Решение по делу № 2а-1961/2019 от 07.11.2019

Дело № 2а-1961/2019

УИД 27RS0005-01-2019-002602-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2019 года                             г. Хабаровск

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в состав председательствующего судьи     Е.И. Бараненко,

при секретаре судебного заседания Галустьян Г.С.,

с участием административного истца Беляева А.Е.,

административного ответчика - представителя Призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края, военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» Биковец И.П., действующей по доверенности от 01.10.2019 г. и 09.01.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Беляева Алексея Евгеньевича к Призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края, военному комиссариату Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ

Беляев А.Е. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края, военному комиссариату Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным решения призывной комиссии.

Мотивировал свои требования тем, что он сознательный отказчик от военной службы, его пацифистским и морально-этическим убеждениям противоречит несение военной службы. *** им было подано заявление в военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. *** Призывная комиссия городского округа «город Хабаровск» Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска приняла решение отказать ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Решение, содержащееся в выписке из протокола заседаний призывной комиссии Протокол от 24.10.2019 № 17/1, имеет следующий вид: «Отказать в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Основание: ФЗ №113 от 25.07.2002 г., ст. 12 ч. 1, 2, 3. Решение принято единогласно. За-7 человек». Руководствуясь п. 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, в вышестоящий в порядке подчиненности орган — Призывную комиссию субъекта РФ жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась. Считает, что приняв решение об отказе, Призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-Ф3 альтернативной гражданской службе», по следующим основаниям: 1.    Срок для подачи заявления мог быть восстановлен. В силу ст. 18 Всеобщей декларации прав человека принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III), каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. В соответствии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III), каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что убеждения могут возникнуть в любой момент и реализация связанных с ним прав должна происходить вне зависимости от срока их появления. Аналогичная норма содержится в ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Прецедентная практика Европейского суда по правам человека также указывает на то, что оппозиция военной службе, в тех случаях, когда она мотивирована серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека или его глубокими и подлинными религиозными или иными убеждениями, представляет собой убеждение или верование достаточной последовательности, серьезности, согласованности и важности, достойное защиты в соответствии со статьей 9 Конвенции (Bayatyan v. Armenia, N 23459/03, § 112, ECHR 2011). Данную позицию разделяет и Конституционный суд РФ, который в своем Определении (от 17.10.2006 года № 447-О) указал, что право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу является непосредственно действующим (абз. 2 п. 3 Определения). Федеральный закон налагает на гражданина только обязанность довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы (абз. 4, 5 п. 3 Определения). Также Конституционный суд РФ в данном определении указал, что ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом. Таким образом, призывная комиссия его гарантированные права поставила ниже процедурных предписаний. Считает, что решение призывной комиссии по существу не является правильным, поскольку комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, то есть на наличии убеждений. Именно наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления — второстепенным. Отсутствует мотивированное решение. В законодательстве РФ не раскрывается понятие «убеждения». Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Ожегова и Шведовой, «убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения». Гарантируя право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям гражданина, Конституция РФ и Федеральный закон не содержит никаких иных специальных, уточняющих или ограничительных требований к таким убеждениям. В заявлении, поданном им в призывную комиссию, а затем на заседании комиссии, он обосновал свой выбор, изложил причины и обстоятельства, побудившие его отказаться от военной службы в силу имеющихся у него убеждений, указал причину пропуска сроков подачи заявления, просил рассмотреть и считать их уважительными. Однако решение, содержащееся в выписке из протокола заседаний призывной комиссии, не является мотивированным, что нарушает п. 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Комиссия не сочла нужным объяснить и доказать причину отказа. Мотивированное решение должно основываться на фактах, но в нём содержится только резолютивная часть, мотивировочная отсутствует. Причины отказа не обоснованы и не доказаны. 3. Отсутствует обоснованное решение. Решение призывной комиссии должно основываться на законе. Закрытый перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу содержится в п. 4 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Исходя из этого можно сформулировать закрытый перечень вопросов, которые необходимо разрешить призывной комиссии: 1) Был ли нарушен срок подачи заявления, если да - является ли причина этого нарушения неуважительной; 2) Имеются ли какие-либо документы, которые противоречат доводам, изложенным гражданином (к примеру, если призывник заявлял, что никогда не брал в руки оружие по причине негативного отношения, а сам при этом является мастером спорта по стрельбе); 3) Имеются ли какие-либо документы, которые свидетельствуют о том, что гражданин указал в автобиографии и/или заявлении о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу заведомо ложные сведения; 4) Присутствует ли факт неявки гражданина на заседания призывной комиссии по вопросу рассмотрения его заявления на АГС дважды, если да - были ли эти причины неуважительными; 5) Была ли гражданину предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу ранее и уклонялся ли он от этого, а значит был ли он осужден по ч. 2 ст. 328 УК РФ. Ни на один из этих вопросов комиссией в выписке из протокола заседаний призывной комиссии не был дан положительный ответ, а значит, решение не является обоснованным. Этот факт явно свидетельствует о том, что законных причин для отказа в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу нет. 4. Решение принималось с нарушением процедуры принятия. Во время заслушивания его заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу была нарушена процедура принятия решения, установленная Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», а именно: 4.1. Призывная комиссия не принимала во внимание прилагаемые ранее к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы. На основании изложенного, просит решение Призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края от *** об отказе ему в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу — признать незаконным и отменить.

Определением от 25.11.2019 по административному делу в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края", Военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска.

Административный истец Беляев А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердил обстоятельства, изложенные в административном иске.

В судебном заседании представитель Призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края, военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» Биковец И.П. иск не признала в полном объеме, представила письменные возражения на иск, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, а также материалы личного дела призывника, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3).

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон).

Федеральный закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3).

Как установлено абзацем 2 ст. 2 Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В п. 4 ст. 12 Федерального закона, устанавливающим порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, содержится также исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Предусмотрено, что призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 ст. 12, ст. 15 Федерального закона гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании установлено, что Беляев А.Е. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска, пользовался отсрочкой от призыва на военную службу до ***, с весны *** года подлежит призыву на военную службу.

*** Беляев А.Е. обратился в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в связи с тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям.

*** призывной комиссией по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края было принято решение об отказе Беляеву А.Е. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (протокол №... от ***).

Не соглашаясь с принятым решением призывной комиссии, Беляев А.Е. обратился в Краснофлотский районный суд г.Хабаровска с административным иском об отмене указанного решения.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что Беляевым А.Е. не было предоставлено уважительных причин пропуска установленного Федеральным законом срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, решение призывной комиссии военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска Хабаровска края от *** года принято в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», тем самым является законным и обоснованным.

Кроме того, указанные заявителем убеждения не свидетельствуют о наличии у него устойчивых пацифистских убеждений, противоречащих прохождению военной службы, а свидетельствуют лишь о нежелании последнего испытывать временные трудности, связанные с прохождением военной службы.

Доводы административного истца, изложенные в заявлении, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Таким образом, суд считает, что административный иск заявлен необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

     Р Е Ш И Л

В удовлетворении административных исковых требований Беляева Алексея Евгеньевича к Призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому и Краснофлотскому районам г. Хабаровска Хабаровского края, военному комиссариату Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным и подлежащем отмене решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     Е.И. Бараненко

Копия верна, судья                            Е.И. Бараненко

    Подлинник решения подшит в деле № 2а-1961/2019, находится в Краснофлотском районном суде г.Хабаровска.

2а-1961/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Беляев Алексей Евгеньевич
Ответчики
Призывная комиссия городского округа "Город Хабаровск" Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска
Другие
Военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска
Суд
Краснофлотский районный суд г. Хабаровск
Судья
Бараненко Е.И.
Дело на странице суда
krasnoflotsky.hbr.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация административного искового заявления
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2019Подготовка дела (собеседование)
26.11.2019Рассмотрение дела начато с начала
26.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
06.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее