Решение по делу № 2а-201/2021 от 26.10.2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-201/2021

23.12. 2021г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Денисовой Ю.Ю.,

при участии представителей Реготун Григория Николаевича Медведева В.Н., Синельникова Д.В., представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Гинали О.А., представителя Администрации г. Симферополя Республики Крым Лапишко И.И., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Реготун Григория Николаевича к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Симферополя Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя Республики Крым о признании нормативных правовых актов не действующими в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, пояснения специалиста, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Симферопольским городским советом Республики Крым на 42 сессии I созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733 « Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым», согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым ( далее Временные ПЗЗ).

Симферопольским городским советом Республики Крым на 50-й сессии I созыва 25 августа 2016 года принято решение №888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», пунктом 1 которого утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь (далее Генеральный план)

Симферопольским городским советом Республики Крым на 45 сессии II созыва 30 апреля 2021 года принято решение № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», которым утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым (далее ПЗЗ).

Реготун Григорий Николаевич (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части земельного участка с кадастровым номером 90:22:010109:286 по установлению функциональной зоны З-1 с 25 августа 2016 года; Приложение № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части расположения земельного участка с кадастровым номером 90:22:010109:286 в территориальной зоне «Зона зеленых насаждений (З-1)» с 28 апреля 2016 года; Приложение № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», в части расположения земельного участка с кадастровым номером 90:22:010109:286 в территориальной зоне «Зона зеленых насаждений (3-1)» с 30 апреля 2021года.

Определением от 26 октября 2021 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

Определениями от 10 ноября 2021 года и 24 ноября 2021 года привлечены к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц Администрация г. Симферополя Республики Крым (далее Администрация), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя Республики Крым (далее Департамент).

Представители Симферопольского городского совета Республики Крым ( далее Совет), Администрации предоставили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указали на отсутствие оснований для его удовлетворения.

В судебном заседании, которое состоялось 17 декабря 2021 года, руководствуясь статьями 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), представитель истца заявил ходатайство об изменении предмета административного искового заявления, просил признать не действующими Приложение №4 Решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым номером 90:22:010109:286 функциональной зоны З-1 с 25августа 2016 года, Приложение № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части расположения земельного участка с кадастровым номером 90:22:010109:286 в территориальной зоне «Зона зеленых насаждений (З-1)» с 28 апреля 2016 года; Приложение № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», в установления земельному участку с кадастровым номером 90:22:010109:286 территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)» с 30 апреля 2021года.

В судебном заседании 23 декабря 2021 года представители истца предоставили дополнительные письменные пояснения, просили удовлетворить заявленные требования (с учетом ходатайства), признать не действующими Приложение №4 Решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым номером функциональных зон «Зона озеленения территорий общего пользования» и «Зона транспортной инфраструктуры» с 25 августа 2016 года, Приложение № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года №733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части расположения земельного участка с кадастровым номером в территориальной зоне «Зона зеленых насаждений (З-1)» с 28 апреля 2016 года; Приложение № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года №361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в установлении земельному участку с кадастровым номером территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)» с 30 апреля 2021года.

Представители Совета и Администрации 23 декабря 2021 года предоставили дополнительные возражения на административное исковое заявление ( с учетом ходатайств), в которых указали на отсутствие оснований для его удовлетворения.

Департамент явку своего представителя в судебные заседания не обеспечил, о днях и времени их проведения был извещен надлежащим образом, ходатайств о невозможности рассмотрения дела без участия его представителя или об отложении судебного заседания не предоставил.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, прокурора, принимая во внимание извещение всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

В судебном заседании 23 декабря 2021 года в качестве специалиста по ходатайству представителя Администрации был допрошен ФИО8, занимающий должность заместителя начальника департамента – начальника управления градостроительной деятельности и территориального планирования МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя, который пояснил, что земли, на которых находится земельный участок с кадастровым номером , согласия на составления проекта отвода которого была дана истцу в 2013 году, в соответствии с функциональным и территориальным зонированием г. Симферополя никогда не относились к зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Специалист также пояснил, что Земельный участок согласно Решению № 733 относился к двум территориальным зонам, поскольку в силу своего фактического расположения большая его часть находилась в пределах территориальной зоны «Зона зеленых насаждений (З-1)», а незначительная часть – в зоне дорог общего пользования в связи с тем, что накладывалась на существующую улично-дорожную сеть, в настоящее время земли, в пределах которых предположительно расположен Земельный участок, находятся в функциональных зонах «Зона озеленения территорий общего пользования» и «Зона транспортной инфраструктуры», в территориальной зоне «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)», что не противоречит ни Градостроительному кодексу Российской Федерации, ни Земельному Кодексу Российской Федерации.

Прокурор в судебном заседании 23 декабря 2021 года предоставил заключение, указав на то, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Совета, Администрации, выслушав пояснения их представителей, специалиста, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Как указано выше Советом на 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733« Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» ( далее Решение №733), согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.

Советом 25 октября 2018 года было принято Решение №1762, которым были внесены изменения Решение № 733.

Решение № 1762 было опубликовано в газете «Южная столица Крым» №29(1346) от 27 июля 2018 года, размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета ( htth://simgov.ru), опубликовано в журнале «Библиополис» №31(72) от 25 октября 2018 года.

Решением 50 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым № 888 от 25 августа 2016 года (далее Решение №888) утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 1), согласно пункту 3 этого решения положения Генерального плана вступают в силу с 01 января 2017 года.

Решение №888 опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» № 11 (32) от 26 августа 2016 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Симферополь (http://simgov.m/static/writable/documents/2016/11/16/888)

Советом на 45 сессии II созыва 30 апреля 2021 года принято решение № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение № 361), которым утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым ( пункт1).

Решение № 361 было опубликовано 13 мая 2021года в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск №20 (155) от 13 мая 2021 года).

Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что решением Симферопольского городского совета от 25 июля 2013 года №765 (далее Решение №765) ему предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 800кв.м в г.Симферополе по адресу : в районе <адрес> (поз. ГП-2) для строительства и обслуживания жилого дома для предоставления в частную собственность (далее Земельный участок), который в дальнейшем был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый . Истец в порядке завершения процедуры оформления права собственности на Земельный участок обратился с соответствующим заявлением в Администрацию, которой по результатам рассмотрения этого заявления 16 марта 2021 года принято постановление № 1282, которым отказано в предоставлении Земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений ( З-1), не предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт затрагивания интересов истца принятием Советом Решений № 733,№888,№361.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

Частями 1 и 4 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 ст. 16, частью 1 ст. 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 ст. 8 и частью 1 ст. 32 ГрК РФ, части 1 ст. 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Совета №61 от 13 ноября 2014 года (далее Устав), утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (ч. 11 ст. 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 ст. 24 ГрК РФ).

Согласно части 5 ст. 28 Закона №131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Ст. 5 ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).

Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Процедуры проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 ст.5.1 ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с частью 24 ст.5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно пункту 8 части 1 ст. 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Симферополь - городской округ Симферополь.

Ст. 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Частью 8 ст.58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 ст.58 Устава).

Согласно части 3 ст. 21 Устава проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решениями Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений ( часть 4 ст. 21 Устава).

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 года № 84 «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (в редакции на момент принятия Решения №733).

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учётом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (часть 5 ст. 13 решения от 28 ноября 2014 года № 84).

Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 6 ст. 13 решения от 28 ноября 2014 года № 84).

Верховным Судом Республики Крым установлено, что 22 октября 2015 года главой Администрации принято постановление № 1147 «О подготовке проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (городской округ Симферополь)», которым определен порядок осуществления подготовки проекта Временных правил землепользования и застройки с установлением градостроительного зонирования применительно к части территории городского округа Симферополь (пункт 1).

Администрацией 16 марта 2015 года принято постановление № 113 «Об утверждении состава Комиссии и положения о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Постановление), которое опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» https://docs.cntd.ru/document/446299074.

Согласно пунктам 1.2-1.5 Постановления Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом и осуществляет свою работу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, временными Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее Правила), настоящим Положением.

Согласно Протоколу № 6 заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 3 ноября 2015 г. принято решение о направлении материалов проекта временных Правил землепользования и застройки в Управление архитектуры и градостроительства Администрации для проведения проверки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (т. 1 л.д. 101-102).

Управление архитектуры и градостроительства Администрации письмом от 9 ноября 2015 года № 99/08-14 сообщило, что предоставленный проект временных Правил землепользования и застройки не противоречит техническим регламентам, генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, схеме территориального планирования Республики Крым, проект правил землепользования и застройки направлен для принятия решения о проведении публичных слушаний.

Администрация 11 ноября 2015 года за № 24/01-69/4791 направила председателю Совета материалы для организации проведения публичных слушаний по проекту временных правил землепользования и застройки к части территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Постановлением председателя Совета от 20 ноября 2015 года № 27 (далее Постановление № 27) назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных ПЗЗ к части территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 11 декабря 2015 года в 11 часов 00 минут в Большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (г. Симферополь, ул. Толстого, 15, 2-й этаж) (пункт 1). Это постановление опубликовано в газете «Южная столица Крым» (спецвыпуск № 3 от 8 декабря 2015 г.), обнародовано на официальном интернет-сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/11/28/84) вместе с проектом Правил землепользования и застройки в первоначальной редакции.

Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 11 декабря 2015 г. публичные слушания признаны состоявшимися.

Распоряжением главы Администрации от 29 марта 2016 года № 104-с на рассмотрение Совета был внесён проект решения «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым».

28 апреля 2016 года состоялась очередная 42 сессии Совета 1 созыва, на которой из 38 депутатов присутствовал 31 депутат, в повестке дня которой стоял вопрос об утверждении временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, за принятие которого проголосовал 31 депутат.

Советом первого созыва на очередной 42 сессии 28 апреля 2016 года принято решение № 733, пунктом 1 которого утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Согласно пункту 3 Решение № 733 вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указанное решение было опубликовано 6 мая 2016 г. в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск № 6 (27) от 6 мая 2016 г.).

При изучении материалов дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что распоряжением главы Администрации №145-р от 15 августа 2015 года создана рабочая группа по подготовке проекта постановления, технического задания на разработку Генерального плана, его утверждения и реализации, утвержден регламент и состав это рабочей группы.

Постановлением председателя Совета №1 от 13 января 2016 года назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 15 февраля 2016 года. Также, создана рабочая группа по подготовке и проведению вышеуказанных публичных слушаний, определен порядок их проведения, на Администрацию возложена обязанность по обеспечению организационно-технического, информационного и иного обеспечения проведения публичных слушаний, назначенных согласно данному постановлению.

Материалы проекта Генерального плана были размещены на официальных сайтах Совета (http://simgov.ru) и Администрации (http://simadm.ru), также положения Генерального плана опубликованы в спецвыпуске журнала «БИБЛИОПОЛИС» от 30 декабря 2015 года №21 (21).

Постановлением главы Администрации №483 от 21 марта 2016 года, в связи с многочисленными предложениями и обращениями физических и юридических лиц по проекту Генерального плана, а также в ходе подготовительных мероприятий, связанных с реализацией работ по разработке Генерального плана, в целях выявления мнения и интересов населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по проекту Генерального плана, определены места и время проведения общественных обсуждений по обсуждению вопросов, возникающих в ходе публичных слушаний его проекта, состоявшихся 15 февраля 2016 года.

Во исполнение постановления председателя Совета №1 от 13 января 2016 года, проведены 15 февраля 2016 года, 12 и 14 апреля 2016 года публичные слушания по проекту Генерального плана, составлены протоколы их проведения.

После проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана подготовлено заключение по результатам публичных слушаний по обсуждению его проекта, которое вместе с необходимыми документами, направлено в адрес главы Администрации и обнародовано.

Главой Администрации 13 июля 2016 года распоряжением №281-с проект решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образование городской округ Симферополь Республики Крым» внесён на рассмотрение Совета.

На заседания 50 сессии I созыва Совета, состоявшейся 25 августа 2016 года, принято Решение №888 об утверждении Генерального плана, которое опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» №11 (32) от 26 августа 2016 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Симферополь (http://simgov.ru/static/writable/documents/2016/11/16/888_Генеральный_план.pdf).

Верховным судом Республики Крым также установлено, что 25 октября 2018 года Советом принято решение № 1764 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение № 1764), которое является специальным нормативным правовым актом по вопросам организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым.

Пунктом 5.1 раздела 5 Решения № 1764 установлено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки назначаются председателем Симферопольского городского совета, путем принятия соответствующего постановления.

Предложения о проведении общественных обсуждений, публичных слушаний направляются председателю Симферопольского городского совета главой администрации города Симферополя (пункт 5.2 раздела 5 Решения № 1764).

По окончании срока проведения общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 10.1 раздела 10 Решения № 1764).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 10.5 раздела 10 Решения № 1764).

Материалы дела свидетельствуют о том, что ПЗЗ, утвержденные Решением №361, были разработаны в соответствии с описанной выше процедурой и с учетом особенностей, предусмотренных Решением № 1764.

В соответствии со ст.ст.31, 33 ГрК РФ Администрацией 18 февраля 2021 года принято постановление № 879 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», которым определен порядок подготовки ПЗЗ.

В Совет 03 марта 2021 года поступил протест прокурора г. Симферополя №017-2021/Прдрп-17-21-120350023 на решение №733. Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя представлен проект правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, который проверен на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану, утвержденному Решением № 888, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования Республики Крым и схемам территориального планирования Российской Федерации.

Постановлением председателя Совета №11 от 04 марта 2021 года назначены общественные обсуждения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению муниципального правового акта «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в период с 05 марта 2021 года по 05 апреля 2021 года. Это постановление опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС», спецвыпуск от 05 марта 2021года № 7 (142) обнародовано на официальном интернет- сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/ll/28/84), где также размещен проект ПЗЗ.

Согласно протоколу проведения общественных обсуждений от 09 апреля 2021года № 4-2021 проведены общественные обсуждения проекта ПЗЗ, в ходе которых были высказаны различные предложения граждан и юридических лиц. В соответствии с заключением от 12 апреля 2021 года общественные обсуждения признаны состоявшимися. Комиссии по подготовке ПЗЗ поручено обеспечить представление протокола о проведении общественных обсуждений и заключения по результатам проведении общественных обсуждений главе Администрации для принятия решения о передаче проекта в Совет на утверждение.

Распоряжением главы Администрации от 29 апреля 2021 года № 55-с на рассмотрение Совета был внесён проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Очередная 45-я сессия Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва состоялась 30 апреля 2021 г., на которой из 38 депутатов присутствовало 32 депутата. В повестке дня указанной сессии под № 1 стоял вопрос о рассмотрении протеста прокурора города Симферополя Вдовкина В.Г. от 03 марта 2021 года № 017-2021/Прдп - 17-21-120350023 и о признании утратившим силу Решения № 733, а под № 2 в данной повестке сессии стоял вопрос об утверждении ПЗЗ.

Советом на очередной 45-й сессии II созыва 30 апреля 2021 г. принято решение № 360 «О рассмотрении протеста прокурора города Симферополя Вдовкина В.Г. от 03.03.2021 № 017-2021/Прдп - 17-21-120350023 и о признании утратившим силу решения № 733 «Об утверждении Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (пункт 1). В соответствии с пунктом 2 указанного решения, решение 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» признано утратившим силу.

Кроме того Советом на очередной 45-й сессии II созыва 30 апреля 2021 г. принято Решение № 361, которым утверждены ПЗЗ.

Решения № 360 и № 361 были опубликованы 13 мая 2021 года в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск №20 (155) от 13 мая 2021 года).

Изучив оговоренные выше обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что решение №733, №888, №361 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих решений, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Как указано выше, согласно решению Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года №360 «О рассмотрении протеста прокурора города Симферополя Вдовкина В.Г. от 03.03.2021 № 017-2021/Прдп-17-21-120350023 и о признании утратившим силу решения 42-й сессии Симферопольского городского совета I созываот 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым», оспариваемый в части нормативный правовой акт (Решение № 733) утратил силу.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 ст. 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 ст.4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

КАС РФ допускает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ).

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменён, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец в порядке завершения процедуры оформления права собственности на Земельный участок обратился с соответствующим заявлением в Администрацию, которой по результатам рассмотрения этого заявления 16 марта 2021 года принято постановление № 1282 об отказе в предоставлении Земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что испрашиваемый земельный участок согласно временным ПЗЗ, утвержденным Решением № 733, расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений ( З-1), не предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.

Оговоренные выше обстоятельства исключают возможность прекращения производства по делу в части признания недействующим в части Решения №733 и указывают на необходимость разрешения административного дела по существу, поскольку проверка судом законности оспариваемого в части нормативного правового акта, утратившего силу к моменту рассмотрения дела по существу, связана с защитой субъективных прав истца.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 ст. 2 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 ст. 9 ГрК РФ).

Ч.1 ст.4 ГрК РФ устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее градостроительные отношения).

Пунктами 6, 8, 9 ст.1 ГрКРФ определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включают в себя правила землепользования и застройки, являющийся утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документом градостроительного зонирования, которыми устанавливаются в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Документы территориального планирования в силу прямого указания ч. 3 ст. 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

В соответствии со ст.ст 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, границы городского округа, местоположение существующих и строящихся объектов городского округа.

В ч. 2 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 ГрКРФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п.п. 3,9 ст.31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана.

Согласно пункту 2 ч. 1 ст.34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Из совокупного анализа приведенных выше норм ГрК РФ в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий.

Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. При этом правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьями 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 ст. 85 ЗК РФ).

Верховным Судом Республики Крым установлено, что согласно плану зонирования территории города Симферополя Автономной Республики Крым, утвержденного решением 55 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от 21 марта 2013 года № 610 Земельный участок, согласие на составление проекта землеустройства по отводу которого предоставлено истцу в соответствии с Решением №765, находился в границах зоны «С-6. Зона территорий с неопределенным статусом».

В соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия Решения № 765, Зона «С-6. Зона территорий с неопределенным статусом» состояла из неудобных территорий (скалы, крутосклоны, овраги и пр.); прочих территорий, занятых неиспользуемыми объектами и объектами незавершенного строительства («самозахваты»); свободных от застройки территорий; ограниченно пригодных территорий (примыкающих к санитарно-­защитным зонам).

Градостроительные регламенты, условия и ограничения застройки для этих территорий могли быть установлены только после внесения соответствующих изменений в генеральный план либо разработки нового генерального плана.

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно временных ПЗЗ, утвержденных Решением №733, Земельный участок находился в границах территориальной зоны «Зоны зеленых насаждений З-1».

Зоны зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий включают в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, инженерной сети, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства (при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения), установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, объектов благоустройства, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах таких территорий, иных зеленых насаждений.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела Советом и Администрацией представлены доказательства того, что согласно картеГенерального плана города Симферополя, утвержденного решением 5-й сессии Симферопольского городского совета народных депутатов от 10 октября 1996 года № 46, Земельный участок, ориентировочно находится в границах зоны с неопределенным статусом, а согласно карте Генерального плана города Симферополя Автономной Республики Крым, утвержденного решением 23 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от 22 сентября 2011 года № 234, этот земельный участок, ориентировочно находится в границах зоны«Спортивных площадок, сооружений».

Материалы дела не содержат доказательств того, что Земельный участок когда-либо относился к жилой зоне.

При таких обстоятельствах не нашли подтверждения доводы истца о том, что Советом при принятии Решения № 733 не был учтен сложившийся порядок землепользования, что привело к изменению территориального зонирования земель, вследствие чего не подлежат удовлетворению требования о признании не действующим указанного нормативного акта в полном объеме либо в какой-либо части по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Согласно карте функциональных зон Генерального плана, утвержденного Решением № 888, земли, на которых находится Земельный участок, согласия на составления проекта отвода которого была дана истцу в 2013 году, находится в границах функциональных зон «Озелененных территорий общего пользования» и «Зона транспортной инфраструктуры».

Согласно информации, предоставленной Советом и Администрацией, достоверность которой не оспаривается истцом, функциональная зона «Зона озелененных территорий общего пользования», входящая в состав зон рекреационного назначения, предназначена для организации городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения, не предназначена для размещения объектов капитального строительства и не предусматривающих другие виды хозяйственной деятельности кроме отдыха населения, а функциональная зона «Зона рекреационного назначения» представляет собой озелененные территории общего пользования в пределах городского округа, предназначенные для организации отдыха населения, туризма, физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности граждан в зеленом окружении и создания благоприятной среды в застройке города с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством. Площадь озеленения в рекреационной зоне должна быть не менее 40 %. К зоне озелененных территорий общего пользования относятся площади, парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи, спортивные площадки общего пользования. Функциональная зона «Зона транспортной инфраструктуры» предназначена для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций внешнего и общественного транспорта, также включает территории, подлежащие благоустройству с учетом технических и эксплуатационных характеристик таких сооружений и коммуникаций, в том числе для создания санитарно-защитных зон.

В состав зоны транспортной инфраструктуры включены «Зона объектов транспортной инфраструктуры», предназначенная для размещения крупных объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, гаражные кооперативы и т.д.). Режим использования территории определяется в соответствии с назначением объекта согласно требованиям специальных нормативов и правил, «Зона улично-дорожной сети»,предназначенная для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок), «Зона внешнего транспорта»,предназначенная для размещения линейных объектов и обслуживающей инфраструктуры внешнего воздушного, железнодорожного, трубопроводного, автомобильного транспорта, инфраструктуры общественного транспорта.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года №109-О и от 26 мая 2016 года №1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным иском, настаивает на том, что он имеет право на Земельный участок, разрешение на составление проекта отвода которого ему предоставлено Решением №765.

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21марта 2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Закон Республики Крым № 38- ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Ст. 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В части 1 ст. 13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно части 2 ст. 13 Закона №38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность, в том числе, гражданам Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( части 5 ст.13 Закона №38-ЗРК).

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец, действуя согласно указанным выше положениям Закона №38-ЗРК, направил в компетентный орган муниципального образования городское поселение Симферополь - Администрацию - заявление о завершении оформления права на Земельный участок, разрешение на составление проекта отвода которого ему предоставлено Решением №765, по результатам рассмотрения которого 16 октября 2021 года Постановлением № 1282 ему отказано в предоставлении Земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений ( З-1), не предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.

Изучив указанные обстоятельства, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым установил, что истец правообладателем (собственником и обладателем иных прав) Земельного участка, не является.

В силу изложенного, а также принимая во внимание то, что в силу указанных выше положений ГрК РФ генеральный план муниципального образования по своей сути является документом, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития, и, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем, не подлежат удовлетворению требования о признании не действующим в части Решения №888.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что согласно ПЗЗ, утвержденных Решением №361 земли, на которых предположительно находится Земельный участок, расположены в границах территориальной зоны «Зоны зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)», что не противоречит функциональному зонированию, определенному в Генеральном плане, утвержденном Решением №888.

Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов включают в себя земли и земельные участки, непосредственно примыкающие к проезжей части проспектов, площадей, улиц, переулков и бульваров в границах населенных пунктов, которые (зоны) предназначены для обеспечения защиты дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно­климатических факторов, защиты прилегающих к дороге жилых и общественно­деловых зон от транспортных загрязнений, создания элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления, формирования пешеходных связей, с целью создания и поддержания благоприятных и комфортных условий для пользователей дорог, пешеходов и жителей, прилегающих к дороге территорий, с возможностью размещения на них объектов сервиса. В границах зоны не допускается создание новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих, за исключением объектов капитального строительства, в том числе и линейных объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и объектов, являющихся частями этих линейных объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетной системы бюджетов Российской Федерации. В границах зоны не допускается создание новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих, за исключением объектов капитального строительства, в том числе и линейных объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и объектов, являющихся частями этих линейных объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетной системы бюджетов Российской Федерации.

Градостроительный регламент территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)»предусматривает нахождение в этой зоне улично-дорожной сети и автомобильного транспорта.

Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 ст. 9, частей 9 и 10 ст. 31, пункта 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьёй 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими её положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П).

Материалами дела подтверждено, что оспариваемое в части Решение №361 принятое, как указано выше, Советом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования, в отношении истца не применялось, им не предоставлены доказательства нарушения этим нормативным правовым актом его прав и законных интересов, в связи с чем Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании его не действующим по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Руководствуясь статьями 175-180, 214, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Реготун Григория Николаевича к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Симферополя Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя Республики Крым о признании нормативных правовых актов не действующими в части.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-201/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Реготун Григорий Николаевич
Ответчики
Симферопольский городской совет РК
Другие
Медведев Владислав Николаевич
Администрация города Симферополя Республики Крым
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Яковлев Сергей Валериевич
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
26.10.2021Регистрация административного искового заявления
26.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее