№2-796/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2016 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Федяевой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Прокуратуры Советского района Орловской области Шолоховой А.С.,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №8» Пучкова А.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, акционерного общества «Газпром газораспределение Орел» Чикина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №8» о признании бездействия незаконными и обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЖЭУ № 8» о признании бездействия незаконными и обязании произвести действия.
В обоснование требований указав, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования на территории <...> г. <...> Установлено, что ООО «УК «ЖЭУ№8» осуществляет свою деятельность по адресу: г. <...> <...>-а, основным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда. В управлении ООО «УК «ЖЭУ №8» находятся <данные изъяты> многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. <...>, <...>; г. <...>, <...>; г. <...>, <...>; г. <...>, <...> во всех домах истекли нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования – 30 лет со дня ввода в эксплуатацию.
ООО «УК «ЖЭУ №8» диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования указанных жилых домов с привлечением специализированной организации не проведено, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, поставить под угрозу безопасность не только жителей данных домой, но и других граждан.
Просит суд признать бездействие ООО «УК «ЖЭУ №8», выразившееся в непринятии мер к проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, отработанного нормативного срока службы – 30 лет, незаконным; обязать ООО «УК «ЖЭУ №8» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с привлечением специализированной организации провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработанного нормативного срока службы – 30 лет.
В судебном заседании старший помощник прокурора Прокуратуры Советского района Орловской области Шолохова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №8» Пучков А.А. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, акционерного общества «Газпром газораспределение Орел» Чикин А.М. не возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.22 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №290, к минимальному перечню услуг и работ, необходимых обеспечения надлежащего содержания систем внутридомового газов оборудования в многоквартирном доме относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
В соответствии с п.п. 4,5,8 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. N 410 (далее - Правила), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекта работ (услуг):
-техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или внутриквартирного газового оборудования;
- аварийно-диспетчерское обеспечение;
-техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
- замена оборудования;
Обязательным условием безопасного использования внутридомового внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или внутриквартирного газового оборудования) обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом).
Согласно п. 1 Правил "заказчик" - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).
"Исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 г. N 613, предусмотрено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования, либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Согласно п.3.3. Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 г. N 101, предусматриваются следующие виды диагностики внутренних газопроводов:
первичная - диагностика, проводящаяся по истечении нормативного срока службы системы;
повторная - диагностика, проводящаяся по истечении срока (по
остаточному ресурсу), установленного по результатам первичной или
предыдущей повторной диагностики;
- внеочередная - диагностика, проводящаяся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации системы, проводящаяся по требованию контролирующих, либо по просьбе обслуживающих и эксплуатирующих организаций или владельца.
Первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с п.3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.98 г. N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатации.
Правила безопасности в газовом хозяйстве утратили силу в связи изданием Постановления Госгортехнадзора от 21.07.2000 г. N 42, вместе с тем, Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденное приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000), не отменено и является действующим до принятия специального Технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооружениям в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" (в ред. от 03.12.2012 г. N 23 ФЗ), который регулирует отношения, возникающие, в т.ч. при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, том числе зданиям и сооружениям.
Положение о диагностировании предусматривает необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Основной задачей диагностики является определение потребности в ремонте систем газоснабжения и определения остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ (27.002-89), то есть возможности эксплуатации системы без замены до перехода в неработоспособное состояние.
Основной функцией управляющей организации является техническое обслуживание и ремонт общего имущества (в том числе внутренних газопроводов), а в соответствии с ГОСТ Р 5161 2000. Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта, восстановлению ресурса (его составных частей).
До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" - со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 указанного Закона, до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Статьей 5 указанного Закона, предусмотрено, что особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную <данные изъяты> или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную <данные изъяты>, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области диагностирования внутридомового газового оборудования сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.
Положение о диагностировании, утвержденное Приказом Госстроя России N 101 03.05.2000 г., направлено на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, не отменено и является действующим до принятия специального Технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооруженным в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, что не влечет невозможность его применения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 г. N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании» следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, установленные указанными национальными стандартами подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования на территории <...> г. Орла.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «УК «ЖЭУ №8» осуществляет свою деятельность по адресу: г. <...> <...>-а, основным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда.
В управлении ООО «УК «ЖЭУ №8» находятся <данные изъяты> многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. <...> <...>; г. <...>, <...>; г. <...>, <...>; г. <...> <...> во всех домах истекли нормативные сроки службы внутридомового газового оборудования – 30 лет со дня ввода в эксплуатацию.
ООО «УК «ЖЭУ №8» диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования указанных жилых домов с привлечением специализированной организации не проведено, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, поставить под угрозу безопасность не только жителей данных домой, но и других граждан.
Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста главный инженер ОАО «Газпром Газораспределение Орел» ФИО7 показал, что на основании Приказа Ростехнадзора от 17.12.2013 г. N 613 "Об утверждении "Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома управляющая организация.
В силу п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги, выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, управляющая компания на возмездной основе отвечает за безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
В связи с чем, суд делает вывод об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы ответчика об отсутствии обязанности у управляющей компании по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. N410 (ред. от 04.09.2015 г.) "О мерах по обеспечению безопасности при использований и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в
части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственника помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и
внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленной изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическом и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом, а также собственники домовладения.
Требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию, определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворением исковых требований права ответчика, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №8» о признании бездействия незаконными и обязании произвести действия - удовлетворить.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №8», выразившееся в непринятии мер к проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, отработанного нормативного срока службы – 30 лет, незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №8» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести диагностирование технического состояния внутридомового газового оборудования, отработанного нормативного срока службы – 30 лет, с привлечением специализированной организации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Самойлова Ю.С.