Судья Киселева Е.В.
Дело № 33-728/2020
УИД76RS0018-01-2019-000109-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Задворновой Т.Д.,
судей Суринова М.Ю., Емельяновой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Черничкиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
31 января 2020 года
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области на решение Большесельского районного суда Ярославской области от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Возложить на Администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области обязанность принять меры к отбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом №, расположенным по <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Большесельского района Ярославской области отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, в котором просил возложить на ответчика обязанность принять меры к отбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом №, расположенным по <адрес>.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Большесельского района Ярославской области была проведена проверка с целью исполнения администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области жилищного законодательства в части проведения конкурса по отбору управляющей организации указанного многоквартирного жилого дома. В ходе проведения проверки по вопросу соблюдения жилищного законодательства при обслуживании многоквартирных жилых домов было установлено, что Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области в соответствии с государственным контрактами от 29.04.2015, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были приобретены жилые помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме №, расположенном по адресу: <адрес> жилой дом №, расположенный по <адрес>, до настоящего времени не имеет управляющей компании, что противоречит требованиям жилищного законодательства.
Неисполнение администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области требований жилищного законодательства в части непринятия мер по отбору управляющей компании многоквартирного жилого дома №, расположенного по <адрес>, отрицательно отражается на качестве коммунальных услуг, не обеспечивается надлежащее содержание внутридомовых систем общего домового имущества, работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома не доводятся, что влечет нарушение прав проживающих в жилых помещениях граждан на получение коммунальных услуг, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Судом с согласия прокурора в качестве ответчика была привлечена администрация Большесельского сельского поселения Большесельского Муниципального района Ярославской области.
В уточненном исковом заявлении к администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, прокурор просил возложить на ответчиков обязанность принять меры к отбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом №, расположенным по <адрес>.
В обоснование уточненных требований истец указал, что, исходя из положений ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области в силу законодательства о местном самоуправлении и жилищного законодательства лежит обязанность осуществлять полномочия, отнесенные к таковым иными законодательными актами.
Судом принято указанное выше решение, с которым не согласна администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, нарушению норм материального права. Администрация Большесельского сельского поселения полагает, что вопрос выбора (отбора) управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства, при этом полномочия в данной сфере полностью осуществляются администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Большесельского района Ярославской области просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав представителя администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Саватееву В.В., возражения прокурора Бурлаковой Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Положениями части 3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 ЖК РФ и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п.п.1, 2 п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию №, выданному 12.03.2015 Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области застройщику индивидуальному предпринимателю Т.У.И. на основании ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: 24-х квартирного трехэтажного жилого дома с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 04.06.2019 следует, что квартиры №, №, №, № в указанном доме, находятся в собственности Ярославской области; квартиры №,№ находятся в собственности Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, собственниками других жилых помещений являются физические лица.
18.03.2016 по инициативе администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области было проведено общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома №, расположенного по <адрес>, на общем собрании по результатам голосования количеством голосов 71,2 процента от общего числа голосов собственников помещений было принято решение о выборе способа управления - управление управляющей организацией - МУП «Коммунальник», но впоследствии принятое решение о выборе способа управления указанным многоквартирным домом не было реализовано.
Таким образом, указанный многоквартирный жилой дом №, расположенный по <адрес>, до настоящего времени не имеет управляющей компании. Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, поскольку разрешение указанного вопроса относится к вопросам местного значения Большесельского сельского поселения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Как следует из ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп.1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно п.п. 9, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: осуществление муниципального жилищного контроля, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.2 ст.2 Закона ЯО от 30.06.2014 N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из положений п.5 ч.1 ст.8 Устава Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области следует, что к вопросам местного значения Большесельского сельского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно подп. «ж.» ч.3 ст.28 Устава Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области администрация Большесельского сельского поселения в области жилищных отношений осуществляет муниципальный жилищный контроль.
Таким образом, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с выводом суда первой инстанции, что действующим законодательством решение указанного вопроса жилищного законодательства, отнесено к компетенции сельских поселений, а применительно к рассматриваемому спору к компетенции Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.
В соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность в установленные сроки провести открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления домом после выдачи разрешения на ввод его в эксплуатацию, также предусмотрена обязанность лиц, принявших от застройщика помещения по акту, заключить договор управления с победителем конкурса.
Между тем из указанной нормы права, вопреки доводам апелляционной жалобы, не следует вывод о том, что только тот орган местного самоуправления, в чьих полномочиях в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, осуществлять выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома и должен организовывать проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы в указанной части также подлежат отклонению.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что наибольший процент затрат при управлении многоквартирным домом тратится на содержание, ремонт и профилактику систем электро, тепло, газо-водоснабжения, водоотведения, при этом вышеуказанные вопросы по содержанию, ремонту и профилактике указанных систем в многоквартирных домах на территории Большесельского МР решает МУП «Коммунальник», учредителем которой является администрация Большесельского муниципального района, не является основанием для отмены принятого решения, так как указанные суждения не основаны на действующем законодательстве.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Большесельского районного суда Ярославской области от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области на указанное решение – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи