Решение по делу № 03а-1/2021 от 17.09.2020

Дело № 03а-1/2021                                                                    Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Комаровской Е.И.,

при секретаре Васильевой Л.М.,

с участием представителя административного истца ООО «Новгородский бекон» Черновой Т.Ю., представителя административного ответчика Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., представителя заинтересованного лица ГОБУ «Центр кадастровой оценки и недвижимости» Юревич С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» к Правительству Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

                    установил:

ООО «Новгородский бекон» (далее также Общество) обратилось в суд с административным иском к Правительству Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что на праве аренды ему принадлежат земельные участки:

-земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь <...> кв.м, кадастровый <...>, расположенный по адресу: <...>;

-земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь <...> кв.м, кадастровый <...>, расположенный по адресу: <...>;

Кадастровая стоимость указанных земельных участков, утвержденная постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 27 ноября 2019 года №29 по состоянию на 1 января 2019 года, составляет <...> коп. и <...> коп. соответственно, что значительно превышает их рыночную стоимость, которая согласно отчету №81/2-20 об оценке рыночной стоимости земельных участков от 08 июня 2020 года, выполненному ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит», на ту же дату составляет <...> руб. и <...> руб. соответственно. Завышение кадастровой стоимости земельных участков влияет на выкупную стоимость земельных участков, что нарушает права Общества на выкуп земельных участков по их действительной рыночной стоимости, в связи с чем Общество просило установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В качестве заинтересованных лиц к участию в административном деле по инициативе суда привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» и Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, к полномочиям которой с 21 июля 2020 года отнесено управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Представитель административного истца ООО «Новгородский бекон» в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Новгородской области с заявленными требованиями ООО «Новгородский бекон» не согласился, ссылаясь на то, что Правительство Новгородской области является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу.

Представитель заинтересованного лица ГОБУ «Центр кадастровой оценки и недвижимости», не оспаривая право административного истца на оспаривание результатов кадастровой стоимости земельных участков, указал, что рыночная стоимость земельных участков подлежит установлению в соответствии с заключением эксперта от 01 февраля 2021 года.

Представители административных ответчиков Министерства инвестиционной политики Новгородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – УФРС по Новгородской области), представители заинтересованных лиц Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новгородской области, Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 4 статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В представленных суду письменных пояснениях и отзыве на административное исковое заявление Общества административный ответчик УФРС по Новгородской области, заинтересованное лицо Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области разрешение вопроса об обоснованности заявленных Обществом требований оставили на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Общества подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В силу части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением случаев, указанных в названной норме).

Решением Думы Солецкого муниципального района Новгородской области от 18 февраля 2016 года №43 «Об утверждении порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Солецкого муниципального района, предоставляемых без проведения торгов», принятым в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 5 Областного закона от 27 апреля 2015 года №763-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области», цена продажи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, определяется в размере 15,0 процентов кадастровой стоимости таких земельных участков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 27 ноября 2019 года №29 (опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) от 30 августа 2019 года №9 (4879) утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Новгородской области.

Указанная государственная кадастровая оценка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении земельных участков, сформированных на 01 января 2019 года.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <...>, установлена в размере <...> коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <...><...> коп.

Согласно договору аренды №38 от 02 ноября 2015 года, договору аренды №41 от 05 ноября 2015 года, договору №10-17 уступки прав и обязанностей Арендатора по договорам аренды земельных участков от 21 сентября 2017 года, Общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, начиная с ноября 2015 года, является арендатором данных земельных участков на срок 49 лет.

Как следует из административного искового заявления Общества, а также объяснений представителя Общества, данных в судебном заседании, Общество имеет намерение выкупить вышеуказанные земельные участки, арендатором которых оно является.

Изложенное свидетельствует о том, что результатами определения кадастровой стоимости земельных участков затрагиваются права и обязанности Общества как арендатора земельных участков, связанные с выкупом земельных участков, в связи с чем Общество вправе оспорить их результаты в судебном порядке.

Обращаясь в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков и ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, Обществом в подтверждение заявленных требований представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 8 июня 2020 года №81/2-20, выполненный ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2019 года установлена в размере <...> руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - <...> руб.

В соответствии с пунктами 20, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В связи с возникшими у суда сомнениями относительно соответствия представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и достоверности содержащихся в данном отчете выводов относительно действительной рыночной стоимости земельных участков по инициативе суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К», на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии отчета №81/2-20 ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» от 08 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости земельных участков требования законодательства об оценочной деятельности, а также вопрос о действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> и земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2019 года.

Согласно заключению эксперта ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» от 01 февраля 2021 года отчет №81/2-20 об оценке рыночной стоимости земельных участков от 08 июня 2020 года выполнен ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» с нарушением требований Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных Стандартов оценки, что привело к искажению выводов оценщика о рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер <...> и земельного участка кадастровый номер <...>.

Согласно заключению эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2019 года составила <...> руб., стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> на туже дату – <...> руб.

Выводы эксперта в заключении о рыночной стоимости земельных участков не оспаривались лицами, участвующими в деле, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку заключение составлено специалистами, имеющими соответствующие квалификацию и опыт работы, заключение соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости указанных выше земельных участков, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объектов недвижимости, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, использованы разные методики определения рыночной стоимости.

Не соглашаясь с заключением эксперта в части вывода о несоответствии отчета №81/2-20 об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, представитель Общества указал на то, что разница в рыночной стоимости, установленной экспертом, и рыночной стоимостью, установленной оценщиком, составляет менее 20%, а потому ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета, не привели к существенному искажению рыночной стоимости объекта оценки, в связи с чем данный отчет является надлежащим доказательством по делу.

Данную позицию представителя Общества суд находит несостоятельной, так как установленный экспертом факт несоответствия отчета №81/2 об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности является достаточным основанием для признания выводов, изложенных в данном отчете, недостоверными независимо от разницы в величине рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем данный отчет не может быть принят судом в качестве доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость вышеуказанных земельных участков.

При этом принимая во внимания установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> и кадастровым номером <...> их действительной рыночной стоимости, что подтверждено заключением эксперта, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> и земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2019 года подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной заключением эксперта от 01 февраля 2021 года, равном <...> руб. и <...> руб. соответственно.

Последствием удовлетворения требований Общества об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости будет являться внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки», пункту 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административным ответчиком по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости.

Как установлено в судебном заседании, органом, утвердившим результаты кадастровой стоимости в отношении земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области, включая земельный участок кадастровый <...> и земельный участок кадастровый <...> является Министерство инвестиционной политики Новгородской области.

Полномочия министерства по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и утверждению результатов определения кадастровой стоимости предусмотрены положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», Положением о Министерстве инвестиционной политики Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года №468.

В связи с этим требования, предъявленные Обществом к Министерству инвестиционной политики Новгородской области, следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом в удовлетворении требований Общества об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости, предъявленных к Правительству Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, следует отказать, поскольку указанные органы не утверждали результаты государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области.

Датой подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату обращения в суд – 17 сентября 2020 года, поскольку с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссию административный истец не обращался.

В связи с неисполнением Обществом определения суда от 29 октября 2020 года о назначении судебной оценочной экспертизы в части оплаты стоимости экспертизы взыскать с Общества в пользу ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 63 000 руб. согласно счету №37 от 01 февраля 2021 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» к Министерству инвестиционной политики Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь <...> кв.м, кадастровый <...>, расположенный по адресу: <...> по состоянию на 01 января 2019 года в размере рыночной, равном <...> руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь <...> кв.м, кадастровый <...>, расположенный по адресу: <...> по состоянию на 01 января 2019 года в размере рыночной, равном <...> руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» требований отказать.

Датой подачи Обществом с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» заявления о пересмотре кадастровой земельных участков с кадастровым номером <...> и кадастровым номером <...> считать дату обращения в Новгородский областной суд – 17 сентября 2020 года.

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 63 000 руб. согласно счету №37 от 01 февраля 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 15 февраля 2021 года.

Председательствующий Е.И. Комаровская

03а-1/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Новгородский бекон"
Другие
ФГБУ "ФКП" Росреестра по Новгородской области
Администрация Солецкого муниципального района
Министерство строительства, архитектуры и имущественных отнощений Новгородской области
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Комаровская Елена Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
17.09.2020Регистрация административного искового заявления
17.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Производство по делу возобновлено
19.11.2020Судебное заседание
04.02.2021Производство по делу возобновлено
11.02.2021Судебное заседание
11.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее