Судья Чибрикин А.К.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2024 г. по делу № 7.2-132/2024
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов Александр Олегович, рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу врио заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России М.Л.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 апреля 2024 г.,
установил:
постановлением врио заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России М.Л.В. от 12 февраля 2024 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 апреля 2024 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, должностное лицо просит отменить решение судьи, отказать в удовлетворении жалобы Администрации городского округа Саранск, указывая, что материалами дела подтверждается и должником не оспаривается факт неисполнения содержащегося в исполнительном листе требования после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии городской администрацией всех возможных мер к своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; недостаточное финансирование, отсутствие освобожденных жилых помещений социального использования в жилом фонде, такими обстоятельствами не являются; совершенное правонарушение посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права гражданина, доказательств исключительности ситуации по настоящему делу заявителем не представлено; совершенное органом местного самоуправления правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан.
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Саранск, действующий без доверенности, защитник Вдовина Д.М., потерпевшая Ю.Д.Ю. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 Федерального закона № 118-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 июля 2023 г. на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Ю.Д.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м на территории городского округа Саранска.
12 октября 2023 г. на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия в отношении должника возбуждено исполнительное производство № <№>.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
3 ноября 2023 г. в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
12 декабря 2023 г. в адрес Администрации городского округа Саранск выставлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 января 2024 г.
30 января 2024 г. в отношении Администрации городского округа Саранск составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 12 февраля 2024 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Заявляя требование об отмене решения судьи районного суда, должностное лицо не приводит доводов о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судьи районного суда об отсутствии в действиях городской администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переоценке установленных судьей обстоятельств и сделанных выводов, а потому отмену решения судьи повлечь не могут, поскольку отсутствуют основания для сомнений в правильности выводов судьи районного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 32-З) администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими.
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 32-З установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Следовательно, в силу бюджетного законодательства обязательства Республики Мордовия, переданные, в том числе городскому округу Саранск, не могут быть исполнены за счёт бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования, а подлежат исполнению исключительно за счёт субвенций из бюджета Республики Мордовия.
С учётом изложенного состав вменённого Администрации городского округа Саранск имеет место только в том случае, когда последняя не предприняла всех возможных мер к получению субвенций из бюджета Республики Мордовия для приобретения и предоставления жилого помещения Ю.Д.Ю.
В жалобе должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, указывает, что Администрацией городского округа Саранск не приняты все возможные меры для исполнения требований вступившего в законную силу решения суда.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении указано, что Администрация городского округа Саранск не предприняла мер к заблаговременному включению необходимых денежных средств для исполнения судебного акта, а также мер по перераспределению расходной части бюджетных средств для исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Как было отмечено выше, Администрация городского округа Саранск не вправе использовать средства бюджета муниципального образования для исполнения судебных решений об обеспечении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.к. расходы на данные цели относятся к полномочиям Республики Мордовия, и лишь в силу законодательства они переданы муниципальному образованию.
Защитник при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении указал, что имеется 154 вступивших в законную силу судебных решения. На 2024 год на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена субвенция в сумме 63567,2 тыс. руб.
Данные доводы защитника должностными лицами юрисдикционного органа не опровергнуты.
Должностному лицу представлены доказательства принятия мер к исполнению решения суда, которые по независящим от должника причинам не дали результата, к сроку, установленному судебным приставом-исполнителем, а именно: главой Администрации городского округа Саранск направлялись обращения от 8 июля 2020 г. № <№> к Главе Республики Мордовия, 8 июля 2020 г. № <№> к Министру образования Республики Мордовия, 4 февраля 2021 г. № <№> к врио Главы Республики Мордовия, от 9 февраля 2021 г. № <№> к заместителю Председателя Правительства Республики Мордовия, от 9 февраля 2021 г. № <№> к Председателю Правительства Республики Мордовия, от 4 мая 2022 г. № <№> к Главе Республики Мордовия, от 4 мая 2022 г. № <№> к Председателю Правительства Республики Мордовия, от 4 мая 2022 г. № <№> к и.о. Министра финансов Республики Мордовия, от 6 февраля 2023 г. № <№> к Министру финансов Республики Мордовия, от 6 февраля 2023 г. № <№> к Председателю Правительства Республики Мордовия, от 6 февраля 2023 г. № <№> к Главе Республики Мордовия о дополнительном выделении денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также судье представлены доказательства принятия мер к исполнению решения суда, которые по независящим от должника причинам не дали результата, к сроку, установленному судебным приставом-исполнителем, а именно от 30 января 2024 г. № <№> к Главе Республики Мордовия, от 30 января 2024 г. № <№> к Председателю Правительства Республики Мордовия, от 30 января 2024 г. № <№> к Министру финансов Республики Мордовия.
В протоколе об административном правонарушении не указано, какие конкретно меры к заблаговременному получению необходимых денежных средств для исполнения судебного акта Администрация городского округа Саранск имела возможность предпринять, но не предприняла.
На основании изложенного прихожу к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Ю.Д.Ю. жилого помещения, городская администрация не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на неё государственного полномочия по обеспечению Ю.Д.Ю. жилым помещением. Следовательно, виновность городской администрации в совершении административного правонарушения, как верно указано судьей районного суда, отсутствует.
Доказательств обратного юрисдикционный орган не представил.
Таким образом, состоявшееся по делу решение судьи не может быть отменено по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 апреля 2024 г. оставить без изменения, жалобу врио заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России М.Л.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов