Дело № 2-878/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 7 августа 2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Бересневой И.Н., с участием истца Кирякиной Е.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирякиной Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях и о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Кирякина Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) (далее – УПФ в г. Губахе) о обязании ответчика включить в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с даты первоначального обращения за ней, мотивировав тем, что в оспариваемые периоды занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, в эти периоды за ней сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд.
В ходе судебного заседания Кирякина Е.А. уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) об отказе в установлении ей пенсии, обязать включить в ее специальный стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить ей досрочную страховую пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. Доводы искового заявления поддержала.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменных возражений, согласно которых, спорные периоды не включены в специальный стаж, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 и статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в специальный стаж не включаются периоды учебные отпуска и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требованиям, подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 названного Закона предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кирякина Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением нахождения в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком до 1,5 лет работала в должности медицинской сестры палатной в ________________, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, за исключением отпуска по беременности и родам работает в должности медицинской сестры участковой в ________________ с учетом его переименования и реорганизации, о чем свидетельствует трудовая книжка.
ДД.ММ.ГГГГ Кирякина Е.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, представив все необходимые документы.
Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Губахе № от ДД.ММ.ГГГГ было рекомендовано отказать Кирякиной Е.А. в досрочном назначении страховой пенсии, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку установлено, что страховой стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения у нее менее 30 лет и составляет: - 29 лет 09 месяца 09 дней.
Исходя из нормативных документов, действовавших на момент введения нового правового регулирования и действующих ныне, из страхового стажа истца исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в общей сложности составило 2 месяца 25 дней, так как Постановление Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года не предусматривает включение в специальный страховой стаж указанных периодов.
Решением начальника УПФР в г. Губахе № от ДД.ММ.ГГГГ Кирякиной Е.А. по указанным выше основаниям отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду недостаточности специального стажа.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой специальный страховой стаж она настаивает.
Суд не может согласиться с решением пенсионного органа об исключении спорных периодов из подсчета страхового стажа для назначения досрочной пенсии истцу в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Аналогичные положения предусматривала и ранее действовавшая ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Согласно пункту 25 подпункта «а» Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников здравоохранении и социального обеспечения», утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 года № 1250 в стаж работы по специальности лицам, занимающим должности медицинского и фармацевтического персонала и должности специалистов, приравненных к ним по оплате труда, засчитываются также следующие периоды при условии, если им предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в стаж: время учебы в аспирантуре (кроме указанной в п. 24 "ж"), на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, их прохождение является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, что было прямо предусмотрено действовавшими ранее нормативными актами Министерства здравоохранения РФ, утвержденными во исполнение положений ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, а в настоящее время - п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н во исполнение ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В связи с этим такие периоды должны расцениваться как продолжение профессиональной деятельности.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку Кирякина Е.А. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации осуществляла медицинскую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в Пенсионной фонд, суд принимает решение о включении данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию.
Судом установлено и пенсионным органом не оспаривается то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кирякина Е.А. направлялась работодателем для прохождения обучения и повышения квалификации в целях обеспечения своей основной работы, при этом за указанный период работодателем производились начисления заработной платы, удержание налогов и других выплат.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации, выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца №; свидетельством о повышении квалификации к диплому №; свидетельством о повышении квалификации №.
Согласно справки ________________ № от ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения Кирякиной Е.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ней сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в полном объеме.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно заявления о назначении пенсии, Кирякина Е.А. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом включения вышеперечисленных периодов в специальный стаж Кирякиной Е.А. продолжительность ее специального стажа на день обращения за назначением пенсии превысил 30 лет, и она приобрела право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
При указанных обстоятельствах отказ начальника УПФ в г. Губахе в назначении истцу пенсии являлся незаконным и нарушающим ее права, в связи с чем, следует включить спорные периоды в специальный стаж и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию истцу со дня первоначального обращения за ней.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кирякиной Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) об отказе в установлении пенсии Кирякиной Е.А..
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж работы Кирякиной Е.А. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края (межрайонное) назначить Кирякиной Е.А. досрочную страховую пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 8 августа 2018 года.
Председательствующий И.А. Мухтарова