Решение по делу № 2а-182/2021 от 16.08.2021

              Дело а-182/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Большерецк Камчатский край                                   15 сентября 2021 года

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Курданова В.О.,

при секретаре Чирковой С.А,

с участием старшего помощника прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Клетенковой О.В.,

представителя административного ответчика Кокориной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Большерецкого муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Усть-Большерецкого района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по вопросу исполнения органами местного самоуправления Усть-Большерецкого муниципального района законодательства в сфере организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев на территории п. Озерновский Усть-Большерецкого района и с. Запорожье Усть-Большерецкого района надлежащим образом не организована, приют для животных не создан, деятельность по отлову, содержанию и возврату животных в прежние места обитания не осуществляется. Считает, что неприятие соответствующих мер по обращению с безнадзорными животными может привести к тяжким последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан в том числе детей. В связи с чем, просил признать бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района незаконным, возложить на администрацию Усть-Большерецкого муниципального района обязанность организовать деятельность по обращению с безнадзорными животными на территории п. Озерновский и с. Запорожье.

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Большерецкого района административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик администрация Усть-Большерецкого муниципального района в лице представителя по доверенности Кокориной Т.Е. административные исковые требования в заявленной редакции не признала по основаниям изложенным в отзыве на иск, пояснила, что действительно в Озерновском городском поселении и Запорожском сельском поселении отсутствует место для содержания безнадзорных животных, но для осуществления переданных полномочий между администрацией и муниципальным бюджетным учреждением жилищно-коммунального хозяйства «Надежда» заключен муниципальный контракт от 21.01.2021г. на оказание услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Администрацией Озерновского городского поселения рассматривается вопрос о выделении подходящего земельного участка под обустройство приюта для содержания животных без владельцев. 14 сентября 2021 года принято постановление, которое утвердило схему расположения земельного участка в п. Шумный для строительства приюта для животных. Такой приют в настоящее время имеется в с. Усть-Большерецк, он передан Администрацией в оперативное управление МБУ ЖКХ «Надежда». В силу отдаленности п. Озерновский и с. Запорожье от районного центра и отсутствия регулярного наземного транспортного сообщения вывоз и доставка безнадзорных животных в приют с. Усть-Большерецк и обратно существенно затруднен. Администрацией рассматривается вопрос о расторжении Контракта и включении мероприятий по обращению с животными без владельцев в муниципальное задание МБУ ЖКХ «Надежда». В порядке контроля исполнения подведомственным учреждением МБУ ЖКХ «Надежда» условий Контракта и активизации действий по отлову животных без владельцев администрацией направлено требование от 06.09.2021г. .

Считает, что административным ответчиком принимались необходимые меры по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев в пределах имеющихся полномочий, о чем также свидетельствует многочисленная переписка с МБУ ЖКХ «Надежда» с напоминаниями о необходимости выполнения контракта.

Заинтересованные лица Агентство по ветеринарии Камчатского края, администрация Запорожского сельского поселения, администрация Озерновского городского поселения, МБУ ЖКХ «Надежда», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили, заявлений, ходатайств не представили.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и огласив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 года N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

На основании указанного выше, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, следует признать, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Положениями части 2 статьи 19 Закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если это не противоречит федеральным законам. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии с п. 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

На основании ст. 3, п. 13 ст. 4 Закона Камчатского края от 08.06.2015 № 606 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае», государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях п. Озерновский и с. Запорожье наделен Усть-Большерецкий муниципальный район.

В соответствии с п. 3 Порядка деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 06.12.2019 № 508-П, деятельность по обращению с животными без владельцев включает проведение следующих мероприятий:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных;

2) содержание в приюте животных без владельцев;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев;

4) возврат содержащихся в приютах животных без владельцев не проявляющих немотивированной агрессии на прежние места обитания.

Таким образом, у административного ответчика имеется обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Усть-Большерецкого муниципального района.

Из материалов дела следует, что в администрацию Усть-Большерецкого района Камчатского края направлялись прокурорские представления об устранении нарушений закона в части бездействия по организации работ по обращению с животными без хозяев. Кроме того неоднократно направлялись сообщения администрации Запорожского сельского поселения о том, что на территории поселения проживает более 15 (25) животных безе владельцев, которые создают угрозу жизни и здоровью жителям сельского поселения, так как зафиксированы случаи нападения на людей (л.д. 14-22), заявления от жителей поселка Запорожье, согласно которым беспризорные собаки нарушают санитарную обстановку, покусали ребенка (л.д. 16, 18).

Согласно ответу на представление прокуратуры района от 12.04.2021г. , администрацией Усть-Большерецкого муниципального района приняты меры для организации деятельности по обращению с животными без владельцев на территории п. Озерновский и с. Запорожье.

Доводы об отсутствии бездействия администрации муниципального района со ссылкой на муниципальный контракт от 21.01.2021г. на оказание услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, заключенный с заинтересованным лицом, а также о том, что работа постоянно ведется и не приостанавливается несостоятельны, поскольку наличие муниципального контракта не освобождает административного ответчика от исполнения обязанности возложенной на него вышеуказанным Законом Камчатского края от 08.06.2015г. № 606 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае», контроля, корректировки и в случае необходимости заключения контрактов с иными организациями. Судом после пояснения сторон и исследования материалов дела не ставится под сомнение то, что административным ответчиком предпринимались попытки, осуществлялись действия по обращению с животными без владельцев, между тем незаконное бездействие как представляется правильным его понимать исходя из положений КАС РФ и заявленных административных исковых требований являет собой в том числе действия, которые предпринимались стороной правоотношений, но фактически не были столь эффективными, что бы выполнить ту цель, для которой они предпринимались.

Доказательств организации должным образом мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории п. Озерновский и с. Запорожье суду не представлено. Так, в судебном заседании установлено, что, несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени деятельность по обращению с животными без владельцев на указанных территориях надлежащим образом не организована, в прокуратуру района, а также в органы местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан и должностных лиц о фактах нападения безнадзорных животных на людей, а также о необходимости проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных. Кроме того в марте 2021 года прокуратурой района в ходе проверки установлено, что помещения для содержания безнадзорных животных на территории Усть-Большерецкого муниципального района имеются только в с. Усть-Большерецк. Учитывая территориальную отдаленность п. Озерновский, с. Запорожье и отсутствие регулярного наземного транспортного сообщения следует, что обращение с животными без владельцев в указанных населенных пунктах не осуществляется.

Администрация является самостоятельным юридическим лицом, которое может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. При этом все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление. Администрация на момент рассматриваемых событий обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и безопасности населения. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных законом обязанностей при рассмотрении дела не установлено, следовательно, административный ответчик имел правовую и реальную возможность выполнить обязанности по их соблюдению, но не предпринял к этому соответствующих и всех зависящих от него мер, именно это и признается бездействием, которое в силу выявления его наличия при невыполнении делегированных законом требований, признается незаконным.

Установленное свидетельствует о том, что, несмотря на принимаемые административным ответчиком меры по организации работ по обращению с животными без хозяев они не оказались эффективными настолько, что бы отсутствовала необходимость в их усилении для обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, проживающих, либо пребывающих в установленных населенных пунктах, и выполнения полного комплекса мер предусмотренного для этого законодателем.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

    Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для осуществления соответствующих мероприятий по исполнению решения суда, суд учитывает всю полноту действий, которые предстоит произвести ответчику в указанных целях, и считает разумным и достаточным установление шестимесячного срока после вступления решения суда в законную силу, о чем не возражал и представитель ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 179, 180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Большерецкого муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района в части неорганизации деятельности по обращению с животными без владельцев на территории п. Озерновский и с. Запорожье Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края незаконным.

Возложить на администрацию Усть-Большерецкого муниципального района обязанность организовать деятельность по обращению с животными без владельцев на территории п. Озерновский и с. Запорожье Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Камчатского краевого суда, через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий

судья                                                                                                                 В.О. Курданов

2а-182/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Усть-Большерецкого района Кротов А.В.
Ответчики
Администрация Усть-Большерецкого муниципального района
Другие
Агентство по ветеринарии Камчатского края
МБУ ЖКХ "Надежда"
Администрация Озерновского городского поселения
Администрация Запоржского сельского поселения
Суд
Усть-Большерецкий районный суд Камчатский края
Судья
Курданов Василий Олегович
Дело на странице суда
ust-bolsherecky.kam.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее