Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Качуг 20 марта 2018 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н. Н. при секретаре Хамнаевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Антонова Ю. В. к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Качугская средняя общеобразовательная школа № 1 (далее -Качугская СОШ № 1) о перерасчете и взыскании не доначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Антонов Ю.В. обратился в суд с иском к Качугской СОШ № 1 о перерасчете заработной платы и взыскании не доначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 006,24 рублей.
Иск Антонов Ю.В. обосновал незаконностью включения в состав МРОТ в Иркутской области районного коэффициента и северной надбавки за работу в Качугском районе Иркутской области, поскольку закон предусматривает начисление компенсационных доплат за работу в неблагоприятных климатических условиях на МРОТ.
В судебном заседании истец просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Качугская СОШ № 1 Литвинов Г.В., действующий на основании Устава, в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил письменные возражения о непризнании иска, которые мотивировал тем, что заработная плата истца в спорный период соответствует размеру минимальной заработной платы в Иркутской области, установленному Региональным соглашением 26 января 2017 года.
Суд, учитывая право сторон просить суд о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, установил следующее.
Частью 1 статьи 133 Трудового Кодекса РФ установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 данного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
Соответственно, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда в субъекте РФ.
В соответствии со статьями 146, 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере и не может быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностям», установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденными постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок.
При этом и статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает помимо размера минимальной заработной платы в субъекте РФ при заключении регионального соглашения самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 460-ФЗ МРОТ в РФ с 1 июля 2017 года составлял 7800 рублей.
Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26 января 2017 года, для работников государственных и муниципальных учреждений в Качугском районе установлен МРОТ с 1 июля 2017 года в сумме 9 286 рублей.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О ведении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением Главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 г. установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 - на территории районов юга Иркутской области.
Распоряжением Исполнительного Комитета Иркутского Областного Совета Народных депутатов от 14 декабря 1990 года № 1109-р принято к обязательному исполнению решение Качугского райисполкома № 246 от 18 сентября 1990 года о введении дополнительной 20% надбавки к заработной плате работникам на территории Качугского района за суровые климатические условия.
На основании указанных документов на территории Качугского района Иркутской области применяется районный коэффициент 1,3 и надбавка к заработной плате в размере 50%.
Соответственно, заработная плата работника на территории Качугского района Иркутской области в 2017 году при условии полной занятости и стаже работы более 5 лет не должна быть начислена менее чем МРОТ в Иркутской области плюс 1,3 районного коэффициента и 50 процентов (30% + 20%) надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области, и должна составлять на одну ставку с 1 июля 2017 года- не менее 16 714,8 (9 286+7 428,8) рублей.
Как следует из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Качугской СОШ № 1 и Антоновым Ю.В., последний принят на работу водителем.
На основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ Антонов Ю.В. переведен на 0,5 ставки водителя с ДД.ММ.ГГГГ с совмещением ставки сторожа с ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от 1 июля 2017 года определена его заработная плата сторожа в размере <данные изъяты> рублей (в эту сумму включен 1,3 районный коэффициент и 50% северная надбавка), кроме того предусмотрена зарплата в размере <данные изъяты> рублей за совмещение 0,5 ставки водителя.
Тем самым заработная плата истцу работодателем начислялась пропорционально МРОТ, установленного в Иркутской области Региональным соглашением от 26 января 2017 года.
На основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ года Антонову Ю.В. разрешено совмещение 1 ставки сторожа с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из расчетных листов работника видно, что Антонову Ю. В. ежемесячно начислялась заработная плата за отработанную норму времени пропорционально МРОТ в Иркутской области (в эту сумму включены районный коэффициент и северная надбавка).
Так, за работу 0,5 ставки водителя по <данные изъяты> рубля в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> рублей. Плюс стимулирующие и годовая премия в размере <данные изъяты> рублей за три месяца. За работу сторожем при отработке 144/ 80 ч при норме 176 ч за ДД.ММ.ГГГГ начислено <данные изъяты> рублей, при отработке 144/80 ч при норме 167 ч + 36/24 ч. за ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> рублей, при отработке 156/80 ч при норме 168 ч + 144/80 ч за ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> рублей. Все начислено <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем, учитывая, что районный коэффициент и северная надбавка подлежат начислению на МРОТ в Иркутской области, а не включению в него, истцу не доначислено 36 006,24 рублей (25072,50 рублей +61 539,56 рублей-<данные изъяты> рублей), которые и подлежат взысканию с ответчика.
Представитель ответчика расчета истца не доначисленной зарплаты не оспорил.
Судом расчет истца в сумме 36 006,24 рублей проверен, признан правильным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Антонова Ю. В. в полном объеме.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение Качугская средняя общеобразовательная школа № 1 произвести перерасчет выплаченной Антонову Ю. В. заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения Качугская средняя общеобразовательная школа № 1 в пользу Антонова Ю. В. заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 006,24 рублей (без вычета НДФЛ).
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения Качугская средняя общеобразовательная школа № 1 госпошлину в местный бюджет в размере 1280 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Бутырина