№ 12-220/2023 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
02 мая 2023 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области П.П. на постановление главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Б.Т. № от 23 января 2023 года о назначении административного наказания,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Б.Т. № от 23 января 2023 года ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, с назначение наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель – начальник ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области подал в суд жалобу об его отмене и прекращении производства по делу, либо о назначении административного наказания в виде предупреждения.
А., В., К.Е., Д., Л., К.А., И., Ш., извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, об отложении разбирательства не ходатайствовали.
В судебном заседании защитник П.А. доводы жалобы поддержала, прокурор Здрецов С.А. против ее удовлетворения возражал.
Выслушав мнение участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с планом работы Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 26 октября 2022 года проведена выездная проверка соблюдения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области требований уголовно-исполнительного законодательства при привлечении осужденных к труду.
По результатам проверки установлено, что в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области отбывали наказание А., В., К.Е., Д., Л., К.А., И., Ш., которые были привлечены к труду.
Трудовое использование А. прекращено 09 июня 2022 года на основании приказа начальника учреждения от 15 июня 2022 года №, расчет с осужденным произведен 15 июня 2022 года.
В. уволен 01 августа 2022 года на основании приказа начальника учреждения от 29 июля 2022 года №-ос, расчет с осужденным произведен 04 августа 2022 года.
К.Е. уволен 14 июля 2022 года на основании приказа начальника учреждения от 29 июня 2022 года №-ос, расчет с осужденным за работы, выполненные в июле 2022 года, произведен 15 июля 2022 года.
Трудовое использование Д. прекращено 13 июня 2022 года на основании приказа врио начальника учреждения от 09 июня 2022 года №, расчет с осужденным произведен 15 июня 2022 года.
Трудовое использование Л. прекращено 10 октября 2022 года на основании приказа начальника учреждения от 11 октября 2022 года №, расчет с осужденным произведен 11 октября 2022 года.
Осужденным И., К.А., Ш. на основании приказа врио начальника учреждения с 17 октября 2022 года предоставлен отпуск, зачисление денежных средств на их лицевые счета произведено 17 октября 2022 года.
Установив по итогам проверки нарушение требований статей 136,140 Трудового кодекса РФ, Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Изложенное послужило основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 103 УИК РФ определено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Как установлено частью 1 статьи 105 УИК РФ, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно статье 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
В результате проверки, проведенной Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, установлено следующее:
- в нарушение статьи 140 Трудового кодекса РФ выплаты уволенным работникам произведены несвоевременно: А. – 15 июня 2022 года (уволен 09 июня 2022 года); В. – 04 августа 2022 года (уволен 29 июля 2022 года); К.Е. 15 июля 2022 года (уволен 14 июля 2022 года); Д. – 15 июня 2022 года (уволен 13 июня 2022 года); Л. – 11 октября 2022 года (уволен 10 октября 2022 года).
- в нарушение статьи 136 Трудового кодекса РФ работникам И., К.А., Ш. несвоевременно произведена оплата отпуска – 17 октября 2022 года, то есть в день выхода в отпуск.
Факт совершения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, помимо постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 декабря 2022 года, подтверждается рапортом помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях С., приказами о прекращении трудового использования осужденных и о предоставлении им отпуска, карточками учета осужденных, их лицевыми счетами и справками по личным делам осужденных.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ: в нем указано время, место и событие административного правонарушения, сведения о должностном лице, составившем постановление, и лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области всех зависящих от него мер по соблюдению трудового законодательства, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является закрепленная в статье 37 Конституции РФ гарантия трудовых прав и свобод граждан, благоприятные и безопасные условия труда, права и интересы работников.
С учетом формального характера совершенного правонарушения, его существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей.
В то же время обжалуемое постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Санкция части 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обжалуемым постановлением ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При назначении наказания должностное лицо исходило из отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
В то же время, в судебном заседании было установлено, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области в лице законного представителя признает свою вину и раскаивается. Окончательный расчет с работником произведен до возбуждения дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства судья признает в качестве смягчающих ответственность ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области.
При наличии смягчающих ответственность обстоятельств, не учтенных должностным лицом при назначении наказания, а также с учетом того, что выявленное нарушение не было предметом обращения работников в Государственную инспекцию труда, задержка выплаты окончательного расчета составила в отношении каждого работника составила от 1 до 3 дней (в одном случае – 6 дней), судья приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
Доказательства того, что допущенное правонарушение повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствуют.
Так, работники в отношении которых было допущено нарушение, являлись осужденными к лишению свободы, отбывали наказание в исправительном учреждении, то есть были обеспечены всем необходимым для поддержания достойного уровня жизни. Кроме того, на лицевом счете каждого из них находились денежные средства, которыми они могли воспользоваться по своему усмотрению.
Возможность назначения наказания в виде предупреждения за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, прямо предусмотрена санкцией части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вновь определенный вид административного наказания адекватен общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области действий, направлен на предупреждение совершения им новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к требованиям законодательства о труде и правам работников.
В остальной части обжалуемое постановление следует оставить без изменения.
Судья, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ
решил:
жалобу законного представителя – начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области П.П. удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Б.Т. № от 23 января 2023 года о назначении административного наказания изменить, исключив из него вывод об отсутствии смягчающих ответственность ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области обстоятельств, признав смягчающими обстоятельствами признание вины, раскаяние, производство расчетов с работниками до возбуждения дела об административном правонарушении, назначив ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области наказание в виде предупреждения.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Беляева