<данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2а-1306/18
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск «10 » августа 2018 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего И.С. Кочновой
с участием прокурора А.В.Бондаренко
с участием представителя административного истца Д.Е. Козырева
с участием представителя ИК Ю.В. Куликовой
при секретаре судебного заседания Л.М. Хлебниковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Моисеев Р.Е. к Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене решения от 31.07.2018 г. № 24/111 «О регистрации Шулепов Ю.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2»,
установил:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2» Моисеев Р.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику об отмене решения Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области от 31.07.2018 г. № 24/111 «О регистрации Шулепов Ю.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2». Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» кандидат обязан уведомить соответствующую избирательную комиссию путем подачи заявления с указанием в данной статье сведениями. Избирательной комиссией, организующей выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Осташевское, является избирательная комиссия сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района. Шулепов Ю.Н. подал административному ответчику заявление, адресованное в ТИК Волоколамского района. В соответствии с пунктами 1 и 2.2 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» кандидат обязан в заявлении указать свой адрес места жительства, приложив к заявлению копию паспорта. Шулепов Ю.Н. в своем заявлении указал адрес места жительства, не соответствующий адресу места жительства, указанному в представленной им копии паспорта. Согласно пункту 24 статьи 38 указанного Закона основанием отказа в регистрации кандидата, в частности является отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 данного Закона ( подпункт «в.2»). В соответствии с пунктами 2 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» кандидат вправе указать о принадлежности к политической партии и свой статус в ней, при условии предоставления подтверждающих документов. Шулепов Ю.Н. предоставил в избирательную комиссию справку о своем членстве в ЛДПР, но данные сведения в своем заявлении не указал. Кроме того, избирательным объединением «Московское областное отделение Политической партии ЛДПР» в избирательную комиссию представлен список кандидатов, в котором адрес места жительства Шулепов Ю.Н. не совпадает с адресом места жительства, указанным в представленной Шулепов Ю.Н. копии паспорта. В соответствии с пунктом 1 ст.27 Закона Московской области от 04.06.2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» уполномоченный представитель избирательного объединения должен представить в избирательную комиссию список кандидатов по многомандатным избирательным округам, в котором указывается адрес места жительства. Просит признать незаконным и отменить решение избирательной сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене решения от 31.07.2018 г. № 24/111 «О регистрации Шулепов Ю.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2».
Административный истец Моисеев Р.Е. в судебное заседание не явился. Представитель административного истца по доверенности Козырев Д.Е. в судебном заседании административное заявление поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Куликова Ю.В. в судебном заседании против административного иска не возражала.
Заинтересованное лицо Шулепов Ю.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом о дате, месте и времени слушания дела извещен, возражений не представил.
Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, в том числе подлинные документы, представленные ИК, заслушав стороны, заключение прокурора Бондаренко А.В. о незаконности решения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области от 18 июня 2018 года № 207/45 назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области.
Кандидатами в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области зарегистрированы Моисеев Р.Е. и Шулепов Ю.Н., что подтверждается решениями избирательной комиссии N 24/113 от 31 июля 2018 г. и № 24/111 от 31 июля 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области приняла от уполномоченного представителя избирательного объединения Московского областного отделения Политической партии ЛДПР для заверения список кандидатов в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2, в том числе Шулепов Ю.Н. Данный список решением этой же избирательной комиссии 21.07.2018 г. № 22/88 заверен.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.
Статьей 12 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 часть 2).
Формирование органов местного самоуправления путем свободных выборов один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 Конституции РФ).
Согласно пункту 1статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 ст. 33 указанного закона, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
По правилам статьи 38 пункта 24 подпункта «в.1» Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В качестве основания административного иска также указано на нарушение кандидатом требований действующего законодательства в части оформления заявления о согласии баллотироваться, выраженного в неправильном указании адреса места жительства кандидата.
В соответствии с п. 6 ст. 33 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с п. п. 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Следовательно, сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 указанного Федерального закона, которые кандидат указывает в заявлении о согласии баллотироваться, должны быть достоверными, что и обязана проверить избирательная комиссия.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в понятие адреса места жительства включает наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин РФ зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Действующее законодательство обязывает кандидата в заявлении о согласии баллотироваться указать адрес, по которому кандидат зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан, что должно быть подтверждено как достоверные сведения соответствующими органами.
Такая правовая позиция по понятию адреса места жительства и последствиям неправильного указания сведений о месте жительства была подтверждена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденном президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 г. (п. 2.2).
Как следует из материалов дела и следует из текста заявления Шулепов Ю.Н. о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2 ( л.д. 123) адрес места жительства указан : <адрес>. Такой же адрес был указан избирательным объединением Московского областного отделения Политической партии ЛДПР. Согласно паспортным данным Шулепов Ю.Н. его адрес места жительства : <адрес>.
23.07.2018 г. в адрес избирательной комиссии поступило заявление от уполномоченного представителя избирательного объединения о том, что в ходе подготовки документов для выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области в документах кандидата Шулепов Ю.Н. в адресе регистрации места жительства допущена техническая ошибка. Сам Шулепов Ю.Н. заявления об уточнении адрес места жительства в избирательную комиссию не предоставлял.
При таких обстоятельствах, не указание в заявлении о согласии баллотироваться адреса регистрации места жительства кандидата, являются недостатками недостоверности сведений об адресе места жительства Шулепов Ю.Н., поскольку не позволяют однозначно определить его место жительства и вводят в заблуждение относительно этого. Таким образом, имеются основания полагать, что адрес места жительства кандидата указан неправильно.
Таким образом, Шулепов Ю.Н. в избирательную комиссию было представлено заявление о согласии баллотироваться, оформленное с нарушением предъявляемых к нему действующим законодательством требований.
Поскольку Шулепов Ю.Н. представил в избирательную комиссию оформленные с нарушением действующего законодательства документы: заявление о согласии баллотироваться, то оспариваемое решение избирательной комиссии о регистрации Шулепов Ю.Н. кандидатом в соответствии с п. "в1" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является незаконным, в связи с чем, в соответствии с п. 6 ст. 76 указанного Федерального закона подлежит отмене.
Что касается другого основания административного иска о том, что Шулепов Ю.Н. подал административному ответчику заявление, адресованное в ТИК Волоколамского района, суд считает необоснованными.
Указание в заявлении Шулепов Ю.Н. о согласии баллотироваться кандидатом в качестве адресата ТИК Волоколамского района Московской области вместо избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области повлечь признание оспариваемого решения избирательной комиссии и его отмену не может, поскольку соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Моисеев Р.Е. к Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене решения от 31.07.2018 г. № 24/111 «О регистрации Шулепов Ю.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области от 31.07.2018 г. № 24/111 «О регистрации Шулепов Ю.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Волоколамский городской суд Московской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>