Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Октябрьский РБ 06 августа 2020 год
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Митюгова В.В., при секретаре Ахметхановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 03RS0014-01-2020-002108-06 (2а-1551-20) по административному иску Администрации городского округа г.Октябрьский РБ к Октябрьскому городскому отделению судебных приставов УФССП по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация городского округа г.Октябрьский РБ обратилась в суд с административным иском к Октябрьскому городскому отделению судебных приставов УФССП по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая, что решением Октябрьского городского суда РБ от 15 ноября 2018 года, вступившим в законную силу 04 февраля 2019 года, удовлетворены исковые требования прокурора г.Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Аллаяров Т.Р. к администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. 05.03.2019 года Октябрьским городским отделом судебных приставов УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №-ИП. В связи с неисполнением решения суда до настоящего времени, постановлением зам.начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отделения УФССП по РБ от 15.06.2020 года установлен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, подлежащий взысканию с администрации городского округа г.Октябрьский РБ. Административный истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП от 05.03.2019 года.
Представитель истца администрации городского округа г.Октябрьский РБ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Зам.начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отделения УФССП Гадельшина Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена судебной повесткой. На подготовке дела к судебному разбирательству оставила вопрос об освобождении от взыскания исполнительского сбора на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика УФССП России по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление по учету имущества казны и жилищной политике» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой.
Представитель заинтересованного лица Отдела опеки и попечительства администрации ГО г. Октябрьский РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой, письменным заявлением просил рассмотреть дело без его участия, административное исковое заявление поддерживает.
Прокурор г. Октябрьского РБ, извещенный надлежащим образом судебной повесткой, не явился в судебное заседание.
Заинтересованное лицо Аллаяров Т.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой. Письменным заявлением просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Из материалов дела следует, что предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся участников процесса, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в объеме самостоятельно определенном для себя, в этой связи суд, не усмотрев обязательность явки таких лиц в судебное заседание, в порядке ст.150 КАС РФ, определил, рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением Октябрьского городского суда РБ от 15.11.2018 года, вступившим в законную силу 04.02.2019 года, удовлетворены исковые требования прокурора г.Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Аллаяров Т.Р. к администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
05.03.2019 года на основании исполнительного листа ФС № от 21.02.2019 года, выданного Октябрьским городским судом РБ, постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство №.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
15.06.2020 года заместителем начальника отдела Октябрьского городского ОСП УФССП России по РБ вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа г.Октябрьский исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение решения суда от 15.11.2018 года в установленный срок.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств на основании соответствующего иска отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 6 и 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу указаний п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Решением Октябрьского городского суда РБ от 15.11.2018 года на администрацию городского округа г.Октябрьский РБ возложена обязанность по предоставлению Аллаяров Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в переделах социальной нормы предоставления жилья.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 2 ст. 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 1, п.1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями при условии передачи органам местного самоуправления финансовых средств в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 5 Закона Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы государственной власти Республики Башкортостан при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления переданных государственных полномочий.
Размер предоставляемых местным бюджетам субвенций для осуществления соответствующих государственных полномочий устанавливаются законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год раздельно по каждому из передаваемых государственных полномочий (п. 4 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан»).
Сумма субвенций, условия предоставления, перечень обязательств органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления определяются соглашением о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан
Между Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и администрацией ГО г. Октябрьский заключены соглашения 13.03.2020 года №46 и 08 апреля 2020 г. №89 о предоставлении субвенций из бюджета РБ бюджету ГО г. Октябрьский РБ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 г. в размере 22047219 руб.
Администрацией ГО г. Октябрьский РБ с соблюдением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем проведения процедуры электронных аукционов заключены муниципальные контракты № от 29 мая 2020 г., № от 29 мая 2020 г., № от 29 мая 2020 г., № от 08 июня 2020 г. на приобретение 4-х однокомнатных квартир на рынке вторичного жилья со сроком передачи жилых помещений до 31 июля 2020 г., оформлено право муниципальной собственности, подтверждением чего являются Выписки из ЕГРН от 19 июня 2020 г. и 22 июня 2020 г. и жилые помещения отнесены к специализированному жилищному фонду с последующим внесением соответствующих записей в единый государственный реестр недвижимости. Предоставление данных жилых помещений будет рассмотрено на заседании жилищной комиссии.
На оставшиеся денежные средства, после проведения мониторинга рынка жилья администрацией ГО г. Октябрьский РБ будет подготовлена аукционная документация для приобретения жилых помещений для указанной категории лиц.
Кроме того, во исполнение решения на совещании от 07 марта 2020 г. по вопросу завершения строительства жилых домов № 18, 19 в ЖК «Весна» в городском округе город Октябрьский РБ (протокол от 07 марта 2020 г. №45) возобновлено строительство многоквартирного жилого дома по строительному адресу: РБ, г.Октябрьский, 38 микр., квартал 18. В соответствии с планом - графиком работ завершение строительства жилого дома запланировано на сентябрь 2020 г. Окончание строительства вышеуказанного объекта позволит предоставить жилые помещения еще 19 детям-сиротам.
Иных жилых помещений для предоставления вышеуказанной категории граждан у администрации на данный момент не имеется.
В связи с отсутствием жилых помещений и невозможностью исполнения решения суда от 15.11.2018 года администрация обращалась в Октябрьский городской суд РБ с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением суда от 02.04.2019 года администрации ГО г. Октябрьский РБ предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 15.11.2018 года до 31.12.2019 года.
При повторном обращении администрации ГО г. Октябрьский РБ с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до 31.12.2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Для реализации государственных полномочий администрацией городского округа город Октябрьский РБ также направлялись письма в Госстрой РБ (исх. №269 от 18 января 2019 г., №7187 от 02 сентября 2019 г., №335 от 20 января 2020 г., исх. №280 от 16 января 2020 г.) о выделении дополнительных средств на осуществление вышеуказанных полномочий, в том числе и по неисполненным судебным решениям.
Письмами от 24 октября 2019 г. №16-06/249, от 10 марта 2020 г.№16-06/66 Госстрой РБ сообщил, что выделение средств бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по вступившим в законную силу и неисполненным решениям суда на сегодняшний день не предусмотрено законодательством.
Заключение соглашения о выделении бюджету городского округа субвенций, сроки проведения процедуры аукциона, установленные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сроки сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию по строительному адресу: РБ, г. Октябрьский, 38 микр., квартал 18 не зависят напрямую только от действий административного истца, что свидетельствует об отсутствии вины администрации ГО г. Октябрьский РБ в неисполнении решения суда в установленный законом срок.
Из материалов дела следует, что администрацией городского округа г.Октябрьский предприняты все необходимые (возможные) меры, направленные на исполнение решения суда в установленный законом срок.
При данных обстоятельствах, у администрации городского округа г.Октябрьский РБ имеются объективные причины неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что финансирование администрации осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд, основываясь на доказательствах совершения действий, направленных на исполнение решения суда, полагает возможным освободить администрацию ГО г. Октябрьский РБ от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Гадельшиной Л.М. от 15 июня 2020 г. в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации городского округа г.Октябрьский РБ к Октябрьскому городскому отделению судебных приставов УФССП по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением Октябрьского городского отделения Управления Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан от 15 июня 2020 года по исполнительному производству №-ИП от 05 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: В.В. Митюгов