Решение по делу № 2-283/2017 (2-7937/2016;) от 07.11.2016

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., с участием представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО8, представителя ответчика ФКУ «УФО МО РФ по СО» ФИО5, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению, оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил обязать ответчика в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить в установленном законом порядке получение, оформление и передачу истцу государственного жилищного сертификата, взыскать с ответчика Российской Федерации в лице перечисленных органов государственной власти в солидарном порядке в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1000000 руб. в связи с нарушением ответчиком права истца на получение государственного жилищного сертификата в разумный срок, конвенционных прав на уважение права на законно ожидаемое жилище, на уважение частной и семейной жизни в форме произвольного вмешательства публичной власти в данные права истца и связанные с этим неудобства и лишения.

Кроме того, истец просил взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, оплате услуг представителя в размере 5000 руб.

В обоснование иска истец указал, что с ****** зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Пользуется данной квартирой как член семьи по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между домоуправлением ****** Минобороны РФ и его матерью ФИО3 Принадлежащее истцу жилое помещение находится на территории военного городка № ******, который в соответствии с перечнем имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, является закрытым военным городком. В соответствии с уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истец как член семьи вместе с матерью ФИО3 были признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, по категории, предусмотренной п. «б» ст. 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». Истец был указан в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 2 человека, избранное место жительства <адрес>. На данный момент собственного жилья не имеет. Исходя из расчетных цифр финансирования 2014 г. очередь на получение выплаты по его расчету наступит через 43 года, при условии отсутствия внеочередников. Причиненные истцу моральные страдания оценены в 1000000 руб. Основанием для взыскания компенсации является неправомерное вмешательство публичных властей в лице ответчика в осуществление перечисленных прав, в связи с действиями и/или бездействиями государства в лице ответчиков, истец претерпел неудобства и лишения. Размер компенсации обоснован длительностью и степенью вмешательства ответчика в осуществление вышеуказанных прав истца.

До рассмотрения спора по существу истец заявил об уточнении суммы компенсации морального вреда, увеличив испрашиваемую сумму до 10000000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО9 иск не признала, суду пояснила, что права истца не нарушены, в настоящее время его право на получение государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) не оспаривается, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации исполнена обязанность в части включения истца в число участников подпрограммы, выдачу и оформление сертификата осуществляет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. При этом факта уклонения от обеспечения ГЖС не имеется. После принятия решения о признании участником подпрограммы сведения направляются в Департамент жилищного обеспечения, сводный список ведет данный Департамент. Истцом не представлено доказательств нарушения его прав и обеспечения государственным жилищным сертификатом иных лиц, поставленных на учет позже истца, по тому же основанию.

В представленном отзыве ФИО4 указала, что заявленные исковые требования не признают, против удовлетворения иска возражают. Как следует из материалов дела, в соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 включен в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», по категории, предусмотренной пунктом «б» статьи 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». Оформление и выдача сертификатов гражданам – участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан – участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Пунктами 27-34 Правил предусмотрены условия и порядок финансирования и выдачи сертификатов на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, с учетом средств, предусмотренных на её реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год. По смыслу указанных норм права, действующее законодательство связывает исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования. Обеспечение лиц, имеющих право на получение сертификатов, осуществляется по мере финансирования, и невыдача сертификата по основанию отсутствия финансирования не может свидетельствовать о нарушении права таких лиц в текущем году. Таким образом, право истца на получение государственного жилищного сертификата никто не оспаривает и сертификат будет ему предоставлен с учетом времени постановки на соответствующий учет и, исходя из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели. Право на компенсацию возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда. Поскольку истцом в обоснование своих требований не представлено доказательств причинения морального вреда и причинной связи, требование истца о компенсации морального вреда не является обоснованным.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» ФИО5 в удовлетворении иска просил отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указал, что заявленные требования Управление не признает в полном объеме. Управление считает, что стороной истца обстоятельства, являющиеся основанием иска – не доказаны. Какие-либо действия ответчиков, непосредственно направленные на нарушение личных неимущественных прав либо посягающие на принадлежащие ему материальные блага, в иске не приведены. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм гл. 59 ГК отсутствуют. Истцом ФИО1 к заявлению приложены также документы, свидетельствующие о наличии судебных расходов на оказание юридической помощи (договор от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО6 и квитанция). Управление считает судебные расходы в данной части необоснованными и завышенными. Кроме того, квитанция не соответствует требованиям к бланку строгой отчётности, указанным в п. 3 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчётов и/или расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, в связи с чем в соответствии с п. 2 ч. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» не может быть принято к возмещению. В связи с изложенным, в возмещении судебных расходов на оказание юридической помощи надлежит отказать.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, возражения на иск не представили.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено судом, решением Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с составом семьи: сын ФИО1, признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, по категории, предусмотренной п. «б» ст. 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», с датой постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что Порядком предусмотрено, что формирование сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по Министерству обороны осуществляется Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации после получения из Министерства регионального развития Российской Федерации контрольных цифр бюджетных средств в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан – участников подпрограммы. В соответствии с п. 4 Порядка, ФИО3 внесена в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. Нумерация граждан в данном реестре предусмотрена. Оформление государственного жилищного сертификата осуществлено в порядке очередности, предусмотренном действующим законодательством, при условии финансирования Подпрограммы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время, ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подтверждается факт нахождения истца ФИО1, члена семьи ФИО3, на учете граждан – участников подпрограммы, право истца на участие в подпрограмме не оспаривается.

Вместе с тем, по приведенным ответчиком сведениям финансирование в этой части на настоящее время не осуществлялось.

В ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы», в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** (далее-Правил), право на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 18 Правил, выдачу сертификатов осуществляют: а) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы).

В силу п. 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Согласно п. 28 Правил, государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил), осуществляется в следующем порядке:

половина объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, распределяется между ними исходя из количества включенных в утвержденные сводные списки граждан - участников подпрограммы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее даты, принятой к расчету при распределении указанных средств;

остаток объема финансирования распределяется пропорционально общему количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, без учета граждан - участников подпрограммы, учтенных на первом этапе.

Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата.

В соответствии с п. 31-33, п. 35, п. 36 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами.

Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.

Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Государственный заказчик подпрограммы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников подпрограммы.

Органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выдаче бланков сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

При этом, положения программы с учетом порядка, установленного, Постановлением Правительства Российской Федерации, не предусматривают определенной очередности, а также конкретного срока реализации права на получение государственного жилищного сертификата.

Истцом не представлены доказательства нарушения его прав, реализации прав иных граждан, включение которых в число участников подпрограммы осуществлено позднее даты постановки истца.

В связи с изложенным, отсутствуют основания полагать о нарушении прав истца со стороны заявленных в иске ответчиков.

Поскольку судом не установлено нарушения ответчиками жилищных прав истца, имеющихся у него, истец состоит на учете в качестве участника подпрограммы, срок выдачи сертификата законодательством не определен, требования истца о взыскании компенсации морального вреда на основании ст.ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворению также не подлежат.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства в совокупности и представленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Кроме того, истец просил взыскать с ответчиков судебные расходы в размере 5300 руб. в равных долях, в том числе расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб., расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом при подаче иска в размере 300 руб.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении иска истцу отказано, судебные расходы в размере 5300 руб. относятся на истца.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению, оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата, компенсации морального вреда, – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Н.А. Бабкина

2-283/2017 (2-7937/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Анацкий А.П.
Ответчики
ФКУ УФО по СО
Правительство РФ
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
07.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2016Передача материалов судье
11.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2016Судебное заседание
14.02.2017Судебное заседание
13.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее