Решение по делу № 2-1753/2018 от 22.10.2018

<номер скрыт>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2018 года г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Грачевой Н.Л., при секретаре Кузьминой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суслова Татьяна Анатольевна к Администрация Рязанцевского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок площадью 694 кв.м

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Переславский районный суд с иском, просит: признать право собственности на земельный участок общей площадью 694 кв.м. с кадастровым номером <номер скрыт>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес скрыт>.

Требование истец мотивирует тем, что является собственником земельного участка площадью 400 кв.м. с кадастровым номером <номер скрыт>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес скрыт>, Земельный участок принадлежит истцу на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок от <дата скрыта> <номер скрыт>.

В настоящее время возникла необходимость зарегистрировать права собственности на вышеуказанный земельный участок. Было проведено межевание вышеуказанного земельного участка для дальнейшей постановки на кадастровый учет. В результате обмера земельного участка было выявлено, что по документам площадь земельного участка составляет 400 кв.м., в то время как фактически используемая площадь 694 кв.м., что на 294 кв.м. больше чем по сведениям из кадастрового учета. При подаче документов в управление Росреестра по <адрес скрыт> для постановки на кадастровый учет истцу было отказано в этом из-за расхождения площадей. Этим участком истец пользуется с 1989 года. Этот участок является ее источником дохода для семьи (выращивают картофель, овощи). Истец в судебном заседании требование поддерживала, пояснила обстоятельства, указанные в иске. Иск заявлен к администрации Рязанцевского сельского поселения. На основании Закона Ярославской области № 22-з от 13.06.2018 года, вступившего в законную силу 28 июня 2018 года, судом в качестве надлежащего ответчика привлечена администрация городского округа города Переславля-Залесского.

определением суда от 12 июля 2018 года произведена замена ответчика на правопреемника – администрацию городского округа города Переславля-Залесского. Ответчики извещены надлежаще, в судебное заседание представители не явились, отзывы не представлены. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков. 3-е лицо Переславский отдел Управления Росреестра по Ярославской области просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы дела а рамках заявленного требования, суд пришел к выводу, что требование не подлежит удовлетворению. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> общей площадью 400 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес скрыт>, что выпиской из похозяйственной книги от <дата скрыта>. Согласно выписке в похозяйственной книге <адрес скрыт> б/н от <дата скрыта> по <дата скрыта> лицевой счет <номер скрыт>, администрацией Рязанцевского сельского округа Переславского района Ярославской области <дата скрыта> сделана запись на основании личного заявления (л.д.8). В соответствии со статьями 4, 6 Закона РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 года N 374-1 предусматривалось предоставление гражданам земельных участков для не запрещенного законом использования в собственность, в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду в зависимости от целей использования.

В соответствие со ст. 30 ЗК РСФСР 1991года, действовавшего на момент предоставления участка, граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность подают заявление в местный Совет народных депутатов. При передаче в собственность земельного участка бесплатно решение местного Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Таким образом, ЗК РСФСР основанием для предоставления земельного участка предусмотрел решение соответствующего органа местного самоуправления. В силу ст. 23 ЗК РСФСР органы местного самоуправления имели право выделить земельный участок. Таким образом, установлено, что истице на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 400 кв м. На кадастровый учет земельный участок поставлен в 1991 году ( л д7-8).

Земельный участок в МСК -76 не размежеван, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Что подтверждается выпиской из ЕГРН от от <дата скрыта>. (л.д.7)

Из заключения кадастрового инженера следует, что декларированная площадь земельного участка составляет 400 кв.м., в то время как фактически используемая 694 кв.м., что на 294 кв.м. больше чем по сведениям из ГКН. Уточнение местоположения границ обусловлено отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Так как в Переславском районе отсутствует картографическая основа государственного кадастра недвижимости, то при выполнении кадастровых работ руководствовались фактическим местоположением границ земельного участка, существующего на местности более 15 лет. Все согласования границ проведены в установленном Законом порядке. (л.д.14)

Свидетель "Н.В.Н" судебном заседании пояснила, что земельный участок истицы расположен рядом с участком свидетеля, у свидетеля участок площадью 300 кв м, у истицы раза в полтора больше.

Свидетель "Н.В.А" пояснила, что земельные участки рядом, у свидетеля участок площадью 6 соток, участки одинаковые, предоставляли вместе с квартирами.

Свидетели пояснили, что спорным земельным участком истица пользуются, при этом из показаний свидетелей видно, что с достоверностью размер земельного участка они не знают.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Постановления Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года разъяснено, что в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. То есть на земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретательная давность не распространяется.

Согласно ст 26 ФЗРФ « О государственной регистрации недвижимости» 1. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 32) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно Решению Собрания представителей Переславского муниципального района № 91 от 04.09.2014 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"- для ведения личного подсобного хозяйства установлены следующие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков : от 0,06 га до 0,3 га;

Согласно ст 42.8 п 3 ФЗ РФ № 221-ФЗ от 24.06.2007 г. при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования. 3. При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть:

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Законодатель, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г « О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1.03.2015 г, введена в ЗК РФ статья 39.28.

Согласно ст 39.28 ЗК РФ, определяющей случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности,

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Из названной правовой нормы следует, что увеличение площади земельного более чем на 10 % возможно в порядке перераспределения земель и за плату. Ответчица в органы местного самоуправления не обращалась с заявлением о предоставлении ей земельного участка в порядке перераспределения земель. Без согласования с органами местного самоуправления присоединила к своему участку земли, приобретение которых возможно в установленном порядке и за плату.

Согласно ст 14 ФЗ РФ « О государственной регистрации недвижимости» 1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. 2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Поскольку на момент составления межевого плана от <дата скрыта> года кадастровым инженером "М" не были учтены положения ст 39.28 ЗК РФ, то суд не находит возможным удовлетворить требования истца о признании права собственности на земельный участок площадью 694 кв м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с дня принятия решения.

В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2018 г.

Судья                     Грачева Н.Л.

2-1753/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Суслова Т.А.
Ответчики
Администрация городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области
Администрация Рязанцевского сельского поселения
Другие
Переславский отдел Управления Росреестра по Ярославской области
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Дело на странице суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
22.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2018Передача материалов судье
23.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее