Решение по делу № 2-267/2024 от 13.03.2024

Дело № 2-267/2024

УИД 42RS0038-01-2024-000214-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белово, Кемеровская область-Кузбасс 24.04.2024

Беловский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Матерн Е.С.,

при секретаре Мифтаховой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Беловского городского округа к Анофрикову А. Е. о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Беловского городского округа обратилась с иском к Анофрикову А. Е. о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, Решением Совета народных депутатов Беловского городского округа от 28.04.2015 № 29/162-н «Об утверждении Порядка проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемым к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации и выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений» оценки безопасности их эксплуатации на территории Беловского городского округа, Постановления от 14.05.2018 № 1208-п «О создании комиссии по проведению обследований зданий, сооружений на предмет оценки безопасности их эксплуатации на территории Беловского городского округа», был обследован объект недвижимости - жилой дом, расположенный по <адрес>

В соответствии с выпиской из ЕГРН правообладателем земельного участка на котором расположен объект недвижимости является: Анофриков А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ходе осмотра 11.12.2023 было установлено, объект незавершенного строительства не имеет ограждения, оконные и дверные проемы открыты. Собственником не предприняты необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию объекта.

19.12.2023 ответчику были направлены Акты осмотра здания, сооружения и рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.

29.02.2024 при повторном осмотре объекта недвижимости установлено, что мероприятия, установленные в рекомендациях не выполнены в полном объеме, а именно, не установлено ограждение, не зашиты оконные и дверные проемы.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Право собственности не является абсолютным и может быть ограничено в случае необходимости защиты публичных интересов, в частности охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности

Согласно статье 26 Устава Беловского городского округа, Администрация Беловского городского округа входит в состав структуры органов местного самоуправления, как исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, и в рамках мероприятий по предупреждению ЧС на территории Беловского городского округа и обеспечению мер пожарной безопасности, вправе потребовать принятия мер по предупреждению причинения вреда населению города и окружающей среде.

Просят суд обязать Анофрикова А. Е. произвести зашивку оконных и дверных проемов объекта незавершенного строительства, установить ограждающую конструкцию территории объекта, по <адрес> с кадастровым

Представитель истца администрации Беловского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д. 41). Представителем истца администрации Беловского городского округа – Елисеевой С.В., действующей на основании доверенности от 25.12.2023 представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исковые требования поддерживают в полном объеме (л.д. 43).

Ответчик Анофриков А.Е., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признает, в удовлетворении требований просит отказать, мотивируя свои доводы тем, что в соответствии с п.2 ст.262 ГК РФ истцом не доказана причинно-следственная связь между тем, что земельный участок не огорожен и отсутствие окон в принадлежащем ему на основании права собственности недостроенном доме причиняет вред населению и окружающей среде, в том числе, благоприятствует несанкционированному доступу людей в здание или сооружение. Кроме того, согласно представленным истцом приложению к Решению Совета народных депутатов Беловского городского округа от 28.04.2015 -н не предусматривается, что данное исполнение решения касается собственности недвижимости физических лиц, домов частного жилого сектора.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Правила о пределах осуществления гражданских прав закреплены в статье 10 ГК РФ.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет также и бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 211 ГК РФ предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, в связи с чем, возможность осуществления прав собственника и беспрепятственная реализация его правомочий обусловлены в числе прочего и выполнением установленных законом обязанностей по содержанию и сохранению в надлежащем виде принадлежащего ему имущества. Устранение лица от выполнения таких обязанностей влечет для него неблагоприятные последствия.

В соответствии ч. 1 и ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий или сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Требования указанной правовой нормы обязательны для исполнения всеми собственниками независимо от их организационно-правовой формы и финансового состояния.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий или сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п. 2 ст. 262 ГК РФ если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений определена ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Совета народных депутатов Беловского городского округа от 28.04.2015 -н «Об утверждении Порядка проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемым к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации и выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений» утвержден порядок проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания.

Как установлено в судебном заседании, правообладателем земельного участка по <адрес> с кадастровым на котором расположен объект недвижимости – жилой дом, является Анофриков А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 24-25).

Из сообщения Управления архитектуры и градостроительства администрации Беловского городского округа от 06.03.2024 № 386, адресованного и.о. заместителя Главы Беловского городского округа по координации работы правоохранительных органов и органов военного управления следует, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации Беловского городского округа 11.12.2023 произведен осмотр объекта, расположенного по <адрес> (л.д. 9).

Как указано ранее, согласно выписки из ЕГРН объект недвижимости по указанному адресу принадлежит на праве собственности Анофрикову А.Е. Согласно сведениям о регистрации по месту жительства, Анофриков А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 36).

19.12.2023 администрацией Беловского городского округа в адрес собственника Анофрикова А.Е. по адресу его места регистрации<адрес> направлены акт осмотра здания, сооружений от 11.12.2023 и рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений (л.д.11,15,16). Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором , почтовая корреспонденция собственником не была получена - 29.12.2023 стоит отметка «возврат отправителю из-за истечения срока хранения» (л.д. 18).

29.12.2024 и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Беловского городского округа Филоновым Е.В. утвержден акт повторного осмотра вышеуказанного здания, принадлежащего ответчику, согласно которому, установлено, что собственником Анофриковым А.Е. до настоящего времени не выполнены меры по устранению указанных нарушений (л.д. 19).

В рекомендациях о мерах по устранению выявленных нарушений, утвержденных Управлением архитектуры и градостроительства от 11.12.2023, указано на необходимость предпринять все необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию объекта, а именно:

- обеспечить консервацию объекта, строительство которого не завершено, таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (произвести зашивку оконных и дверных проемов; выполнить мероприятия по установке ограждающей конструкции);

- обеспечить приведение объекта и территории, используемой для его возведения в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

Согласно актам осмотра, на земельном участке по <адрес> расположен объект незавершенного строительства – двухэтажный кирпичный жилой дом с цокольным этажом и двумя встроенными гаражами. Стены здания кирпичные. Наблюдается деформация наружных стен, расслоение и осыпание кирпичей. Кровля металлическая, частично в разрушенном состоянии. Оконные и дверные проемы открыты. Ограждение земельного участка отсутствует. Земельный участка зарос бурьяном и кустарником. Имеется свободный доступ на территорию объекта.

Исходя из п. п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из указанных норм права следует, что органы местного самоуправления могут обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц лишь в случаях, предусмотренных законом.

Деятельность органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации РФ», согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 которого к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно абз. 1 ст. 47 и абз. 1 ст. 50 Устава Беловского городского округа Администрация Беловского городского округа обеспечивает на территории города Белово соблюдение законов, актов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан; осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотр зданий, сооружений и выдает рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Из указанных положений следует наличие у распорядительного органа муниципального образования возможности обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском о понуждении к проведению реконструкции, благоустройства и строительных работ в зданиях, право собственности, на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, а также к ограждению территории вокруг данных зданий в случае, если невыполнение этих действий может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в границах муниципального образования.

Доводы ответчика о том, что стороной истца не представлено доказательств того, что объект незавершенного строительства, принадлежащий ему на праве собственности, расположенный по <адрес> причиняет вред населению и окружающей среде, а также благоприятствует несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, не подлежит удовлетворению, поскольку, принятие мер по зашивке оконных и дверных проемов указанного объекта, установление ограждающей конструкции территории объекта, направлено на предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде.

Довод ответчика о том, что Решение Совета народных депутатов Беловского городского округа -н от 28.04.2015 не предусматривает тот факт, что исполнение решения касается собственности недвижимости физических лиц, домов частного жилого сектора, также не подлежит удовлетворению, так как указания на не распространение Решения Совета народных депутатов -н от 28.04.2015 на недвижимость физических лиц, домов частного жилого сектора, не содержит.

На основании изложенного, в целях предупреждения причинения вреда населению и окружающей среде, исключения несанкционированного доступа людей на территорию земельного участка и к неэксплуатируемой хозяйственной постройке, расположенной по <адрес> суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Анофрикова А.Е. произвести зашивку оконных и дверных проемов объекта незавершенного строительства, установить ограждающую конструкцию территории объекта.

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд считает возможным установить Анофрикову А.Е. срок для ограждения земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым и зашивки оконных и дверных проемов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в течение двух (двух) месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300,00 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Беловского городского округа к Анофрикову А. Е. о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать Анофрикова А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ, Миграционным пунктом ОМВД России по <адрес>, , в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предпринять необходимые меры предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, а именно: установить ограждающую конструкцию территории объекта, расположенного по <адрес> с кадастровым произвести зашивку оконных и дверных проемов объекта незавершенного строительства, расположенного по <адрес>

Взыскать с Анофрикова А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ, Миграционным пунктом ОМВД России по <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд Кемеровской области в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.С. Матерн

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2024.


2-267/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Беловского городского округа
Ответчики
Анофриков Александр Евгеньевич
Суд
Беловский районный суд Кемеровской области
Дело на странице суда
belovsky.kmr.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2024Передача материалов судье
20.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2024Подготовка дела (собеседование)
09.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024Дело оформлено
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее