Судья Романова Р.М. дело № 33-730/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 16 мая 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2013 года, которым прокурору Медведевского района Республики Марий Эл отказано в удовлетворении иска, предъявленного в интересах несовершеннолетних Гайнутдинова Д.Р. и Гайнутдинова И.Р.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл в интересах несовершеннолетних Гайнутдинова И.Р. и Гайнутдинова Д.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» о взыскании убытков в виде задолженности по оплате за питание в виде завтрака в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Медведевская гимназия» (далее – МОБУ «Медведевская гимназия») с <дата> по <дата> в размере ... рублей на каждого, всего в сумме ... рублей. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите несовершеннолетних из многодетных семей в МОБУ «Медведевская гимназия» установлено, что Гайнутдинов И.Р. и Гайнутдинов Д.Р. являются детьми из многодетной семьи, в период с <дата> по <дата> они не были обеспечены бесплатным питанием 59 дней каждый. Стоимость однодневного питания обучающихся в МОБУ «Медведевская гимназия» составляет: завтрак – 20 рублей, обед – 25 рублей, однако на одного ребенка из многодетной семьи выделяется только 25 рублей, что составляет стоимость обеда, стоимость завтрака детям не компенсируется, что нарушает их социальные права.
После уточнения исковых требований прокурор Медведевского района Республики Марий Эл просил взыскать с администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» и с Министерства образования и науки Республики Марий Эл в пользу несовершеннолетних Гайнутдинова И.Р. и Гайнутдинова Д.Р. компенсацию за питание в виде завтрака в МОБУ «Медведевская гимназия» с <дата> по <дата> в размере ... рублей на каждого, всего ... рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционное представление представитель Министерства образования и науки Республики Марий Эл Короткова М.П. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционное представление без удовлетворения.
Заслушав прокурора Полозову Т.В., законного представителя несовершеннолетних Гайнутдинова И.Р. и Гайнутдинова Д.Р. – Гайнутдинову С.А., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Малышеву В.В., возражавшую против представления, проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что семья Гайнутдиновых имеет статус многодетной семьи, несовершеннолетние Гайнутдинов И.Р. и Гайнутдинов Д.Р. обучаются в МОБУ «Медведевская гимназия». Денежные средства из бюджета на обеспечение питанием детей из многодетных семей из расчета 25 рублей в день на одного обучающегося поступали на счета МОБУ «Медведевская гимназия» в период с сентября по декабрь 2012 года. Поскольку в МОБУ «Медведевская гимназия» стоимость завтрака составляет 20 рублей, а обеда - 25 рублей, с обучающихся собираются дополнительные денежные средства на питание.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
Согласно ст. 11 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 50-3 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» для детей из многодетных семей предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, бесплатное питание для обучающихся общеобразовательных учреждений.
Статьей 14.2 указанного Закона Республики Марий Эл № 50-3 государственными полномочиями по предоставлению бесплатного питания для учащихся общеобразовательных учреждений из многодетных семей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл.
Порядок предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл из Республиканского бюджета Республики Марий Эл на обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл № 10 от 22 января 2009 года.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 12 января 2005 года № 1 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О мерах государственной социальной поддержки в области образования» установлено, что норма питания для обучающихся, находящихся на режиме продленного дня в государственных общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл, составляет не менее 25 рублей в день на одного обучающегося.
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлены меры социальной поддержки, в том числе, бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений. Вместе с тем на Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министром социальной защиты населения Российской Федерации возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Учитывая положения указанных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение детей из многодетных семей бесплатным питанием на сумму 25 рублей в день на одного обучающегося не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Марий Эл, поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета Республики Марий Эл.
Суд правомерно исходил из того, что в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное регулирование данного вопроса Республикой Марий Эл за счет средств своего бюджета не может нарушать права граждан. Предусмотренные законодательством Республики Марий Эл меры социальной поддержки многодетным семьям являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами.
Поскольку несовершеннолетним Гайнутдинову И.Р. и Гайнутдинову Д.Р. в соответствии с законодательством Республики Марий Эл в МОБУ «Медведевская гимназия» предоставлялось бесплатное питание на сумму 25 рублей в день за счет средств бюджета, правовых оснований для взыскания с ответчиков компенсации за питание в виде завтрака дополнительно еще на сумму 20 рублей в день не имелось, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционного представления повторяют позицию, выраженную прокурором в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционное представление удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционного представления.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков