимателю в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 50,6 кв.м. (л.д.14-17). Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 22 января 2013 года следует, что общая площадь принадлежащей на праве общей долевой собственности Михайловой Ю.Ю. и Голюку В.Н. двухкомнатной квартиры составляет 51,9 кв.м. (л.д.79-80).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Учитывая, что доказательством существования зарегистрированного права является, как следует из Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации), Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») (статей 1, 9), запись в едином государственном реестре недвижимости; актуальные сведения о зарегистрированных правах на недвижимость содержатся только в соответствующих записях реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН - в разделах, открытых на объекты недвижимости, которые, в свою очередь, включаются в выдаваемые документы (выписки) о зарегистрированных правах, суд правомерно при определении площади подлежащего предоставлению жилого помещения исходил из площади аварийного жилого помещения, указанной в выписке из единого государственного реестра недвижимости - 50,6 кв.м.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Поскольку рассматриваемый спор связан с обеспечением жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для муниципальных нужд, процессуальный состав участвующих в деле лиц определен верно, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа», права которого принятым по делу судебным постановлением не затрагиваются, не имелось.

В соответствии с абзацем третьим статьи 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья принимает встречный иск в случае, если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в подпункте «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14, резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Как видно из содержания первоначального иска и встречного иска, предоставление в общую долевую собственность жилого помещения взамен признанного аварийным и непригодным для проживания исключает установление выкупной цены за принадлежащее жилое помещение.

Таким образом, в удовлетворении первоначального иска судом первой инстанции правомерно отказано.

Принимая во внимание, что в настоящем споре вопрос о предоставлении Зениной (Михайловой) Ю.Ю. и Голюку В.Н. конкретного другого жилого помещения взамен изымаемого в собственность муниципальным образованием не разрешался, правовых оснований для указания в решении суда вывода о прекращении права собственности ответчика по первоначальному иску - истца по встречному иску, признании за муниципальным образованием город Ноябрьск права собственности на данное жилое помещение вопреки доводам апелляционной жалобы не имелось.

Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Судья /подпись/       А.Н. Шошина

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 марта 2024 года

         

        89RS0005-01-2023-003340-20

Дело №2-2938/2023

      Апелл. дело №33-726/2024

Судья Клышникова О.М.

Резолютивная часть

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2024 года                   город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Старовойтова Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.,

с участием прокурора Губайдулиной Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска к Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевне, Голюку Владимиру Николаевичу и Голюк Галине Григорьевне об установлении возмещения за жилое помещение, и встречному иску Зениной (Михайловой) Юлии Юрьевны, Голюка Владимира Николаевича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о предоставлении жилого помещения без доплаты,

по апелляционной жалобе представителя истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска - Гайдара Анатолия Александровича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года, которым постановлено:

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-726/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьскорган м
прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
Михайлова Юлия Юрьевна
Голюк Владимир Николаевич
Голюк Галина Григорьевна
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Шошина Анна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
20.02.2024Передача дела судье
12.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее