Дело № 2-2784/2024
50RS0019-01-2024-003871-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 01 октября 2024 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Потапович В. И. к администрации городского округа /адрес/ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Потапович В.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Клин Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование иска указывала на то, что согласно выписки из домовой книги в квартире № 4 по месту жительства зарегистрирован истец - Потапович В.И. и Потапович И.С., который дал нотариальное согласие на приватизацию квартиры на имя истца. Имеется договор социального найма №4414 от 17 апреля 2024 года на вышеуказанную квартиру. Спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности и является муниципальной собственностью.
Описание квартиры как объекта недвижимого имущества приведено в техническом плане. Право на приватизацию квартиры возникло у истца с 17 августа 1999 года, когда она зарегистрировалась в квартире и это право предусмотрено действующим жилищным законодательством.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений следует, что истец не может поставить на кадастровый учет вышеуказанную квартиру и поэтому администрация г.о. Клин не может заключить с истцом договор передачи квартиры в собственность по заявлению о приватизации.
Однако отсутствие кадастрового номера вышеуказанной квартиры не может умалять право истца на приватизацию жилого помещения.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать за ней право собственности на спорную квартиру общей площадью 44 кв.м., назначение - жилое, 1-й этаж, расположенную по адресу: /адрес/ порядке приватизации.
Истец Потапович В.И. в судебное заседание не явилась, извещена, ее представитель по доверенности Комаров Д.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа Клин Московской области в судебное заседание не явился, извещен, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как следует из норм ст. 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации), бесплатная приватизация занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде возможна лишь на добровольной основе, т.е. только по личному желанию, выраженному в письменной форме, самих граждан, проживающих в этих жилых помещениях по договорам социального найма.
Согласно ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
В силу положений ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона).
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Согласно ст. 18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В силу разъяснений, приведенных в п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу /адрес/, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 24).
Имеется договор социального найма № 4414 от 17.04.2024 года на вышеуказанную квартиру (л.д. 13).
Спорная квартира включена в Реестр муниципальной собственности и является муниципальной собственностью.
Описание квартиры как объекта недвижимого имущества приведено в техническом плане.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений следует, что истец не может поставить на кадастровый учет вышеуказанную квартиру и поэтому администрация г.о. Клин не может заключить с истцом договор передачи квартиры в собственность по заявлению о приватизации.
Однако отсутствие кадастрового номера вышеуказанной квартиры не может умалять право истца на приватизацию жилого помещения.
Право на приватизацию квартиры возникло у истца с 17 августа 1999 г., когда она зарегистрировалась в квартире и это право предусмотрено действующим жилищным законодательством.
Доказательств отнесения спорного жилого к объектам, не подлежащим приватизации, в материалы дела сторонами не представлено.
Учитывая вышеприведенные нормы права, представленные в материалы дела доказательства, то обстоятельство, что истец вселена на законном основании в предоставленное жилое помещение, с 1999 года проживает в нем, ранее в приватизации не участвовала, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Потапович В.И. права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Потапович В. И. удовлетворить.
Признать за Потапович В. И. право собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 44 кв.м., назначение - жилое, 1-й этаж, расположенную по адресу: /адрес/, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд Московской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.М. Воронова
Мотивированное решение составлено 03 октября 2024 года.
Судья Т.М. Воронова