Дело №2-233/2015
Мотивированное решение
изготовлено 21.04.2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2015года г. Данилов Ярославской области
Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,
с участием пом.прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика СПК «Заречье» ФИО6,
представителя ответчика Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области ФИО7 по доверенности,
представителя третьего лица ГКУ ЯО «Даниловское лесничество» ФИО3 по доверенности,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Даниловского района к администрации Даниловского муниципального района, СПК «Заречье», филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Даниловского района ЯО обратился в Даниловский районный суд с иском к администрации Даниловского муниципального района, СПК «Заречье», филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения.
В обосновании своих требований указал, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) колхозов «Заречье», «Колос» и «Крейсер Аврора».
Постановлением главы администрации Даниловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №» за СПК «Заречье» закреплено 1 020 га земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
ДД.ММ.ГГГГ СПК «Заречье» выдано свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей № на 1 020 га прочих угодий, несельскохозяйственных угодий.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1 020 га поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера № Кроме того, установлена категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время у СПК «Заречье» отсутствуют правовые основания для владения указанным земельным участком.
Так, согласно действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 г., леса в СССР являются государственной собственностью.
Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственный органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, а также колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, введенным в действие с 15.04.1993 г., все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Ст.10 Основ лесного законодательства Российской Федерации предусматривалось, что во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В соответствии с п.1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 г. №144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР, колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Земельный участок с кадастровым номером № покрыт лесом, что подтверждается материалами лесоустройства, проведенного в 1990-1991 г.г. всесоюзным объединением «ЛесПроект» Узбекское лесоустроительное предприятие.
В частности, согласно плану лесных насаждений, проекта организации и ведения лесного хозяйства, – на указанном земельном участке имеется 1 020 га эксплуатационных лесов.
Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 04.02.1997 г., определялось, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Лесной фонд находится в федеральной собственности (ст.19 Лесного кодекса РФ). Аналогичные положения закреплены в ст.8 Лесного кодекса РФ, действующего с 01.01.2007 г.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № в силу закона относился и относится в настоящее время к землям лесного фонда. В соответствии со ст.268 ГК РФ, ст.9 Лесного кодекса РФ, ст.20 Земельного кодекса РФ, названный земельный участок не может находиться на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК «Заречье».
Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органами государственной власти Ярославской области решение об изменении категории указанного земельного участка не принималось. Следовательно, кадастровая запись о присвоении данному земельному участку категории – земли сельскохозяйственного назначения, – содержащаяся в государственном земельном кадастре в настоящее время, является незаконной.
Согласно положениям ст.25 Лесного кодекса РФ предусмотрено 16 видов лесопользования, при этом ни один из них, не предусматривает ограничение доступа неопределенного круга лиц в леса.
В силу ст.11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Лица, использующие леса в установленном законом порядке, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки.
В то же время, незаконно сохраняющееся право постоянного (бессрочного) пользовании на данный земельный участок, относящийся в силу закона к землям лесного фонда, будучи при этом вещным правом, создает конкуренцию праву собственности Российской Федерации на него, также являющегося вещным правом, и позволяет отступать от законодательного запрета на ограничение свободного доступа в леса неопределенного круга лиц, а также препятствует предоставлению лесов в пользование на правах установленных Лесным кодексом РФ.
Основы лесного законодательства, Лесной кодекс РФ 1997 г. не предусматривали нахождение земель лесного фонда на праве постоянного (бессрочного) пользования у кого-либо. Согласно п.4 ст.71 Лесного кодекса РФ, п.1 ст.20 Земельного кодекса РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки лесного фонда предоставляются только органам государственным власти и местного самоуправления, а также созданным ими юридическим лицам.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 г.
В то же время в рассматриваемой ситуации отсутствует экономический спор, так как леса на землях лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности. С учётом того обстоятельства, что право постоянного бессрочного пользования СПК «Заречье» не переоформлено, в настоящее время не может рассматриваться конфликт действующего вещного права (права собственности) и недействующего (не признаваемого законодательством) права постоянного бессрочного пользования кооператива на лесной участок. Следовательно, сельскохозяйственная организация не вправе осуществлять на нем законную хозяйственную деятельность, так как отсутствуют правовые основания владения землями лесного фонда.
В указанной ситуации интересы РФ и неопределенного круга лиц обоснованы интересами сохранения лесов (сохранением средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (ст.1 Лесного кодекса РФ).
Учитывая, что земельным участкам незаконно установлен статус земель сельскохозяйственного назначения и то, что у органов местного самоуправления отсутствует право распоряжения земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в указанной ситуации надлежащим способом защиты нарушенных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на пребывание в лесах и получение лесов в пользование в установленном лесным законодательством порядке, является прекращение незаконно сохраняющегося правоотношения (ст.12 ГК РФ) и истребование имущества из чужого незаконного владения (ст.301 ГК РФ).
На основании изложенного, истец просит признать постановку ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № с присвоением категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, недействительной; внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, произведенный ДД.ММ.ГГГГ г., в части указания категории земель, указав категорию земель – «земли лесного фонда»; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Заречье» на земельный участок с кадастровым номером №; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель лесного фонда с кадастровым номером № площадью 1 020 га.
В судебном заседании помощник прокурора Даниловского района ФИО5 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что исковые требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, с целью сохранения лесов на территории Даниловского муниципального района, для беспрепятственного пользования лесами населения района. Площадь земель покрытых лесом, переданных в постоянное (бессрочное) пользование «Заречье» в 1992 г., в настоящее время с учетом внесенных изменений составляет 1 020 га. Лесоустройство проводилось в 1990-1991 г. На кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ был поставлен земельный участок, переданный СПК «Заречье» в постоянное (бессрочное) пользование площадью 1 020 га. Данный земельный участок должен относится к категории земель – земли лесного фонда и находиться в собственности РФ.
Представитель ответчика СПК «Заречье» ФИО6 исковые требования не признал, пояснил, что данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и может быть СПК «Заречье» получен в собственность. С заявлением о выкупе данного земельного участка в 2014 г. СПК «Заречье» обращались в администрацию Даниловского муниципального района, однако получили отказ, который был обжалован в Арбитражный суд Ярославской области, решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований СПК было отказано, данное решение не обжаловалось.
Представитель ответчика администрации Даниловского муниципального района ФИО7 просил принять решение на усмотрение суда. Также пояснил, что в настоящее время у администрации Даниловского муниципального района нет полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. Действия администрации в период времени, когда земельный участок предоставлялся СПК «Заречье» в постоянное (бессрочное) пользование полагает были выполнены в рамках действовавшего на тот момент законодательства.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГКУ ЯО «Даниловское лесничество» ФИО3 пояснил, что документация по лесоустройству была выполнена на колхоз «Заречье», в данных документах определена площадь земельного участка, который относится к лесному фонду.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме. Согласно письменному отзыву следует, что в силу п.1 ст.7 ЗК РФ, все земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, исчерпывающий перечень которых предусмотрен данной нормой. В данном перечне указана и такая категория земель, как земли лесного фонда. Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Для отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда необходимо установить, что данный земельный участок фактически используется для целей, указанных в ст.101 ЗК РФ. Согласно указанной статье к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления – вырубки, гари, редины, прогалины и другие и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Согласно подпунктам 1, 3 ст.6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством. В силу ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67, 69 и 92 ЛК РФ. В соответствии с положениями ст.ст.67 и 69 ЛК РФ границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документацией. Аналогичные положения содержали и статьи 72, 73 ранее действовавшего Лесного кодекса 1997 года, а также статьи 74 и 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года. Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документацией подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства Даниловского межхозяйственного лесхоза Ярославской области, проведенного Узбекским лесоустроительным предприятием в 1990-1991 г.г. по колхозу «Заречье» общая площадь лесов составляет 1136 га, они отнесены ко 2 группе, то есть для эксплуатации.
Сведений о наличии в составе лесов лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, которые в силу пункта 2 статьи 77 ЗК РФ могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения в проекте не имеется. Поскольку эксплуатационные леса используются в основном для заготовки древесины, то основным целевым назначением использования данного участка является ведение лесного хозяйства, а не сельскохозяйственного производства.
Также между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и СПК «Заречье» 31.12.2008 г. заключен договор аренды № лесного участка, ранее находившегося в безвозмездном пользовании у СПК.
СПК «Заречье» разработало проект освоения лесов, который получил положительное заключение и был утвержден приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ №
СПК «Заречье» использовало спорный земельный участок именно как лесной, о чем говорят представляемые ежегодно декларации на ДД.ММ.ГГГГ
При указанных обстоятельствах спорный земельный участок, исходя из его фактического использования для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, следует относить к землям лесного фонда.
В советский период все леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со ст.4 Закона СССР от 17.06.1977 г. №5906-IX «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: 1) леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; 2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в постоянное (бессрочное) пользование.
Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 № 4613-1) подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда (статья 2).
В соответствии с «Положением о колхозных лесах», утвержденных Постановление Совмина СССР от 04.03.1968 № 144 площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ, также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее - сельские леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 ЛК РФ).
В соответствии со ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу прямого указания закона лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Ранее действующее законодательство, Лесной кодекс РФ 1997 г. не предусматривал нахождение земель лесного фонда на праве постоянного (бессрочного) пользования у кого-либо. Согласно ст.71 ЛК РФ, ст.20 ЗК РФ, предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Вместе с тем, в силу ст.268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользования, департамент не принимал такого решения в отношении спорного земельного участка.
Земли лесного фонда могут быть предоставлены в постоянное бессрочное пользование в случаях, предусмотренных ч.8.1, ч.3 ст.39.1, ч.2 ст.40, ч.4 ст.41 ч.2.1 ст.46 ЛК РФ.
Указанные случаи не относятся к рассматриваемой ситуации. Кроме того, департамент лесного хозяйства Ярославской области, уполномоченный на распоряжение, в том числе предоставление лесных участков в постоянное бессрочное пользование, СПК «Заречье» на таком праве лесного участка не предоставлял. Таким образом, СПК «Заречье» не может владеть участком лесного фонда на праве постоянного (бессрочного) пользования, следовательно, оно должно быть прекращено.
Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органами государственной власти Ярославской области решение об изменении категории указанного земельного участка не принималось. Следовательно, кадастровая запись о присвоении данному земельному участку категории – земли сельскохозяйственного назначения, – содержащаяся в государственном земельном кадастре в настоящее время, является незаконной.
Представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Ярославской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, согласно письменного отзыва считают исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, в связи с тем, что спорный земельный участок является в силу закона земельным участком лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства и относится к федеральной собственности.
Представитель третьего лица Администрации Середского сельского поселения Даниловского муниципального района в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение спора оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, согласно отзыву указывают, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о земельном участке: лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, категория земель – земли лесного фонда, общая площадь 1020 га, адрес- <адрес> ГУ ЯО «Даниловское лесничество», Середского участковое лесничество, квартала №, кадастровый номер № Запись о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) отсутствует.
Выслушав истца – пом. прокурора Даниловского района ФИО5, представителя ответчика СПК «Заречье» ФИО6, представителя ответчика Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области ФИО7, представителя третьего лица ГКУ ЯО «Даниловское лесничество» ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации Даниловского района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект землеустройства (перераспределения земель), в том числе колхоза «Заречье».
Постановлением главы Даниловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главы администрации Даниловского района от ДД.ММ.ГГГГ №», утвержден проект землеустройства (перераспределения земель СПК «Заречье», у которого в постоянном (бессрочном) пользовании числится земельный участок общей площадью 1 020 га.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю, владения, пользования землей №, выданному на основании постановления главы администрации Даниловского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., СПК «Заречье» предоставлен в пользование земельный участок площадью 1 020 га, относящийся к несельскохозяйственным угодьям для хозяйственной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1 020 га поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, и указанием категории земли - земли сельскохозяйственного назначения.
Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Заречье» в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. №137-ФЗ, не переоформлялось. В собственность и в аренду СПК «Заречье» указанный земельный участок не предоставлялся.
СПК «Заречье» управлением муниципальным имуществом администрации Даниловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность. СПК «Заречье» данный отказ обжалован в Арбитражный суд Ярославской области, согласно решению Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований СПК «Заречье» отказано, в мотивировочной части решения указано, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, СПК «Заречье» использовал его как лесной, что подтверждается наличием договора аренды № лесного участка, проектом освоения лесов, лесными декларациями ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст.61 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
В судебном заседании исследовано лесоустроительное дело колхоза «Заречье», выполненное Всесоюзным объединением «ЛесПроект» Узбекское лесоустроительное предприятие в 1990-1991 г.г., планы лесонасаждений (лесоустройство 1990 г.).
В соответствии с п.1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4.03.1968 г. №144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. В п.4 указанного Положения определено, что колхозные леса по своему значению и возможности использования делятся на леса первой группы и леса второй группы. П.23 Положения предусмотрено, что перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускается лишь в исключительных случаях. Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления.
Согласно действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР о 17.06.1977 г., леса в СССР являются исключительно государственной собственностью и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (ст.3). Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст.4).
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, введенным в действие с 15.04.1993 г., все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). Статьей 10 предусматривалось, что во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Лесным кодексом РФ 1997 года определялось, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд и находятся в федеральной собственности (статья 19). Аналогичные положения закреплены в статье 8 Лесного кодекса РФ, действующего с 01.07.2007 года.
Земельный участок с кадастровым номером № покрыт лесом, что подтверждается пояснения сторон, материалами лесоустройства, проведенного в 1990-1991 гг. всесоюзным объединением «ЛесПроект» Узбекское лесоустроительное предприятие, на землях колхоза «Заречье». В частности, согласно плану лесных насаждений, проекту организации и ведения лесного хозяйства (с учетом внесенных изменений) на указанном земельном участке имеются 1 020 га эксплуатационных лесов.
Ст.7 ЛК РФ, предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67, 69 и 92 данного Кодекса. Объектом лесных отношений является участок лесного фонда - как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, то есть к лесному законодательству неприменим термин «земельный участок», поскольку предметом договорных отношений становится именно участок лесного фонда. В силу ч.2 ст.8 данного Кодекса участки леса находятся в федеральной собственности.
Согласно положений ст.1 ЛК РФ, основным принципом лесного законодательства, определено устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала и недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Ст.3 Федерального закона от 4.12.2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", декларировано, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 2 п.5. ст.27 ЗК РФ определено, что участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Лесной кодекс РФ предусматривает обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса), при этом правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.67).
Лесоустройство спорного участка составлено по фактическому пользованию, границы его обозначены путем указания их в планово-картографических картах, в данном случае - лесоустроительном планшете. Лесоустроительный планшет Даниловского межхозяйственного лесничества отражает достоверные сведения о местоположении, границах кварталов, выделов и основных характеристиках участков лесного фонда. Согласно выкопировке с планшета плана лесонасаждений землепользования колхоза «Заречье» <адрес> ЯО земельный участок имеет чётко определённые границы, отделяющие его от земель сельскохозяйственного назначения и иных земель. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 020 га относился и относится к категории земли - земли лесного фонда и в силу прямого указания Закона является собственностью Российской Федерации.
В силу п.5 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Согласно ч. 2 ст.15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органами государственной власти ЯО области закон, устанавливающий полномочия органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую, не принимался.
В рассматриваемом случае перевода земель из одной категории не происходило и не требуется производить, поскольку изначально спорный участок относился к лесному фонду, принадлежал государству, имел эксплуатационное назначение. Таким образом, передавая участки лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Заречье», администрация <адрес> действовала за пределами рамок своих полномочий, что противоречило действующему лесному законодательству, кадастровая запись о присвоении данному земельному участку категории - земли сельскохозяйственного назначения, является необоснованной. Ссылки ответчика на нормативные акты, обуславливающие порядок отнесения земель из одной категории в другую в связи с изменением целевого назначения земель, не состоятельны, так как назначение спорного участка не изменялось и сохранено до настоящего времени - эксплуатационные леса.
Таким образом, суд, проанализировав все представленные доказательства приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, следует признать постановку ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № с присвоением категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, необоснованной, внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № произведенный ДД.ММ.ГГГГ г., в части указания категории земель, указав категорию земель – «земли лесного фонда», прекратить право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Заречье» на земельный участок с кадастровым номером №, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель лесного фонда с кадастровым номером №, площадью 1 020 га.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – «░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1 020 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.