Дело №2а-4635/27-2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,
при секретаре Вагиной Т.Г.,
с участием:
представителя административных истцов ООО «Курская управляющая домовая компания» и Дворцовой В.В. – Абанокова С.К., действующего на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее образование,
представителя административного ответчика ГЖИ Курской области Деминой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению административных истцов ООО «Курская управляющая домовая компания» и ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки и о возложении обязанности отменить распоряжение о проведении проверки,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Курская управляющая домовая компания» и ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконным распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «Курская управляющая домовая компания», мотивируя тем, что оспариваемым распоряжением поручено старшему госинспектору отдела инспекторских проверок ГЖИ Курской области ФИО7 провести внеплановую выездную проверку юридического лица ООО «Курская управляющая домовая компания» с целью проверки обращения жителей дома, находящегося в управлении у Общества; предметом проверки являлось соблюдение лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирным домом; срок проведения проверки – 10 рабочих дней; указанное распоряжение было издано неуполномоченным лицом, заниматься проверкой уполномочили также неуполномоченное лицо; доказательств того, что указанные в распоряжении лица имели право на издание данного приказа, а также на проведение проверки, не имеется; внеплановую выездную проверку можно проводить по обращению граждан только при наличии информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований; в Положении о лицензировании, иными нормативными актами федерального законодательства не установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, поэтому надзорный орган вообще не имеет права проводить внеплановую выездную проверку лицензиатов на предмет соблюдения лицензионных требований без наличия грубых нарушений, перечень которых не утвержден; следовательно, ГЖИ Курской области не имела права назначать внеплановую выездную проверку; исходя из системного толкования норм действующего законодательства, не может являться основанием для внепланового выездного административного контроля любые заявления граждан или жителей многоквартирных домов; для проведения внеплановых проверок являются основанием только такие заявления, которые содержат информацию о весьма существенных, чрезвычайных фактах; многоквартирный дом, в отношении которого назначена проверка, находится в лицензии Общества; в отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля, не допускается; проверку назначал заместитель начальника ГЖИ Курской области, однако проверку должен был назначать уполномоченный сотрудник за осуществлением лицензионного контроля, а не жилищного законодательного надзора; в результате инициирования незаконной проверки Общество и его руководитель ФИО1 привлечены к административной ответственности.
Представитель административного истца ООО «Курская управляющая домовая компания», извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, о чем свидетельствует вернувшееся в адрес суда почтовое уведомление о вручении, не явился, об уважительных причинах неявки, суду не сообщил, ходатайств об отложении в адрес суда не представил.
Административный истец Дворцова В.В. в судебное заседание не явилась, через своего представителя представила заявление, в котором просила рассмотреть дело №2а-4635/27-2017 в ее отсутствие.
Суд с учетом мнения представителя административных истцов, административного ответчика, полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административных истцов Абаноков С.К., действующий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что одно лишь заявление гражданина не может служить основанием для проверки; основанием для проведения внеплановой выездной проверки является мотивированное представление должностного лица, а не какое-либо заявление жителя или группы лиц, так как законом не предусмотрено в рамках лицензионного контроля назначение выездных внеплановых проверок по заявлениям граждан.
Представитель административного ответчика Демина Е.В. в судебном заседании административный иск не признала, указала, что поддерживает правовую позицию, изложенную в представленном в суд отзыве, полный текс которого, приобщен к материалам дела. Так же пояснила, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным должностным лицом- заместителем начальника инспекции – начальника отдела пол надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ ФИО6, назначенной на должность Губернатором Курской области.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что в Государственную жилищную инспекцию Курской области (далее ГЖИ Курской области) ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №.504-36/1892, ДД.ММ.ГГГГ №.504-36/1893, ДД.ММ.ГГГГ №.504-36/1963, ДД.ММ.ГГГГ №.504-36/1964, поступили обращения жителей дома, проживающих по адресу <адрес>, по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Курская управляющая домовая компания» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, срок действия лицензии - бессрочно.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Согласно выписке из реестра лицензий многоквартирный <адрес> включен в реестр лицензий Курской области в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «Курская управляющая домовая компания» с ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что дом находится в реестре лицензий ООО «Курская управляющая домовая компания», то Общество обязано обеспечивать выполнение работ по организации надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Федеральным законом от 21.07.2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов РФ» изменено содержание ч.7 ст.20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015 года, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль..
Согласно ст. 19 федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки.
Учитывая наличие лицензии у ООО «Курская управляющая домовая компания» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении него может осуществляться только лицензионный контроль.
Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.
Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, из анализа норм закона и установленных по делу обстоятельств, следует, что при проведении вышеуказанной проверки в отношении ООО «Курская управляющая домовая компания» госжилинспекцией согласование с органом прокуратуры и наличие грубого нарушения не требуется.
Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе лицензионного контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ЖК РФ К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В компетенцию инспекции входит рассмотрение любых обращений, содержащих вопросы жилищного законодательства, поступивших от граждан или юридических лиц; проведение проверки является следствием выявления оснований для осуществления лицензионного контроля. Поскольку поступившие в инспекцию обращения граждан дома содержали сведения, влекущие необходимость их проверки и проведения лицензионного контроля, инспекция была обязана принять соответствующие меры административного реагирования.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В судебном заседании также установлено, что распоряжением заместителя начальника инспекции – начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки указанных выше обращений, была назначена внеплановая выездная проверка, сроком проведения 20 рабочих дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом в силу ч. 3 ст. 196 ЖК РФ наличие грубого нарушения для назначения проверки не требовалось.
В компетенцию ГЖИ Курской области входит рассмотрение любых обращений, содержащих вопросы жилищного законодательства, поступивших от граждан, которые являются основанием для осуществления лицензионного контроля.
Согласно п. 3.1.5 Положения о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пг, одной из функций ГЖИ является осуществление лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность старшего государственного инспектора отдела инспекторских проверок государственной жилищной инспекции Курской области видом профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего является в том числе, лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В связи с изложенным ФИО7 – старший государственный инспектор отдела инспекторских проверок ГЖИ Курской области – на законных основаниях была назначена лицом, уполномоченным на проведение проверки в отношении ООО «Курская управляющая домовая компания».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Курская управляющая домовая компания» вынесено на законных основаниях уполномоченным должностным лицом, проверка была поручена уполномоченному должностному лицу, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права общества.
Само по себе обжалуемое распоряжение не возлагало на ООО «Курская управляющая домовая компания» никаких обязанностей, не устанавливало для него никакой ответственности, права и законные интересы не нарушало.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Совокупность таких условий в данном случае отсутствует.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования ООО «Курская управляющая домовая компания» и Дворцовой В.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления административных истцов ООО «Курская управляющая домовая компания» и Дворцовой Виктории Викторовны к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки и о возложении обязанности отменить распоряжение о проведении проверки, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2017 года.
Судья:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>