Дело № 33а-374 судья Булыгина Н.В. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2019 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,
при секретаре Безуглой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционной жалобе администрации г.Твери, департамента финансов администрации г.Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 24 октября 2018 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Прокурора Центрального района г. Твери удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Твери, выразившееся в не организации обеспечения проведения работ по строительству (формированию) инженерной инфраструктуры, а именно, инженерно - технических коммуникаций (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, находящихся в общей долевой собственности семьи <данные изъяты> по 1/4 доли у каждого - Е.В., А.А., Д.В., Р.В., и семьи <данные изъяты> по 1/5 доли у каждого - О.Л., А.Р., К.И., А.И., А.И., <данные изъяты> года рождения.
Обязать Администрацию г.Твери, организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры, а именно, инженерно - технических коммуникаций (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, находящихся в общей долевой собственности семьи <данные изъяты> по 1/4 доли у каждого - Е.В., А.А., Д.В., Р.В., и семьи <данные изъяты> по 1/5 доли у каждого - О.Л., А.Р., К.И., А.И., А.И., в срок до 31 декабря 2019 года.
В удовлетворении требований к Администрации города Твери, Правительству Тверской области в части возложения обязанности на администрацию г. Твери и Правительство Тверской области профинансировать данные мероприятия - отказать.
Обязать Администрацию г. Твери со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу уведомить суд о его исполнении, в срок, установленный судом».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Центрального района г. Твери, действующий в защиту прав и законных интересов многодетных семей <данные изъяты>, обратился с административным исковым заявлением к Администрации города Твери, Правительству Тверской области с требованиями о признании незаконным бездействия администрации г. Твери в связи с не организацией обеспечения проведения работ по строительству инженерной инфраструктуры к границам земельных участков, о возложении обязанности по организации проведения работ, о возложении обязанности на администрацию г. Твери и Правительство Тверской области профинансировать данные мероприятия, установив срок исполнения решения суда 1 год 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки по обращению <данные изъяты> в деятельности администрации г. Твери при предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан установлено, что земельные участки не оборудованы инженерными коммуникациями: газовыми, электрическими сетями, сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой. В связи с этим истцы лишены права на полноценное строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке и последующего проживания в нем. Прокурор полагал, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена муниципальным образованием г. Тверь в порядке решения вопросов местного значения. Однако администрация г. Твери не принимает мер по обеспечению строительства инженерных сетей к земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>, находящихся в общей долевой собственности семьи <данные изъяты> и семьи <данные изъяты>.
При предоставлении в собственность указанных земельных участков семье <данные изъяты> и семье <данные изъяты> администрация г. Твери не подготавливала условия для подключения земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения. Непринятие мер по обеспечению администрацией г. Твери земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, нарушает социальные права семей <данные изъяты> и <данные изъяты>, относящихся согласно Закону № 75-30 от 07 декабря 2011 года «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» к льготной категории граждан, создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Министерство финансов Тверской области, Департамент финансов администрации г.Твери, Финансовое управление Администрации Муниципального образования «Калининский район» Тверской области, Администрация Муниципального образования «Калининский район» Тверской области, а в качестве административного соответчика Правительство Тверской области.
В судебном заседании прокурор Иванов Д.А. поддержал заявленные требования, с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Администрации г. Твери, выразившееся в не организации обеспечения по проведению работ по строительству инженерной инфраструктуры, а именно, инженерно-техническими коммуникациями (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>, находящихся в общей долевой собственности семьи <данные изъяты> и семьи <данные изъяты>, обязать организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры, а именно, инженерно - техническими коммуникациями (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, находящихся в общей долевой собственности семьи <данные изъяты> и семьи <данные изъяты>, установив срок исполнения решения суда 1 год 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязать администрацию г. Твери и Правительство Тверской области профинансировать данные мероприятия.
В судебном заседании Е.В., О.Л. уточненные исковые требования прокурора поддержали.
Представитель Правительства Тверской области Суязова А.В. возражала относительно удовлетворения заявленных требований, полагала, что Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку у Правительства отсутствует обязанность по финансированию данных мероприятий.
Представитель Администрации г. Твери и Департамента финансов Администрации г. Твери Репина О.Ю. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку у администрации г. Твери в силу закона отсутствуют полномочия по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков. Границы муниципального образования г. Тверь четко определены, Бурашевское сельское поселение не входит в границы муниципального образования г. Тверь, администрация г. Твери считает себя ненадлежащим ответчиком, обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков - это полномочия Бурашевского сельского поселения.
Представители администрации города Твери Тарасов В.В., Сорокина А.В. также возражали относительно удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства финансов Тверской области Орлова Т.В., представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Зайцева Е.В. возражали относительно удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Представитель Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Кириллов Я.В., представитель Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» по доверенности Андреева Ю.А. в судебном заседании требования прокурора поддержали, просили административное исковое заявление удовлетворить.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с решением суда, представителем администрации г.Твери и департамента финансов администрации г.Твери, подана апелляционная жалоба. Критикуя выводы суда, полагает, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В частности, у прокурора отсутствовали правовые основания, предусмотренные ст.39 КАС РФ, для обращения в суд с настоящим иском. В решении суд ссылается на положения ст. ст.30, 30.1 ЗК РФ, утративших свою силу на момент предоставления земельных участков семьям <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также на ст. 44 ГрК РФ, утратившей силу с 01.07.2017. Администрация г.Твери не относится к организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. По мнению апеллянта, земельный участок, не обеспеченный инженерной инфраструктурой, может быть предоставлен многодетным семьям. Поскольку МО город Тверь является городским округом, а земельные участки расположены на территории Бурашевского сельского поселения, администрация в силу закона не вправе распространять свои полномочия на иную территорию. Срок, установленный судом для выполнения возложенных обязанностей, не соответствует заявленным требования прокурора. Действующее законодательство не ограничивает срок обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, для предоставления семьям, имеющим трёх и более детей.
Министерством строительства Тверской области представлены письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Твери и Департамента финансов Администрации г. Твери Репина О.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям. Не согласна с выводом суда, что нормой закона установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию комплекса мер, связанных с предоставлением земельных участков, в том числе получения технических условий инфраструктуры, передаваемых в рамках реализации программ про улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей. Делая данный вывод, суд, ссылается на положения ст. 16 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 32 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают, исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольно государству. К вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водо – снабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законом Российской Федерации. Материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки находятся за пределами муниципального образования г. Тверь. Они расположены в границах Бурашевского сельского поселения. Таким образом, обжалуемым решением суд первой инстанции возложил на администрацию г. Твери обязанность организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры на территории сельского поселения с. Бурашево. Из Устава Бурашевского сельского поселения следует, что в состав территории муниципального образования входят земли в границах поселения, независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 3 ст. 2 Устава). Статья 5 Устава определяет, что к вопросам местного значения данного муниципального образования относится организация в его границах электро-, тепло-, газо-, водо-снабжение, водоотведение, водоснабжение населения. В силу прямого указания закона администрация г. Твери не может осуществлять мероприятия по организации объектов инженерной инфраструктуры на территории иного муниципального образования, которое расположено за пределами муниципального образования г. Тверь.
На территории муниципального образования г. Тверь отсутствует необходимое количество земельных участков, которые удовлетворяли бы требования многодетных семей. В Бурашевском сельском поселении администрации города Твери был передан единый земельный массив, по которому провели межевые работы, сформировали земельные участки, которые были переданы многодетным семьям.
Представители администрации г.Твери Тарасов В.В. и Ковалева И.И. доводы апелляционной жалобы поддержал по указанным основаниям, уточнив, что в силу ст. 16 Федерального закона № 131 - ФЗ в полномочиях органа местного самоуправления городского округа нет решения тех вопросов, которые изложены в решении суда. Были заложены бюджетные средства города Твери только на проведение кадастровых работ. На проведение коммуникаций денежные средства отсутствуют. Бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Спорные земельные участки находятся на территории Бурашевского сельского поселения. Земельный налог, НДФЛ идут в бюджет поселения. Расходная часть бюджета складывается из доходной части (налоговые и неналоговые поступления) и эти средства идут на исполнение обязательств.
Прокурор Машуто Д.А. в судебном заседании полагал, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению. В данной ситуации очевидно бездействие администрации г. Твери. Нет смысла в выделении таких земельных участков многодетным семьям, так как это не улучшение жилищных условий. Выделение земельных участков без коммуникаций ведет к дополнительным расходам. Обязанность по обеспечению коммуникациями возложена на администрацию г. Твери. Переписка с Правительством Тверской области о выделении денежных средств не велась.
Заинтересованное лицо Белорукова О.Л. в суде апелляционной инстанции пояснила, что с решением суда согласна, стала собственником рассматриваемого по делу земельного участка в августе 2015 года. Пытались реализовать свои права по улучшению жилищных условий, так как находятся в бедственном положении. Планировали получить участок и построить дом. У администрации г. Твери была возможность выделить земельный участок в г. Твери, но им выделили участок за пределами города. Имеются несколько участков, которые переданы городу. По этим участкам должны проходить дороги и коммуникации, располагаться детские площадки. В администрации Бурашевского сельского поселения пояснили, что они не имеют права проводить какие-либо работы на земле другого муниципального образования. Собственники платят земельные налоги в Бурашевское сельское поселение. В настоящий момент проводится аэрофотосъемка для проверки целевого использования земельных участков. Им будут приходить штрафы за нецелевое использование участка. С момента регистрации права собственности никаких работ на земельном участке не проводилось.
Заинтересованное лицо Бурдова Е.В. в суде апелляционной инстанции пояснила, что с решением суда согласна, рассматриваемый земельный участок получили в 2015 году с целью улучшения жилищных условий, однако таким образом их материальное положение только ухудшилось. Местность заболочена, нет возможности подойти к участку. Прокурор обратился в суд в защиту прав несовершеннолетних детей, также прокурору было известно, что она направляла запрос депутат и письмо президенту по сложившемуся вопросу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Твери от <данные изъяты> в соответствии с письменно выраженным согласием О.яЛ. предоставлено бесплатно в общую долевую собственность в равных долях, по 1/5 доле каждому - О.Л., А.Р., К.И., А.И., А.И. земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с письменно выраженным согласием <данные изъяты> приказом Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от <данные изъяты> предоставлено бесплатно в общую долевую собственность в равных долях, по 1/4 доле каждому - Е.В., А.А., Д.В., Р.В. земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства.
При предоставлении в собственность многодетной семье <данные изъяты>. и <данные изъяты> земельных участков администрация города Твери не подготовила технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.
На момент предоставления и по настоящее время земельные участки не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно приказу Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетной семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетной семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Так, пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) прямо определял, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Аналогично пункт 6 действующей в настоящее время статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно пункту 4 которых при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей предусмотрено в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года № 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей».
Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
В соответствии с данным планом мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий «дорожной карты» возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Указанная норма согласуется с положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющими вопросы местного значения муниципального образования городского округа город Тверь.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 3.3).
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что нормами закона установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию комплекса мер, связанных с предоставлением земельных участков, в том числе определение и получение технических условий подключения инфраструктуры к передаваемым в рамках реализации программы по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, земельных участков, в связи с чем пришел к выводу, что администрацией города Твери допущено бездействие по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, переданных семьям Бурдовых и Белоруковых, относящихся к льготной категории граждан, что свидетельствует о нарушении их социальных прав и создании препятствий к осуществлению прав по использованию земельных участков в целях, в соответствии с которыми они были предоставлены многодетной семье для улучшения жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы об отсутствии у прокурора полномочий по обращению в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании закона.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания административного иска усматривается, что оспариваемыми действиями органа местного самоуправления затрагиваются права жителей города Твери, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что администрация г.Твери является ненадлежащим административным ответчиком, так как это противоречит положениям статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в ходе рассмотрения дела установлено бездействие именно со стороны администрации г.Твери, предоставившей земельные участки многодетным семьям в отсутствие инженерной инфраструктуры на земельных участках, в связи с чем суд обоснованно возложил на Администрацию г.Твери обязанность организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры, а именно, инженерно - технических коммуникаций (газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>
Предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям и при отсутствии транспортной инфраструктуры, не является улучшением жилищных условий. Лица, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском, с учетом действующего правового регулирования при предоставлении им земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе были рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры и дороги, обеспечивающих необходимый уровень жилищного благополучия.
Срок выполнения возложенной судом обязанности, обозначенный в резолютивной части решения суда, является разумным и обоснованным.
Нахождение земельных участков в настоящее время в границах муниципального образования Бурашевское сельское поселение Тверской области, с учетом удовлетворенных судом требований, правового значения не имеет.
Остальные доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Твери, департамента финансов администрации г.Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 24 октября 2018 года – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: