ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-26108/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 14 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Латушкиной С.Б., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-89/2023 (УИД 75RS0024-01-2023-000021-08) по иску Дементьева Константина Сергеевича, Дементьевой Светланы Николаевны, действующей за себя и в интересах ФИО1, к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
по кассационной жалобе Дементьева Константина Сергеевича, Дементьевой Светланы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 10 февраля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дементьев Константин Сергеевич, Дементьева Светлана Николаевна действующая за себя и в интересах ФИО1, (далее - Деметьева С.Н., ФИО1, Дементьев К.С. истцы), обратились в суд с иском к администрации муниципального района «<адрес>», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который принадлежит истцам на праве общей совместной собственности. Указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района в июле 2021 года, в связи с выпадением значительного количества осадков и подтоплением территории городского поселения, в результате чего истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из уведомления администрации городского поселения «Чернышевское» № от 28 декабря 2022 г. истцам отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в связи с пропуском срока для предоставления заявления и документов на оказание мер социальной поддержки, до 1 декабря 2021 года.
С принятым решением истцы не согласны, поскольку жилой дом, расположенный по адресу <адрес> является аварийным и в результате паводка 2021 года относится к утраченным жилым помещениям; установленный срок для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки не является пресекательным, программа действует до 31 декабря 2023 г., следовательно действует и на момент подачи искового заявления.
Истцы просили признать Дементьеву С.Н., Дементьева К.С., ФИО1 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в 2021 году; признать за истцами право на получение выплат для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить истцов в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить истцам денежные средства на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 10 февраля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 03 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований Дементьева К.С., Дементьевой С.Н., ФИО1 к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, возложении обязанности, отказано.
Дементьевой С.Н., действующей в своих интересах и в интересах ФИО1., Дементьевым К.С. на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 10 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 августа 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Забайкальский краевой суд.
Кассаторы указывают на то, что программа по оказанию мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации действовала до 31 декабря 2022 г., в связи с чем вывод суда о пропуске срока подачи заявления и документов для получения мер социальной поддержки и отказе в удовлетворении иска является незаконным.
Также кассаторы ссылаются на введение срока для подачи документов после введения на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации.
Кассаторы полагают, что выплата страхового возмещения не имеется правового значения для разрешения данного спора, а также указывают на то, что они не были извещены о возникшем у них праве обращения с соответствующим заявлением о получении мер социальной поддержки.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23 июля 2021 г. №358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28 июля 2021 г. №367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошел и жилой дом по адресу: <адрес>.
Из показаний свидетелей ФИО2, ФИО3 – специалистов администрации сельского поселения «Алеурское», установлено, что истцы не обращались в администрацию сельского поселения с | заявлениями о включении в список пострадавших граждан для предоставления мер социальной поддержи в виде выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. О возможности получения социальных выплат за утраченные жилые помещения жители Чернышевского района извещались через средства массовой информации (газета «Наше время»), а также путем распространения информации через группу в WhatsApp, в которую входят жители сельского поселения, в том числе Дементьева С.Н.
Истец Дементьева С.Н. 27 декабря 2022 г. обратилась с заявлением в администрацию муниципального района «Чернышевский район» о предоставлении ей и членам ее семьи Дементьеву К.С., ФИО1. мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Актом обследования жилого помещения межведомственной комиссии от 22 декабря 2022 г. № установлено, что жилое помещение по адресу; <адрес> признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Заключением межведомственной комиссии от 22 декабря 2022 г. № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края.
Распоряжением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 26 декабря 2022 г, № Дементьевой С.Н. с членами семьи: Дементьевым К.С. (муж), ФИО1. (дочь) отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Чернышевский район» на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.
В уведомлении от 28 декабря 2022 г. №, выданном администрацией муниципального района «Чернышевский район» об отказе во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, указано, что основанием отказа является подпункт 5 пункта 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, в связи с подачей заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 Правил.
Также судом установлено, что указанный жилой дом приобретен с использованием кредитных средств по договору с ПАО «Сбербанк» от 16 ноября 2020 г., в отношении указанной недвижимости установлено обременение в виде ипотеки.
В соответствии с полисом страхования недвижимого имущества (ипотеки) от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между Дементьевым К.С. и ООО СК «Сбербанк страхование», жилой дом по адресу: <адрес>, застрахован, страховыми случаями определены повреждение, гибель или утрата застрахованного имущества вследствие, в числе прочего, стихийных бедствий (в том числе наводнение, паводок, подтопление, просадка и оседание грунтов). Срок действия договора страхования - с 16 ноября 2020 г. по 15 ноября 2035 г.
Согласно ответу ПАО «Сбербанк» от 26 мая 2023 г., поступившему по запросу судебной коллегии, на имя Дементьева К.С. 3 мая 2023 г. зачислена сумма страхового возмещения по договору страхования от 16 ноября 2020 г. № в размере 427 316 рублей 53 копейки.
Обращаясь в суд, истцы полагали, что соответствуют критериям, определенным постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, на момент подачи ими заявления программа действовала, в связи с чем они имеют право на получение мер социальной поддержки.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением об оказании мер социальной поддержки истцы обратились 27 декабря 2022 г., то есть по истечении срока, установленного для подачи заявления и документов для получения мер социальной поддержки на приобретение жилого помещения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока для обращения за получением мер социальной поддержки истцами не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона №68-ФЗ).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23 июля 2021 г. №358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению №3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению №4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.
Заявления в день поступления регистрируются администрацией в книгах регистрации заявлений по оказанию мер социальной поддержки граждан на приобретение или строительство жилых помещений и на осуществление капитального ремонта жилых помещений по формам согласно приложениям №5 и 6 к настоящим Правилам в хронологической последовательности. Администрация в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19 - 21 настоящих Правил. В случае необходимости уточнения или дополнения сведений, содержащихся в представленных документах, администрация в пределах своей компетенции запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций необходимую информацию и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (пункт 22 Правил).
В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» установлен предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 г. включительно.
Установлен предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 г. включительно.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что с соответствующим заявлением в администрацию муниципального района «Чернышевский район» Дементьева С.Н. обратилась 27 декабря 2022 г., тогда как срок на обращение был установлен до 1 декабря 2021 г.; данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, указанный срок законодателем признан достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, в связи с чем основания для реализации истцом права по истечению срока, установленного законом, отсутствовали.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, установленный срок является пресекательным, то есть не подлежит восстановлению и при его пропуске прекращается субъективное материальное право, сведений о продлении этого срока Постановление Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 не содержит.
В ходе рассмотрения дела стороной истца не было представлено судам допустимых доказательств обращения в установленном порядке до 1 декабря 2021 г. с заявлением на получение социальной выплаты.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец Дементьева С.Н. обратилась в установленный срок для предоставления мер социальной поддержки д- о 31 декабря 2022 г. на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку без реализации порядка обращения в установленный срок право на меры социальной поддержки у истцов не возникает. В связи с чем, сам факт осуществления выплат до 31 декабря 2022 г. при установленном нарушении заявительного порядка обращения в уполномоченный орган до 1 декабря 2021 г. не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявители ссылаются в своих кассационных жалобах в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы судебных инстанций.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 10 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дементьева Константина Сергеевича, Дементьевой Светланы Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: