Решение от 12.08.2019 по делу № 3а-572/2019 от 07.08.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Жуковой Е.Н.,

с участием прокурора Лазукиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-572/2019 по административному исковому заявлению Привезенцева А.А. к территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва, об отмене постановления № 106-1 от 29 июля 2019 года о регистрации кандидата,

установил:

постановлением Тульской областной Думы 6-го созыва № 64/1988 от 30 мая 2019 года на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Тульской области № 60-23 от 5 июня 2019 года полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 возложены на территориальную избирательную комиссию Киреевского района Тульской области.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва (далее – ТИК) № 105-1 от 25 июля 2019 года Привезенцев А.А., выдвинутый Тульским региональным отделением политической партии ЛДПР – Либерально-Демократической партии России, зарегистрирован кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.

Постановлением ТИК № 106-1 от 29 июля 2019 года Годунов Владимир Борисович, выдвинутый региональным отделением Политической партии Справедливая Россия, зарегистрирован кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу.

Привезенцев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления ТИК № 106-1 от 29 июля 2019 года о регистрации Годунова В.Б. кандидатом в депутаты Тульской областной Думы, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что данное постановление принято ТИК в нарушение подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ), поскольку Годуновым В.Б. не представлен необходимый в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и занимаемой должности, а также предусмотренный пунктом 1 статьи 23, пунктом 2 статьи 35 Закона Тульской области от 01 апреля 2013 года № 1893-ЗТО (в редакции от 26.04.2019 года) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы» (далее – Закон № 1893-ЗТО) первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области.

По утверждению административного истца, оспариваемое постановление ТИК о регистрации кандидата Годунова В.Б., не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства всех кандидатов и его избирательное право.

Впоследствии в качестве дополнительного основания для отмены оспариваемого постановления ТИК административный истец сослался на нарушение при его принятии подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ в связи с непредставлением Годуновым В.Б. в избирательную комиссию сведений о своих расходах.

В судебное заседание административный истец Привезенцев А.А. не явился, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного истца по доверенности и по ордеру адвокат Овчинникова М.М. и по доверенности Савина Н.Ю. в процессе судебного разбирательства заявленные Привезенцевым А.А. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения, и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва, по доверенности Есина Ю.А. в ходе судебного разбирательства по делу согласилась с обоснованностью заявленных требований, считая, что оспариваемое постановление принято ТИК с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.

Заинтересованное лицо Годунов В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Представители заинтересованного лица Годунова В.Б. по доверенности Глазков А.А. и Павлюченкова А.Ю. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что требования Закона № 67-ФЗ в части предоставления необходимых для регистрации кандидата документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения, в том числе об основном месте работы и занимаемой должности, а также первого финансового отчета, Годуновым В.Б. исполнены. Дополнительно заявленное для отмены оспариваемого постановления ТИК основание, связанное с отсутствием данных о подаче Годуновым В.Б. в избирательную комиссию сведений о своих расходах, полагали заявленным с пропуском установленного частью 4 статьи 240 ГПК РФ десятидневного срока.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 3 статьи 243 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом № 67-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 76 Закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в том числе, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 упомянутого закона установлен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»).

В соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 33 Закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 поименованного закона, считается выдвинутым после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в котором наряду с другими предусмотренными названной нормой сведениями указывается основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно подпункту б пункта 2.2 статьи 33 Закона № 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в избирательную комиссию представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Положения о представлении кандидатом в соответствующую окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, предусмотренного федеральным законом, по форме, установленной избирательной комиссией области; копии документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), изложены также в статье 19 Закона № 1839-ЗТО.

Согласно пункту 14.3 статьи 35 Закона № 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в течение одних суток с момента принятия с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 этого закона, направляются в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 поименованного закона в окружную избирательную комиссию при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации документы, указанные в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 этого закона, после чего считается выдвинутым, а избирательная комиссия - уведомленной о выдвижении кандидата.

Аналогичные положения содержатся и в статьях 17, 18 Закона № 1839-ЗТО.

Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Тульской области № 68-1 от 18 июля 2019 года заверен перечень кандидатов в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия по одномандатным избирательным округам, копия которого с копией заявления Годунова В.Б. о согласии баллотироваться направлены председателю ТИК.

Из заявления от 14.07.2019 года о согласии Годунова В.Б. баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 20 следует, что заинтересованное лицо указало основное место работы или службы, занимаемую должность/род занятий - <данные изъяты>.

В подтверждение указанных сведений кандидатом Годуновым В.Б. представлена справка <данные изъяты> подписанная генеральным директором ФИО16, согласно которой Годунов В.Б. работает по совместительству в <данные изъяты> в должности начальника абонентского отдела с 1 февраля 2019 года.

По утверждению представителей стороны заинтересованного лица Годунова В.Б., указанная справка была выдана 01.07.2019 года в подтверждение работы Годунова В.Б. по совместительству.

Сторона административного истца в обоснование заявленных требований указала на нарушение принципа равенства кандидатов, которое она усматривает в принятии избирательной комиссией решения о регистрации Годунова В.Б. кандидатом в депутаты, поскольку вышеупомянутая справка <данные изъяты> указанные в заявлении сведения об основном месте работы не подтверждает.

Как следует из представленных в ходе судебного разбирательства трудовой книжки Годунова В.Б. серии и вкладыша в нее серии , Годунов В.Б. в период с 24.04.2017 года по 21.01.2019 года занимал должность <данные изъяты>, в период с 11.03.2019 года по 03.06.2019 года являлся <данные изъяты>», с 12.07.2019 года принят на должность <данные изъяты>

Согласно заявлению от 08.07.2019 года, адресованному генеральному директору <данные изъяты> Годунов В.Б., начальник абонентского отдела по совместительству, просил перевести его на основную работу на 0,5 ставки с 12.07.2019 года.

12.07.2019 между работником Годуновым В.Б., с одной стороны, и работодателем <данные изъяты> в лице генерального директора, с другой стороны, заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.02.2019, согласно пункту 1 которого работник переводится с работы по совместительству на основную работу.

Из приказа <данные изъяты> от 12.07.2019 «О переходе с работы по совместительству на основную работу» следует, что Годунову В.Б. предписано приступить к основной работе, предусмотренной трудовым договором от 01.02.2019 на неполный рабочий день, в должности начальника абонентского отдела с 12.07.2019 года.

Учитывая, что поданная Годуновым В.Б. в ТИК справка выдана в подтверждение его работы в <данные изъяты> по совместительству, имевшей место до 12.07.2019 года, суд приходит к выводу о том, что она не может свидетельствовать о представлении им документа, подтверждающего его основное место работы, указанное в заявлении о согласии баллотироваться по избирательному округу от 14.07.2019 года.

При этом исходя из положений трудового законодательства Российской Федерации суд принимает во внимание, что заключив трудовой договор о работе по совместительству, работник приобретает по этому договору соответствующий статус, который не меняется автоматически в связи с изменениями, происходящими по основному месту работы. Следовательно, прекращение трудовых отношений Годунова В.Б. с работодателем по основному месту работы (<данные изъяты> не может указывать на то, что работа по совместительству в <данные изъяты> стала для него основной.

Изложенное свидетельствует о том, что на дату подачи документов в территориальную избирательную комиссию Киреевского района Тульской области – 19.07.2019, Годуновым В.Б. не представлено документов, подтверждающих сведения о его основном месте работы.

Проверяя довод административного истца о непредставлении Годуновым В.Б. для регистрации первого финансового отчета по форме, установленной избирательной комиссией области, что является основанием для отказа в регистрации кандидата, суд исходит из следующего.

В силу пункта 9 статьи 59 Закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета.

В данном случае такая обязанность предусмотрена пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона № 1893-ЗТО, согласно которому для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, он не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию помимо сообщений об изменении сведений о кандидате либо об отсутствии таких изменений и об открытии специального избирательного счета с указанием его реквизитов, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области.

Часть 2 статьи 35 Закона № 1893-ЗТО содержит положения о том, что первый финансовый отчет кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию одновременно с представлением документов для регистрации в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата, политической партии включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии; справку об остатке средств избирательного фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, политической партии, заверенную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет). При этом первый финансовый отчет кандидата, политической партии считается представленным при представлении всех указанных документов.

После приема окружной комиссией документов, представленных для регистрации кандидата, ему незамедлительно выдается документ, подтверждающий получение данных документов, с указанием даты и времени их представления (часть 4 статьи 23 Закона № 1893-ЗТО).

Согласно части 3 статьи 25 Закона № 1893-ЗТО соответствующая окружная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, представленных для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона № 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

Судом установлено, что 22.07.2019 года в 15 часов 05 минут для регистрации кандидата в депутаты Годуновым В.Б. в числе иных документов представлены: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда на 2 листах от 22.07.2019 года, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах от 22.07.2019 года по формам, приведенным в приложениях 4 и 2 соответственно к Порядку и формам учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, утвержденным постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 года № 58-4; копия договора специального избирательного счета кандидата; справка об остатке средств избирательного фонда по состоянию на 19.07.2019 года.

Анализ исследованных по делу письменных доказательств в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что поданный Годуновым Б.В. 22.07.2019 года и принятый ТИК в этот же день первый финансовый отчет не включал в себя всех документов, указанных в части 2 статьи 35 Закона № 1893-ЗТО, оформленных в порядке и по форме, утвержденным постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 года № 58-4, поскольку справка об остатке средств избирательного фонда была подана в избирательную комиссию по состоянию на 19.07.2019 года а, не на дату отчета - 22.07.2019 года, как это требуется в соответствии с указанной нормой закона.

Представленные стороной заинтересованного лица в суд справка по остаткам на счете и выписка из лицевого счета по специальному избирательному счету кандидата Годунова В.Б. за период с 19.07.2019 года по 12.08.2019 года вышеуказанного вывода не опровергают.

Учитывая, что в силу части 2 статьи 35 Закона № 1893-ЗТО первый финансовый отчет кандидата, политической партии считается представленным при подаче всех перечисленных в данной правовой норме документов, суд приходит к выводу о том, что для регистрации кандидатом первый финансовый отчет Годуновым В.Б. представлен не был.

Утверждение стороны заинтересованного лица о неисполнении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Закона № 67-ФЗ не может быть принято во внимание, так как в регистрации Годунова В.Б. кандидатом отказано не было, оспариваемым постановлением избирательной комиссии он был зарегистрирован кандидатом. При этом несмотря на то, что указанный кандидат не был уведомлен избирательной комиссией о вышеупомянутых недостатках документов, представленных для регистрации в качестве кандидата в депутаты, он не мог быть лишен права на представление оформленных надлежащим образом документов по собственной инициативе до окончания установленного пунктом 1.1 статьи 38 Закона 67-ФЗ срока (не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии), однако такое право им реализовано не было.

Данное постановление оспаривается другим кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу. Согласно пункту 1 статьи 39 Закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Однако Годуновым В.Б. документ, подтверждающий сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также первый финансовый отчет представлены не были.

При таких обстоятельствах, поскольку по делу установлено, что постановление ТИК от 29 июля 2019 года № 106-1 было принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, а именно, при отсутствии среди документов, представленных Годуновым В.Б. для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с пунктом 2, подпунктом б пункта 2.2 статьи 33 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 23 и частью 2 статьи 35 Закона № 1893-ЗТО, суд приходит к выводу о том, что заявленные Привезенцевым А.А. требования подлежат удовлетворению, а обжалуемое постановление ТИК - признанию незаконным и отмене.

Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении административного искового заявления иные доводы стороны заинтересованного лица, поскольку они вышеприведенных выводов суда не опровергают и на отсутствие у ТИК оснований для отказа в регистрации кандидата Годунова В.Б. применительно к представленным им документам не указывают.

Что касается дополнительного основания для отмены оспариваемого постановления ТИК от 29.07.2019 года, связанного с отсутствием данных о представлении Годуновым В.Б. в избирательную комиссию сведений о своих расходах, то оно было заявлено стороной административного истца в судебном заседании 12.08.2019 года, то есть за пределами десятидневного срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, который истек 08.07.2019 года.

Из части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Частью 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

В соответствии с частью 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

В связи с пропуском срока обращения в суд по дополнительно заявленному основанию оно не может служить отдельным основанием для отмены оспариваемого постановления о регистрации Годунова В.Б., однако не опровергает изложенных выше выводов суда о наличии для этого иных оснований.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, №106-1 ░░ 29 ░░░░ 2019 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 20».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

3а-572/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Привезенцев Андрей Андреевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Киреевского района Тульской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва
Другие
Овчинникова Марина Михайловна
Годунов Владимир Борисович
Суд
Тульский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
13.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее