Решение по делу № 2а-1009/2021 от 14.12.2020

Дело № 2а-1009/2021

91RS0024-01-2020-006565-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2021 года                                                              г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре           Толстиковой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Заики Сергея Васильевича к Администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, заинтересованное лицо – Беляева Наталья Андреевна,

установил:

Заика С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) с требованием признать незаконным постановление Администрации от 16 сентября 2020 года №3001-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 02.09.2020 №2832-п «О предоставлении в собственность Заике Сергею Васильевичу земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав». В обоснование своих требований истец указал, что постановление Администрации от 02.09.2020 №3832-п ему был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером №<номер>. На основании данного решения он зарегистрировал право собственности в Едином государственном реестре недвижимости. Однако постановлением от 16.09.2020 года №3001-п Администрация отменила постановление от 02.09.2020 №3832-п. Причины такого решения истцам не известны. По мнению истцов, орган местного самоуправления не вправе был отменять ранее принятое постановление, так как на основании отмененного постановления было зарегистрировано право собственности. Данное право могло быть оспорено только в судебном порядке.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Беляева Наталья Андреевна.

В судебное заседание истец Заика С.В. и заинтересованное лицо Беляева Н.А. не явились, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Администрация надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку суд своих представителей не обеспечила, о причинах неявки суду не сообщила.

При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Оценив доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что постановлением Администрации от 02.09.2020 №2832-п в собственность истцу Заике С.В. предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №<номер>, в порядке завершения оформления прав.

14.09.2020 года на основании указанного постановления зарегистрировано право Заики С.В. на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Оспариваемым постановлением Администрации от 16.09.2020 года №3001-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 02.09.2020 №2832-п «О предоставлении в собственность Заике Сергею Васильевичу земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав», постановление от 02.09.2020 №2832-п отменено.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года №739-0-0, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Однако отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Это является «гарантией стабильности общественных отношений» между органами местного самоуправления и гражданами, что порождает у граждан уверенность в том, что их положение не будет ухудшено принятием более позднего решения. Ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения, поэтому они не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их выполнения.

Кроме того, решения органов местного самоуправления должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.

В соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2).

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке (п.6).

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП (п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Основания и порядок прекращения прав на землю предусмотрены нормами главы VII Земельного кодекса Российской Федерации. Возможность прекращения права собственности на земельный участок, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, путем отмены органом местного самоуправления ранее принятого акта о предоставлении данного земельного участка законом не предусмотрена.

В рассматриваемом случае орган местного самоуправления вынес постановление от 02.09.2020 №2832-п о предоставлении в собственность истцу Заике С.В. земельного участка с кадастровым номером №<номер>.

Данный индивидуальный правовой акт был реализован путем регистрации 14.09.2020 года права собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости. С этого момента между сторонами возникли иные, гражданские правоотношения, основанные на равенстве их участников, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст.1 ГК РФ). Поэтому опрос об отмене постановления от 02.09.2020 №2832-п мог быть разрешен только в судебном порядке по иску лица, имеющего полномочия на предъявление соответствующего требования в суд. Разрешение данного вопроса в административном порядке не допускается.

Между тем оспариваемым постановлением от 16.09.2020 года №3001-п Администрация отменила свое постановление от 02.09.2020 №2832-п, чем фактически оспорила во внесудебном порядке право собственности истца на земельный участок. Сведений о том, что послужило основанием для отмены ранее принятого решения, ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного ответчика нельзя признать законным.

    В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемое постановление противоречит закону, при этом нарушает права и законные интересы истца, суд признает данное постановление незаконным.

В соответствии со ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Администрации в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последним при подаче иска, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск Заика Сергея Васильевича – удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 16 сентября 2020 года №3001-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 02.09.2020 №2832-п «О предоставлении в собственность Заике Сергею Васильевичу земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав».

Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Заики Сергея Васильевича расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                                А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 26 февраля 2021 года.

2а-1009/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заика Сергей Васильевич
Ответчики
Администрация города Ялты Республики Крым
Другие
Беляева Наталья Андреевна
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Алтунин Александр Витальевич
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
14.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее