Решение по делу № 2-165/2024 (2-4135/2023;) от 20.09.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    30 августа 2024 года    г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Мосиной С.В.

при секретаре судебного заседания ФИО3

с участием представителя истца, ответчика по встречному иску КСиА администрации г.о. Сызрань ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области к ФИО1, ФИО2 о признании объекта самовольной постройкой, возложении обязанности согласовать проектную документацию, привести самовольную постройку в соответствие с градостроительными, строительными, пожарными, санитарными нормами и правилами, по встречному иску ФИО1, ФИО2 к администрации городского округа Сызрань Самарской области, Комитету по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании права общей долевой собственности на незавершенный строительством объект,

у с т а н о в и л:

Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к ФИО1 и ФИО2 о признании самовольной постройкой объекта незавершенного строительства, возведенного на земельном участке с кадастровым номером * * * кв.м, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное строительство жилого дома; возложении обязанности в срок, не превышающий шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привести самовольную постройку в соответствие с градостроительными, строительными, пожарными, санитарными нормами и правилами с учетом разработки проектной документации; при разработке проектной документации учесть уменьшение параметров самовольной постройки для обеспечения устройства внутридворового проезда 3,5 м со стороны смежного участка, расположенного по адресу: т. Сызрань, <адрес>; уменьшение параметров на 3,0 м от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>; уменьшение процента застройки территории земельного участка с кадастровым номером * * * кв.м, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, до 60%; обеспечить соблюдение требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения <адрес> Самарской области в части архитектурно-стилевого решения, композиционно-силуэтных характеристик, строительных и отделочных материалов, цветового решения, заполнения оконных проемов, благоустройства, озеленения и размещения вывесок на фасаде; обязании согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектную документацию, в части соответствия раздела проектной документации, содержащей архитектурные решения предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом, и внешний облик объекта.

    В обоснование заявленных требований указал, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит по ? доле каждому земельный участок * * * расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, с видом разрешенного использования индивидуальное строительство жилого дома. Согласно уведомления Государственной инспекции строительного надзора Самарской области № *** от <дата>, № *** от <дата>, на земельном участке выявлен факт возведения (создания) объекта капитального строительства без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений. По сведениям ЕГРН в границах земельного участка расположен принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности (по ? доли каждому) жилой дом с кадастровым номером * * * этажность 1, в том числе подземных 1, материал стен рубленные. По результатам проверки установлено, что в границах земельного участка расположено эксплуатируемое нежилое здание, помещения которого используются для осуществления деятельности по изготовлению и продаже хлебобулочных изделий, продаже продовольственных товаров; ведется строительство нового объекта капитального строительства, назначение строящегося объекта визуально определить не представляется возможным, индивидуальный жилой дом * * * Земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-1 – зона общественно-делового центра. Зона Ц-1 выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства недвижимости с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в данной территориальной зоне является условно разрешенным. Спорный объект незавершенного строительства обладает признаками самовольной постройки, ввиду того, что строительство нового объекта ведется без получения предусмотренной законодательством разрешительной документации, вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещение на нем объекта, который используется в коммерческих целях. Согласно данным ЕГРН и информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области земельный участок полностью расположен в границах зоны охраны объекта культурного наследия - зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Кирилловский особняк, «Дом масонов», расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, на основании Приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области № *** от <дата>; в границах исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № *** от <дата> «Об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области, границ территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области и требований к градостроительным регламентам и границах территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области». Заключение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения, предусмотренные ст.ст. 51, 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ст.60 Федерального закона от <дата> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», отсутствует. Кроме того, спорный объект капитального строительства расположен с нарушением предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно, нарушен минимальный отступ от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком * * *, фактически -0 м, и от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком по адресу: г. Сызрань, <адрес> фактически 0,9м; нарушен процент застройки земельного участка. Нарушены противопожарные расстояния между строениями в границах земельных участков, расположенных по адресу: г. Сызрань, <адрес> по адресу г. Сызрань, <адрес> объектом незавершенного строительства. Полагает, что возведение спорного объекта на земельном участке, использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил являются достаточными основаниями для того, чтобы признать постройку самовольной и обязать ответчиков устранить вышеуказанные нарушения.

    Ответчики ФИО2 и ФИО1 обратились в суд со встречным иском к Комитету по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области, администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании права общей долевой собственности (по ? доли за каждым) на незавершенный строительством объект, площадью 744,10 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.

    В обоснование встречных исковых требований указали, что им на праве общей долевой собственности по ? доли каждому принадлежит земельный * * *, <адрес>, имеет статус – для индивидуального жилого строительства. На данном земельном участке ими построен объект незавершенного строительства. В настоящее время регистрирующий орган приостановил регистрационные действия в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>/пер. Достоевского, <адрес> связи с тем, что при внесении сведений о характерных точках границ образуемого объекта незавершенного строительства в реестр выявлено, что ОКС расположен в границах земельного участка с * * * также на основании того, что определением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> наложен запрет на регистрационные действия. Вместе с тем Росреестр признал, что указанное наложение границ земельного участка * * * принадлежащего им земельного участка с * * *, в настоящее время проводятся работы по нормализации сведений в соответствии с заявленной реестровой ошибкой. Просят признать за ними право общей долевой собственности на незавершенный строительством объект, площадью 744,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Сызрань <адрес>.

Представитель истца Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань - ФИО4, действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, возражала против удовлетворения встречных исковых требований, поскольку строение не соответствует градостроительным, строительным, пожарным, санитарным нормам, возведено на земельном участке, расположенном в границах объекта культурного наследия, без получения заключение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения.

Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчиков ФИО9, действующий на основании доверенностей от <дата>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в письменном отзыве указал, что экспертным заключением ООО «Вип проект» было отмечено, что строительство объектов капитального строительства в зоне охраны объекта культурного наследия – зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия - зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Кирилловский особняк, Дом масонов», расположенный по адресу: г. Сызрань, <адрес>, строительство зданий в зоне охраны объекта культурного наследия - зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия допускается. Более того при возведении жилого дома в соответствии с действующим законодательством не требовалось разрешение на строительство, поскольку предусмотрена регистрация по упрощенной системе. Требования истца о сносе постройки не подлежат удовлетворению, поскольку в основании построенного незавершенного строительства жилого дома лежит жилой дом, принадлежащий ФИО1 и ФИО5 по ? доли. Данный объект не снесен, не снят с кадастрового учета, право собственности содержится в ЕГРН. Противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, садовыми домами, между домами и хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также приусадебного или садового земельного участка не нормируются, не устанавливаются. Возведение домов, хозяйственных построек на смежных земельных участках допускается без противопожарных разрывов по взаимному согласию собственников. При блокировании жилых домов соседних участков следует учитывать требования, предъявляемые к устройству противопожарных преград между жилыми блоками зданий класса Ф1.4.

Представитель ответчика по встречному иску – Администрации г.о. Сызрань Самарской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица - Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань поддерживает, указав, что постройка, расположенная по адресу: г. * * * участке * * *», расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, на основании Приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области № *** от <дата>. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности согласно ст. 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Согласно приказу управления от <дата> № ***, в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещается строительство зданий, строений и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды. Указанная самовольная постройка управлением не согласовывалась, разрешение на проведение работ не выдавалось. Также земельный участок расположен в границах исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № *** от <дата> «Об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области, границ территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области и требований к градостроительным регламентам и границах территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области». У управления отсутствует информация о наличии, либо отсутствии на земельном участке * * * объектов археологического наследия. В связи с этим, на указанном земельном участке до начала проведения строительных работ требовалось проведение государственной историко-культурной экспертизы. На основании изложенного, считает объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с * * *, незаконным.

Третьи лица ФИО7, ФИО8, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица - Государственной инспекции строительного надзора Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без их участия, указав, что согласно выписке из ЕГРН правообладателями земельного участка * * * ФИО2, ФИО1 по ? доли в праве каждый, вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное строительство жилого дома. Разрешение на строительство (реконструкцию), уведомление о соответствии планируемого строительства на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, администрацией г.о. Сызрани Самарской области не выдавалось. Следовательно, контролируемые лица ФИО2 и ФИО1 нарушили требования ч. 13 ст. 51.1 ГК РФ, выполнили строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, в отсутствии разрешительной документации.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство - это создание зданий строений и сооружений.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Вместе с тем, с <дата> в связи с вступлением в силу Федерального закона от <дата> N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 340-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Законодателем предоставлена возможность, в виде исключения до <дата>, в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на некоторые объекты недвижимости (часть 4 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что возведенная постройка не может быть признана самовольной в дальнейшем, так как государственная регистрация права не подменяет собой разрешение на строительство и не отменяет действие статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в п. 2 ст. 34.1 Закона об объектах культурного наследия объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Согласно пп. 3, 6 ст. 34.1 того же Закона в границах защитных зон объектов культурного наследия запрещаются строительство и реконструкция капитальных объектов. Для ансамблей их граница располагается на расстоянии 150 м от внешних границ объекта. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в установленном порядке проекта зон охраны такого объекта культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 87 ЗК РФ земельные участки, которые включены в состав особых зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Судом установлено, что ФИО1 (государственная регистрация права № *** от <дата>) и ФИО2 * * *) на праве общей долевой собственности по ? доли каждому принадлежит земельный участок с кадастровым номером * * *. Карла Маркса, д.1/20, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное строительство жилого дома. Зарегистрировано ограничение (обременение) прав на земельный участок, предусмотренные ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с <дата>, на основании приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от <дата> № *** (л.д.40-49).

На вышеуказанном земельном участке расположен жилой дом, * * *, количество этажей – 1, с местоположением: Самарская область, г. Сызрань <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности по ? доли каждому - ФИО1 (государственная регистрация права № *** от <дата>) и ФИО2 (государственная регистрация права № *** от <дата>) (л.д. 34-39).

Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области № *** от <дата> утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, в том числе «Кирилловский особняк, «Дом масонов» (г. Сызрань <адрес>), согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Кирилловский особняк, «Дом масонов» (Приложение № ***) (л.д.58-59).

В приложении № *** установлены границы территорий культурного наследия, описываемыми 19 точками, согласно схемы. В границах территории ОКН осуществляется: реставрация с приспособлением, реконструкция, ремонт, консервация зданий и сооружений. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территорий ОКН подлежит согласованию с уполномоченным органом в области охраны ОКН. Реставрация ОКН, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, и их частей при физическом износе в границах территорий ОКН подлежит согласованию с уполномоченным органом в области охраны ОКН. Запрещается: хозяйственная деятельность, создающая угрозы повреждения, разрушения или уничтожения ОКН. Прокладка инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопроводов, кабельных линий и пр.) надземным, воздушным способами и на фасадах ОКН. Снос зданий, строений, сооружений, объектов, обладающих признаками ОКН или представляющих историко-культурную ценность, при отсутствии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Размещение технических устройств (антенн, кондиционеров и т.п.) на главных фасадах ОКН, за исключением устройств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации объекта. Границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности описываются 25 точками и начинаются в точке 1, граница проезжей части <адрес> в направлении точки 2 расположенной на границе проезжей части <адрес> в направлении точки 3,4 расположенной на границе проезжей части пер. Достоевского. Далее под прямым углом в глубину внутриквартальной территории до точки 9,10 включая внутриквартальную застройку визуально влияющую на ОКН. Далее по установленной границе территории точки 11-20 и далее в направлении точки 1 включая внутриквартальную застройку визуально влияющую на ОКН (л.д.60-63).

Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области, по результатам проверки, проведенной <дата>, на земельном участке с * * *. К. Маркса, д. 1/20, выявлен факт возведения здания, - объекта индивидуального жилищного строительства без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, что подтверждается уведомлением о выявлении самовольной постройки № *** от <дата> (л.д.11).

Актом выездного обследования № *** от <дата> выявлены следующие нарушения: на земельном участке по <адрес> выполнено строительство объекта капитального строительства (предположительно – объект индивидуального жилищного строительства).

Согласно Акта по результатам обхода (объезда) или проверки уведомления о факте выявления самовольной постройки от <дата> произведено обследование земельного участка с * * *, <адрес>, площадью 427 кв.м. и расположенного в границах земельного участка объекта незавершенного строительства. Правообладателями земельного участка являются ФИО1 (1/2 доля) и ФИО2 (1/2 доля в праве). Земельный участок полностью расположен в границах зоны охраны объекта культурного наследия - зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Кирилловский особняк» «Дом масонов», расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес> на основании Приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области № *** от <дата>. Объект незавершенного строительства; назначение объекта визуально определить не предоставляется возможным. Разрешение на строительство, реконструкцию, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве, реконструкции, параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости разрешения объекта ИЖС на земельном участке отсутствуют. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-1 – Зона общественно – делового центра. Зона Ц-1 выделена для обеспечения правовых условий и строительства недвижимости с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального значения. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах земельного участка * * *Индивидуальное строительство жилого дома» имеется необходимость получения уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта. Объект незавершенного строительства расположен в границах зоны охраны объекта культурного наследия - зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Кирилловский особняк, «Дом масонов», расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, на основании Приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области № *** от <дата>; в границах исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № *** от <дата> «Об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области, границ территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области и требований к градостроительным регламентам и границах территории исторического поселения регионального значения г. Сызрани Самарской области». Согласно данным Росреестра в границах земельного участка с * * * расположен жилой дом * * * площадью 72,2 кв.м, 1 этажное здание, материал стен –рубленные; право общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости с * * * зарегистрированы в установленном законом порядке, за ФИО1 и ФИО2 по ? доли в праве. В результате визуального обследования земельного участка * * * установлено, что фактически индивидуальный жилой дом * * * снесен. В границах обследуемого земельного участка расположено эксплуатируемое нежилое здание, помещение которого используется для осуществления деятельности по изготовлению и продаже хлебобулочных изделий, продажи продовольственных товаров, ведется строительство нового объекта капитального строительства; назначение строящегося объекта визуально определить не предоставляется возможным. Разрешения на строительство/реконструкцию, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ, уведомления о соответствии указанных уведомлений о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань не выдавались. Объект обладает признаками самовольной постройки, ввиду того что строительство нового объекта ведется без получения предусмотренной законодательством разрешительной документации, вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещения на нем объекта, который используется в коммерческих целях. Объект капитального строительства расположен с нарушением предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно, нарушение минимального отступа от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком с * * * по адресу: Самарская область, г. * * *, <адрес> -0 м., и от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>,9м.; нарушен процент застройки, что также подтверждается схемой расположения объекта на земельном участке (л.д.17-23).

Согласно Градостроительного заключения № *** от <дата>, выданного Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, схема отражающая расположение объекта капитального строительства на земельном участке, с обозначением границы земельного участка выполнена специалистом Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань <дата>. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-1 – Зона общественно-делового центра. Зона Ц-1 выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства недвижимости с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения. Вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» в данной территориальной зоне является условно разрешенным. Отсутствует заключение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия. Красная линия не нарушена. Требуемый минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне Ц-1 со стороны выходящей на улицу – по сложившейся линии застройки, с остальных сторон – 3 м. Максимальный процент застройки земельного участка в территориальной зоне Ц-1 (за исключением случаев размещения образовательных организаций, физкультурно – спортивных сооружений, объектов транспортной инфраструктуры) – 60%. Согласно схемы расположения объекта в границах земельного участка объект капитального строительства расположен с нарушением предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно, нарушение минимального отступа от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком с * * *, <адрес> - 0м., и от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> - 0,9 м. Нарушен процент застройки земельного участка. Нарушены противопожарные расстояния между строениями в границах земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Достоевского, <адрес> по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> незавершенным строительством объектом, в отношении которого подготовлено градостроительное заключение (л.д.30-31).

Определением суда от <дата> по ходатайству ответчиков была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертного заключения ООО «ВиП Проект» № *** возведенное здание - объект незавершенного строительства, площадью 364 кв.м. (согласно технического паспорта ООО «Техник» по состоянию на <дата>), расположенное по адресу: г. Сызрань, <адрес>, не соответствует градостроительным нормативам и требованиям градостроительного регламента в части расположения с нарушением минимального отступа, равного 3 м от границы смежного земельного участка по адресу: г. Сызрань, пер. * * * <адрес> (расстояние отсутствует) и от границы смежного земельного участка, по адресу: г. Сызрань, <адрес> (расстояние не превышает 1 м). Для исследуемого объекта превышен максимально допустимый процент застройки земельного участка (застроено 85,2 % земельного участка при максимально допустимых 60%). Соответствие исследуемого объекта строительным нормам и правилам установить не представляется возможным в силу незавершенности его строительства. Исследуемый объект не соответствует пожарным нормам и правилам в части нарушения противопожарных расстояний между строением в границах смежного земельного участка по адресу: * * *, <адрес> в части отсутствия внутридворового пожарного проезда шириной не менее 3,5 м. Соответствие исследуемого объекта требованиям санитарных норм и правил на данный момент установить не представляется возможным в силу незавершенности его строительства и отсутствии сведений о назначении помещений. Выполненные работы по строительству здания - объекта незавершенного строительства могут нарушать права и охраняемые интересы граждан, третьих лиц, в части нарушения минимального отступа объекта от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес> (расстояние не превышает 1 м), а именно затенение территории и ухудшение условий инсоляции здания. Выполненные работы по строительству здания могут иметь своим следствием угрозу жизни и здоровью граждан - собственников смежных участков. Условия, которые могут создавать опасность сохранности имущества и основания для угрозы жизни и здоровью граждан: распространение пожара между участками из-за непосредственной близости расположения зданий на данных участках, затруднение доступа для проезда пожарной техники из-за отсутствия внутридворового проезда. Способы и методы возможного устранения вышеуказанных нарушений сводятся к следующему: необходимо провести переустройство объекта незавершенного строительства, а именно уменьшение его параметров, с целью обеспечения возможности устройства внутридворового проезда 3,5 м со стороны смежного участка, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, и обеспечения минимального отступа 3 м от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: г. Сызрань, пер. Достоевского, <адрес>. Сохранение объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, возможно при соблюдении следующих условий: приведение в соответствие градостроительным, строительным, пожарным, санитарным нормам и правилам в рамках разработки проектной документации. Уменьшение параметров объекта, с целью обеспечения возможности устройства внутридворового проезда 3,5 м со стороны смежного участка, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, обеспечения минимального отступа 3 м от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: г. Сызрань, пер. Достоевского, <адрес>, а также уменьшения процента застройки территории земельного участка до 60%. Соблюдение требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения <адрес> Самарской области в части архитектурно-стилевого решения, композиционно-силуэтных характеристик, строительных и отделочных материалов, цветового решения, заполнения оконных проемов, благоустройства, озеленения и размещения вывесок на фасаде. Соблюдение требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установленной для объекта «* * * расположенного по адресу: * * * <адрес>, в части использования методов компенсационного строительства. Получение заключения регионального органа охраны объектов культурного наследия о соответствии раздела проектной документации, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом. Аналогичное заключение регионального органа охраны необходимо для согласования внешнего облика объекта. Строительство зданий в зоне охраны объекта культурного наследия - зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Кирилловский особняк, «Дом масонов», расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, допускается. Строительство зданий в границах исторического поселения регионального значения <адрес> Самарской области допускается в случае соблюдения требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения в части архитектурно-стилевого решения, композиционно-силуэтных характеристик, строительных и отделочных материалов, цветового решения, заполнения оконных проемов, благоустройства, озеленения и размещения вывесок на фасаде и др. Данные требования должны быть отражены в соответствующем разделе проектной документации и согласованы с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, судом установлено, что земельный участок * * *. * * * расположен в границах зоны регулирования и застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения * * * и в границах исторического поселения регионального значения <адрес> Самарской области, в отношении него действуют нормы, запрещающие осуществление хозяйственной деятельности при отсутствии положительного заключения с уполномоченным органом в области охраны объекта культурного наследия.

В нарушение действующего законодательства об объектах культурного наследия ФИО1 и ФИО2 осуществили самовольное строительство на принадлежащем им на праве общей долевой собственности земельном участке, расположенном в границах зоны регулирования и застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Кирилловский особняк «Дом масонов» и в границах исторического поселения регионального значения <адрес> Самарской области, что является недопустимым.

В связи с этим, уточненное исковое требование Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань к ФИО1 и ФИО2 является законным и обоснованным.

В ходе судебного заседания представителем ответчика ФИО9 заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы о наличии либо отсутствии нарушений противопожарных норм и правил при возведении объекта незавершенного строительства, которое судом было отклонено, поскольку экспертным заключением от <дата> установлены нарушения противовпожарных норм.

Мер к легализации самовольной постройки ФИО1 и ФИО2 до обращения в суд со встречным иском не предпринимали, проектная документация на возведенное строение в суд не представлена, в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области о согласовании, они не обращались.

Таким образом, правовых оснований для признания за ответчиками права общей долевой собственности (по ? доли за каждым) на самовольно возведенный объект незавершенного строительства не имеется.

На основании изложенного суд считает, что на ФИО1 и ФИО2 должна быть возложена обязанность по разработке и согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на объект капитального строительства, в части соответствия содержания архитектурным решениям объектов капитального строительства с учетом: уменьшения параметров самовольной постройки для обеспечения устройства внутридворового проезда 3,5 метра со стороны смежного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, * * * уменьшения параметров на 3 метра от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>; уменьшения процента застройки территории земельного участка * * * область, г. Сызрань, <адрес>, до 60%; обеспечения соблюдения требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения г. Сызрань Самарской области в части архитектурно-стилевого решения, композиционно-силуэтных характеристик, строительных и отделочных материалов, цветового решения, заполнения оконных проемов, благоустройства, озеленения и размещения вывесок на фасаде; соблюдения требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установленной для объекта «Кирилловский особняк, «Дом масонов», расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, в части использования методов компенсационного строительства, и привести вышеуказанную самовольную постройку - объект незавершенного строительства, в соответствие с разработанным и согласованным с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектом.

Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении иска Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань, и отказе ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении иска в полном объеме.

Рассматривая требование истца в части установления срока исполнения обязательств по приведению самовольной постройки в соответствие с градостроительными, строительными, пожарными, санитарными нормами и правилами, суд пролагает, что в указанный истцом срок выполнить данные действия не представляется возможным.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, объема времени, в то же время неисполнение решения суда создает угрозу безопасности жизни и здоровью третьих лиц, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектную документацию на объект капитального строительства; а в течение шести месяцев - привести вышеуказанную самовольную постройку в соответствие с разработанным и согласованным с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектом. Кроме того ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в силу закона, при обращении в суд, был освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственную пошлину по делу следует взыскать с ФИО1 и ФИО2 в бюджет муниципального городского округа Сызрань в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект незавершенного строительства, возведенный на земельном участке с * * * <адрес>, вид разрешенного использования - индивидуальное строительство жилого дома.

Обязать ФИО1 * * * Алексея Владимировича * * * разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектную документацию на объект капитального строительства, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, в части соответствия содержания архитектурным решениям объектов капитального строительства с учетом: уменьшения параметров самовольной постройки для обеспечения устройства внутридворового проезда 3,5 метра со стороны смежного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, д.З; уменьшения параметров на 3 метра от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>; уменьшения процента застройки территории земельного участка * * * по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, до 60%; обеспечения соблюдения требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения г. Сызрань Самарской области в части архитектурно-стилевого решения, композиционно-силуэтных характеристик, строительных и отделочных материалов, цветового решения, заполнения оконных проемов, благоустройства, озеленения и размещения вывесок на фасаде; соблюдения требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установленной для объекта «Кирилловский особняк, «Дом масонов», расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, в части использования методов компенсационного строительства, в течение трех месяцев со дня вступления: решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1 * * * ФИО12 привести самовольную постройку - объект незавершенного строительства, возведенную на земельном участке с КН * * *, г. Сызрань, <адрес>, вид разрешенного использования - индивидуальное строительство жилого дома, в соответствие с разработанным и согласованным с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектом, в течение шести месяцев с даты согласования проектной документации с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Встречные исковые требования ФИО1 * * * ФИО2 * * * оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 * * * ФИО2 * * * в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей в равных долях по 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                            С.В. Мосина

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья                            С.В. Мосина

2-165/2024 (2-4135/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань
Ответчики
Егоров Алексей Владимирович
Холиков Джамолиддин Гафурович
Администрация г.о. Сызрань Самарской обл.
Другие
Государственная инспекция строительного надзора по Самарской области
Беликов Владимир Федорович
Малыхин Александр Николаевич
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Амиров Руслан Яруллаевич
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Мосина С.В.
Дело на странице суда
syzransky.sam.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2023Подготовка дела (собеседование)
12.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.12.2023Предварительное судебное заседание
04.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.12.2023Предварительное судебное заседание
28.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2024Предварительное судебное заседание
25.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2024Предварительное судебное заседание
06.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.02.2024Предварительное судебное заседание
03.05.2024Производство по делу возобновлено
03.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.05.2024Предварительное судебное заседание
03.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.05.2024Предварительное судебное заседание
28.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2024Предварительное судебное заседание
25.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.07.2024Предварительное судебное заседание
30.08.2024Судебное заседание
06.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее