РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.
При секретаре Гаджиевой Е. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
20 октября 2021 г.
дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Новокузнецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению.
Просит признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административные исковые требования мотивирует тем, что Прокуратурой города Новокузнецка проведена проверка по обращениям <данные изъяты> поступивших из Управления Роскомнадзора по <адрес>, по вопросу принятия мер, направленных на ограничение доступа к сайтам, содержащих противоправную информацию.
Проверкой установлено, что на интернет - ресурсах имеются сайты с URL-адресами: https<данные изъяты>
Все сайты размещают на своих страницах противоправную информацию, а именно предложения о продаже документов об образовании (аттестатов 9-11 классы, дипломов о высшем и среднем образовании и др.), включающий раздел о стоимости дипломов, условия заказа и доставки документов, а также контактную информацию. Перечень выдаваемых документов интернет-сайта представляет собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление официальных документов: дипломов и школьных аттестатов; информацию о стоимости изготовления поддельных документов. На страницах сайтов имеются номера сотовых телефонов, по которым можно заказать поддельные документы: дипломы и школьные аттестаты. На выявленных интернет-сайтах размещена информация с предложением для неопределенного крута лиц приобрести за деньги дипломы и школьные аттестаты, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов должно предшествовать прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов, а для получения других документов, указанных на страницах сайтов должно предшествовать соответствующее профессиональное обучение и экзамен. Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов; школьных аттестатов, без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права <данные изъяты> на получение образования. Учитывая, что приобретение за деньги дипломов, школьных аттестатов, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного крута лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной сетевой страницы и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения информации отсутствуют. Размещенные на страницах сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным федеральными законами запретам. Размещение на страницах сайтов информации нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, законные интересы неопределенного круга лиц, в силу чего является незаконным.
Таким образом, во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: <данные изъяты>/, признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г. Новокузнецка Бойко О. А. требования уточнила, просит признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, направило отзыв, согласно которому считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07,2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
Частью 16 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
В судебном заседании установлено, что Проверкой установлено, что на интернет - ресурсах имеются страницы сайтов с URL-адресами: <данные изъяты> размещающие на своих страницах запрещенную противоправную информацию, а именно предложения о продаже документов об образовании (аттестатов, дипломов о высшем и среднем образовании), за плату, без прохождения обучения в образовательных учреждениях.
Предоставление возможности доступа к Интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является по существу её распространением.
На страницах сайта имеется перечень выдаваемых документов, которые представляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайтов услуги, среди которых изготовление официальных документов: дипломов и школьных аттестатов; информацию о стоимости изготовления поддельных документов. На страницах сайтов имеются номера сотовых телефонов, по которым можно заказать поддельные документы: дипломы и школьные аттестаты.
На странице сайта имеются номера сотовых телефонов, по которым можно заказать поддельный документ.
На выявленных интернет-сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы; школьные аттестаты для получения которых, законодателем установлен определенный порядок, информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов должно предшествовать соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома-прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение Неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов; школьных аттестатов; без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права <данные изъяты> на получение образования.
Учитывая, что приобретение за деньги дипломов, школьных аттестатов может повлечь негативные социальные, экономические и Другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной сетевой страницы и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения информации отсутствуют.
Размещение на страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты> информации нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, законные интересы неопределенного круга лиц, в силу чего является незаконным.
Таким образом, во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты> признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» и Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В пункте 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано понятие информационно-телекоммуникационная сеть- это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно- телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27,07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащихся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и(или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно ч. 3 ст. 60 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 60 Закона об образовании документы об образовании и о квалификации, образцы и порядок выдачи которых утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или образовательной организации (в случаях, указанных в ч. 5 ст. 60 Закона об образовании), выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (ч. 4 ст. 59 Закона об образовании она определена как итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию).
Таким образом, право организаций выдавать документы об образовании (об образовании и о квалификации) установленного образца возникает после прохождения государственной аккредитации.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.06 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на приобретение и использование дипломов; школьных аттестатов, без прохождения обучения, что противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права <данные изъяты> на получение образования.
Кроме того, распространение информации о получении за плату документов об образовании побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, за нарушение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность виновных лиц.
Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей и государственных наград.
Статьей 19.23 Кодекса РФ об АП установлена административная ответственность юридических лиц за подделку документов, удостоверяющих личность, подтверждающих наличие у лица права или освобождения его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка их использование, передачу либо сбыт.
Размещенные на страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты>, материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным федеральными законами запретам.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5.1.7 постановления Правительства РФ № 228 от 16.03.2009 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п. 4 указанного постановления Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, а также сетевых адресов является вступившее в законную силу решение 1 суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размещенные на страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты> материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным законом запретам.
Следовательно, размещенная на сайтах с URL-адресами <данные изъяты> информация нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, законные интересы неопределенного круга лиц, то есть является незаконной.
При таких обстоятельства, суд читает необходимым административные исковые требования удовлетворить, информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: https<данные изъяты>, признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу судебного решения о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2021 г.
Председательствующий: О. Н. Данилова