№2-90/2017г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Яковлевка 6 сентября 2017 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца – ФИО1, его представителя – ФИО5,
представителя ответчика - Администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> – ФИО4,
ответчика – ФИО2 и его представителя – ФИО4,
рассмотрев исковое заявление ФИО1 к Администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий администрации незаконными и снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Яковлевский районный суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать действия администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> по предоставлению ФИО2 земельного участка и постановке его на кадастровый учет с номером № незаконными, и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> снять спорный земельный участок с государственного кадастрового учета.
В обоснование доводов заявление истец указал, что в июне 2016 года он обратился в Яковлевский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, в котором просил признать незаконным решение администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным.
Решением Яковлевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Яковлевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено и судом принято новое решение, которым административный иск был удовлетворен. Решение администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка было признано судебной коллегией по гражданским делам <адрес>вого суда незаконным.
Администрацию Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> суд обязал повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 565 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, в течение 30 дней.
В период судебных заседаний (до вынесения решения по делу) администрация Варфоломеевского сельского поселения <адрес> начала оформление земельного участка, на который он подавал документы, в собственность собственнику смежного земельного участка - ФИО2
Спорный земельный участок был незаконно предоставлен ФИО2 и поставлен на кадастровый учет.
Считает, что данным распоряжением Администрации Варфоломеевского сельского поселения нарушено его право и он не может подать новое заявление в администрацию для повторного оформления спорного земельного участка, поскольку его незаконного уже передали ФИО2
В последствие в дополнении к исковому заявлению ФИО1 исковые требования изменил: просил признать незаконным распоряжение администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> № от 08.06.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; признать недействительным межевой план земельного участка с кадастровым номером №; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, извещенный о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, заявлений об отложении слушания не подавал.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании ФИО1 измененные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца – ФИО5, действующая на основании ордера № от 15.06.2017г., исковые требования поддержала, пояснив, что поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения в администрации Варфоломеевского сельского поселения имелось заявление ФИО1 о предоставлении ему земельного участка от 26.04.2016г., решение по которому администрацией не было принято, то администрацией должно было быть принято решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка. В связи с этим считает распоряжение администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> № от 08.06.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконным, а также просит признать недействительным межевой план земельного участка с кадастровым номером №.
Ответчик ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что на момент рассмотрения его заявления в администрации Варфоломеевского сельского поселения иных нерассмотренных заявлений об утверждении схем земельных участков не было. Кроме того никаких ограничений на земельный участок установлено не было. Считает оспариваемое распоряжение, а также межевой план земельного участка законными.
В судебном заседании представителем ответчика – ФИО4, исковые требования ФИО1 не признаны по причине не доказанности истцом факта подачи им заявления об утверждении схемы земельного участка в установленной законом форме ранее ФИО2, а также того, что оно не было рассмотрено администрацией Варфоломеевского сельского поселения. Также ФИО4 заявлено о том, что указанный иск должен подаваться и рассматриваться по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, считает, что истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным иском, установленный ст. 212 КАС РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Как видно из материалов дела, ФИО1 обратился в суд с иском, просил признать незаконным распоряжение администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> № от 08.06.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; признать недействительным межевой план земельного участка с кадастровым номером №; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган местного самоуправления, распоряжение которого оспаривается, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае прекращения производства по гражданскому делу, принятому им ошибочно к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, должен передать дело для рассмотрения в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 134, 220 ГПК РФ, суд
Определил:
Прекратить производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к Администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным распоряжения администрации Варфоломеевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> № от 08.06.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером №; и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета.
Передать настоящее гражданское дело для рассмотрения по существу в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Яковлевский районный суд <адрес>.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия с подачей жалобы, представления через Яковлевский районный суд.
Судья Т.А. Нестерова