ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Председательствующий, судья первой инстанции Домникова М.В. УИД91RS0001-01-2023-004194-45
Судья-докладчик апелляционной инстанции Белинчук Т.Г. № 2-1710/2023
№ 33-4273/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Белинчук Т.Г.,
судей Лозового С.В., Чистяковой Т.И.,
при секретаре Мустафаевой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску <данные изъяты> к Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта оставления без попечения, признании незаконным постановления, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2023 года, -
у с т а н о в и л а:
04 августа 2023 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Симферополя Республики Крым, и изменив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд (л.д. 28, 89-98):
- установить факт, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ;
- признать незаконным постановление №3815 от 13 июля 2023 года Администрации г. Симферополя Республики Крым «Об отказе ФИО4 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями»;
- обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения заявления от 25 мая 2023 года №С-3 02/6721, о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Исковые требования мотивированы тем, что 25 мая 2023 года ФИО1 обратилась в МКУ Департамент жилищной политики администрации г.Симферополя с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
13 июля 2023 года ответчик вынес постановление об отказ во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно приложения к данному постановлению, причиной отказа послужило то, что якобы отсутствует уважительная причина, которая бы препятствовала ей до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в установленные законом сроки.
С данным постановлением <данные изъяты> не согласна, полагает, что оно подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права, по следующим основаниям.
13 ноября 2002 года судом Центрального района г. Симферополя, с учетом определения об исправлении описки от 14 июня 2004, было вынесено решение об удовлетворении заявления прокурора Центрального района г. Симферополя, которым ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и других несовершеннолетних детей. С ФИО2 на содержание ФИО4, взысканы алименты до совершеннолетия последней
На момент вынесения решения суда истцу было 17 лет и она не знала о данном решении суда.
В ноябре 2002 года она окончила 9 классов ОШ № и жила у знакомых без определённого места жительства. Ей никто не сообщил о том, что она осталась без родительского попечения по решению суда.
Алименты на своё содержание она не получала.
С 17 лет ФИО1 работала в разных местах в Симферополе.
В 2021 году она получила полное среднее образование в МБО СОШ № <адрес>. Постоянного места жительства она не имеет до настоящего времени, что явствует из отсутствия каких-либо отметок об этом в паспорте.
В собственности либо на ином праве у истицы жилого помещения не имеется и никогда не было.
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО1 – ФИО2, которая не занималась ее воспитанием и развитием.
До достижения истцом 13 лет ее воспитывала бабушка ФИО3, которая умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. После её смерти истица оказалась в обществе алкоголически и наркотически зависимых ее матери и её сожителя ФИО8. С этого времени ФИО1 проживала с ними в <адрес>.
В июне 2023 года сестра истицы - <данные изъяты> (девичья фамилия -ФИО33) ФИО15 сказала ей, что в 2002 году было вынесено вышеуказанное решение суда и дала его копию, то есть она не знала по уважительной причине о том, что была лишена родительского попечения.
Таким образом, поскольку ФИО1 до достижения возраста 18-лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имела право на обеспечение жилым помещением в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.), но данное право на обеспечение жилым помещением не реализовала в силу уважительных причин, то на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, за истцом сохранилось право на обеспечение жилым помещением.
Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от 2.10.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (л.д.64).
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2023 года исковые требования ФИО4 удовлетворены.
Установлен факт, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года
рождения, осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца,
ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признано незаконным Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ
Администрации г. Симферополя Республики Крым «Об отказе ФИО4 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».
На Администрацию г. Симферополя возложена обязанность включить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Симферополя республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, считая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Полагает, что решение постановлено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы полагает, что ФИО1 не подтвердила статус лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и не относится к вышеуказанной категории лиц, так как достигла возраста 23 лет. Кроме того указывает, что истцом не представлено доказательств, что в период с 18 до 23 лет она обращалась в Администрацию города Симферополя по вопросу постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Не представлено доказательств, что она ранее не имела возможности обратиться с таким заявлением, и пропустила срок по уважительным причинам.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции истец ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Судебной коллегии пояснила, что ее мать ФИО24 была лишена родительских прав в 2002 году. На момент вступления в законную силу решения суда от 13.11.2002 года о лишении ее матери родительских прав, ей исполнилось 18 лет. Ушла из дома, когда ей было 16 лет, проживала у своей знакомой. Со своим биологическим отцом общение не поддерживала, про него ей ничего не известно. Отец не был лишен родительских прав, однако отбывал наказание в тюрьме за неуплату алиментов. Квартира, расположенная по <адрес> в <адрес> за ней не закреплялась. Собственником данной квартиры был сожитель матери.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения такие нарушения допустил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что истица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями ДД.ММ.ГГГГ, таким образом на момент обращения в суд с иском истица ФИО25 достигла 38 лет.
Родителями истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО5 и ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 152), копией архивной справки Отдела регистрации актов о рождении <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).
В последующем брак между родителями истца ФИО1 - ФИО5 и ФИО6 был расторгнут. После расторжения брака истец ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте осталась проживать с матерью ФИО6.
Решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со ФИО5 в пользу матери ФИО6 на содержание несовершеннолетней дочери ФИО1 (истец) были взысканы алименты размере ? части всех видов заработка.
Отец истца ФИО1 – ФИО5 был осужден приговором Нижнегорского районного суда Республики Крым 29.11.1995 года по делу № по ст. 114 УК Украины к лишению свободы на срок шесть месяцев. На основании ст. 46-1 УК Украины исполнение наказание отсрочено на один год. На ФИО5 возложена обязанность в срок два месяца погасить задолженность по уплате алиментов, не менять без согласия органа внутренних дел место жительства, уведомлять эти органы об изменении места работы (л.д.85).
Из указанного приговора суда установлено, что ФИО5, будучи обязанным к уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка в пользу ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ допустил задолженность в сумме 15 млн. крб. Согласно исполнительного листа Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подсудимый обязан выплачивать алименты в пользу ФИО6 на содержание дочери ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере ? части всех видов заработка.
Отец истца ФИО1 - ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти Республика Крым, <адрес>, указанное подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.83).
Согласно справке о заключении брака Отдела ЗАГС <адрес> № А-00526 от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО7 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак и после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО32, в последующем брак был расторгнут (л.д. 21).
Мать истца ФИО1 – ФИО32 (ранее ФИО31) ФИО14 решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Так, решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, удовлетворено заявление прокурора <адрес>. ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.( л.д. 42-43).
Этим же решением суда, ФИО8 лишен родительских прав в отношении: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. переданы на попечение сектора охраны детства Симферопольского городского отдела образования.
С ФИО2 1965 г.р. на содержание ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. взысканы алименты в размере ? всех видов заработка ежемесячно до совершеннолетия ФИО10, а с этого времени в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно до совершеннолетия ФИО11, с этого времени в размере ? части всех видов заработка до совершеннолетия ФИО12 в пользу лиц, либо учреждений на попечении которых будут находиться дети, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
С ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на содержание ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. взысканы алименты в размере ? всех видов заработка ежемесячно до совершеннолетия ФИО10, а с этого времени в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно до совершеннолетия ФИО11, с этого времени в размере ? части всех видов заработка до совершеннолетия ФИО12 в пользу лиц, либо учреждений на попечении которых будут находиться дети начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Вопрос о передаче несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на попечение сектора охраны прав детства Симферопольского городского образования данным решением не разрешался.
Из описательной части решения суда следует, что ответчики ФИО26, ФИО8 не обеспечивают нормальные условия для проживания несовершеннолетних детей, их обучения. ФИО1 после окончания 9 класса отказалась дальше продолжать обучение, состоит в гражданском браке.
Вышеприведенное решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия обращает внимание, что на момент вступления решения суда в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) истец ФИО27 достигла совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исправлена описка в решении Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, отчества ответчика ФИО2 вместо «Владимировна» на «ФИО21» ( л.д. 43).
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в государственное интернатное учреждение несовершеннолетней ФИО11», определено: «ФИО13 содержать за счет государства; сохранить за ней на период пребывания в государственном интернатном учреждении право пользования жилым помещением по месту жительства ее отца по адресу: С. Ценского, 16, <адрес>».
В свою очередь, вопрос о сохранении жилья за истцом Исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики ФИО20 не разрешался.
Из материалов дела следует, что ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-АП № (л.д.23).
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023—281485711, у ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствуют объекты недвижимости (л.д.135).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.151).
Указанное заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №С-302/6721.
Постановлением Администрации <адрес> Республики ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ №, приложение ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и дет оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилы помещениями (л.д.18).
Согласно выписке из приложения к постановлению Администрации <адрес> Республики ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ФИО4 не подтвердила статус лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и не относится к вышеуказанной категории лиц, так как достигла возраста 23 лет (отсутствует уважительная причина, которая бы препятствовала ФИО1 до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в установленные законом сроки) (л.д.20).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для установления факта, имеющего юридическое значение. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подтвержден факт оставления истца ФИО1 без попечения отца в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, установил юридический факт, что ФИО4 осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Устанавливая наличие у ФИО1 права на обеспечение ее жильем в рамках государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции также исходил из того, что истец относится к категории поименованных в Федеральном Законе № 159-ФЗ лиц, однако до настоящего времени свое право на получение жилья не реализовала.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не соответствует фактическим обстоятельства дела и требованиям действующего законодательства.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" закреплен исчерпывающий перечень понятий, применяемых в целях регулирования правоотношений, связанных с социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в целях регулирования правоотношений, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109 ЖК РФ (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Так, законом закреплены следующие статусы в зависимости от возрастных групп:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По достижении возраста 23 лет, указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки.
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из пункта 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года) при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Соответственно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
При обращении в суд ФИО1 в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения со стороны отца указывала на определение ее социально-правового статуса как ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возврате без попечения отца, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.
При рассмотрении заявления об установлении факта нахождения без попечения родителей, юридическое значение имеет статус родителей, были ли они лишены родительских прав либо ограничены в правах, признавались ли безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, либо они неизвестны.
Как ранее указывалось, решением Центрального районного суда <адрес> от 13.11.2002 по делу №, мать истца ФИО1 - ФИО2 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения
Указанное решение суда вступило в законную силу 13.12. 2002 года.
На момент вступления решения суда в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) истец ФИО27 достигла совершеннолетия: ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет.
Согласно ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Аналогичные положения закона действовали и по ГПК Украины, на дату постановления вышеназванного решения суда.
Таким образом, решение суда о лишении матери истца родительских прав вступило в законную силу, когда истец достигла совершеннолетия. Данное решение суда стало иметь обязательную силу лишь с момента вступления его в законную силу - с ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда истец достигла совершеннолетия – ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца об установлении факта, что ФИО1 осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со ФИО5 в пользу матери ФИО6 на содержание несовершеннолетней дочери ФИО1 (истец) были взысканы алименты размере ? части всех видов заработка.
Приговором Нижнегорского районного суда Республики ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ по делу № отец истца ФИО1 – ФИО5 был осужден по ст. 114 УК Украины за неуплату алиментов на содержание истца в период с марта 1993 по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако указанное привлечение к уголовной ответственности и осуждение обвинительным приговором имело место в 1995 году, наказание ФИО5 было определено в применением ст. 46-1 УК Украины с отсрочкой исполнения приговора на один год.
Таким образом, отец истца ФИО1 – ФИО5 не отбывал наказание в виде лишения свободы
А далее с 1995 года и до достижения истцом совершеннолетия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ истцом не представлено, а судом в ходе рассмотрения дела не добыто сведений о том, что истец осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечение отца. То обстоятельство, что родители истца расторгли брак и истец осталась проживать после расторжения брака родителей с матерью, не свидетельствует о том, что она осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, с которого решением суда были взысканы алименты на ее содержание.
Судебная коллегия приходит к выводу, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в несовершеннолетнем возрасте она осталась без попечения отца, а также об уважительности причин непринятия ею мер в период между достижением 18 лет и 23 лет по реализации своего права на обеспечение жилым помещением (состояние здоровья, трудная жизненная ситуация, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ). Также не указано объективных обстоятельств, которые препятствовали ФИО1 обратиться в уполномоченный орган до достижения 23 лет.
При указанных обстоятельствах допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела являются существенными, в связи с чем, решение суда первой инстанции в силу части 1, 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть признано судебной коллегией законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,-
о п р е д е л и л а:
Решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 декабря 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта оставления без попечения, признании незаконным постановления, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 03 мая 2024 года.
Председательствующий, судья Белинчук Т.Г.
Судьи Лозовой С.В.
Чистякова Т.И.