АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В., Зайцевой О.А.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенихина Я.Н. об оспаривании действий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе Семенихина Я.Н. на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 28 марта 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Семенихина Я.Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя Семенихина Я.Н. – Худоложного А.Е., представителя КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» - Кривецкой В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Семенихин Я.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 798 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. 1 сентября 2015 года административный истец на основании ст.39.29 ЗК РФ обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о перераспределении земельных участков. Письмом от 5 ноября 2015 года в удовлетворении заявления ему было отказано. Устранив допущенные нарушения, исправив опечатки в тексте схемы и проведя дополнительные кадастровые работы по уточнению погрешности изменений точности определения координат земельного участка 27 апреля 2016 года Семенихин Я.Н. повторно обратился в департамент. 23 июня 2016 года департамент отказал ему в перераспределении земельного участка, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, одним из основных видов разрешенного использования которой является «индивидуальные жилые дома», в то время как разрешенное использование земельного участка истца «для индивидуального жилищного строительства». Указанное противоречие сделает невозможным постановку образованного участка на кадастровый учет. Кроме того, земельный участок расположен в границах запретного района. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, т.к. департамент не наделен полномочиями по постановке земельных участков на кадастровый учет. Постановление губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг было издано на основании Положения об установлении запретных зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135, утратившего силу. Т.о. постановление губернатора Приморского края № 217-пг является недействующим в части установления запретных районов объектов. Полномочия по установлению запретных зон, зон охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта отнесены к ведению межведомственной комиссии, которой в Приморском крае запретные и иные зоны не установлены. Просит признать незаконным отказ департамента, принятый по заявлению Семенихина Я.Н. от 27 апреля 2016 года в перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, выраженный в ответе № от 23 июня 2016 года, обязать департамент устранить допущенное нарушение – повторно рассмотреть заявления Семенихина Я.Н. от 1 сентября 2015 года и 27 апреля 2016 года о перераспределении земельных участков в собственность в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу.
Семенихин Я.Н. и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель департамента не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что заявителю изначально предоставлялся в собственность земельный участок с кадастровым номером № для строительства объектов недвижимости в зоне Ж-1. Решением Думы г.Владивостока от 14 октября 2011 года в правила землепользования и застройки на территории ВГО внесены изменения, из п.1 ст.23 исключены абз.4 и 5, включающие вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». С учетом внесенных изменений перераспределить земельные участки в один земельный участок не представляется возможным. На основании п.п.5 п.5 ст.27 ЗК РФ расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте. Границы запретных зон и районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, установлены постановлением губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг.
Представитель КГКУ «УЗИ» возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуального жилищного строительства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1. Из земельного участка, постановленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием. Образование земельного участка с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» из земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем перераспределения не представляется возможным, поскольку делает невозможным постановку данного участка на кадастровый учет. Весь земельный участок расположен с обременением прав, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405, запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество министерства обороны РФ. Указанная зона поставлена на учет 17 февраля 2016 года.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Семенихина Я.Н. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу ч.7 ст.93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Поскольку в силу пункта 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, то на основании п.5 ч.5 ст.27 ЗК РФ расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.
Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405.
Согласно п.12 указанного Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю».
По делу установлено, что Семенихин Я.Н. является собственником земельного участка площадью 798 кв.м для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 13 мая 2016 года весь участок расположен в запретной зоне военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ.
1 сентября 2015 года Семенихин Я.Н. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По результатам рассмотрения заявления департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края установлено, что перераспределить земельные участки в один земельный участок согласно представленной схеме не представляется возможным, поскольку схема расположения земельного участка не соответствовала требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года № 762.
Устранив допущенные нарушения, 27 апреля 2016 года Семенихин Я.Н. повторно обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Письмом от 23 июня 2016 года № в перераспределении в собственность испрашиваемого земельного участка отказано, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуального жилищного строительства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1, образование земельного участка с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» из земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем перераспределения не представляется возможным, поскольку делает невозможным постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет; земельный участок расположен на территории запретного района, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
Из имеющейся в материалах дела кадастровой выписки о земельном участке от 13 мая 2016 года следует, что весь земельный участок находится в ограничении согласно Постановлению Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405.
Согласно обзорной схеме земельного участка, предоставленной КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», перераспределяемый участок расположен в запретной зоне военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ, поставленной на государственный кадастровый учет 17 февраля 2016 года.
Давая оценку указанным обстоятельствам, а также учитывая вышеприведенные положения Земельного кодекса РФ, постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент рассмотрения заявления Семенихина А.Н. перераспределить в собственность испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не представлялось возможным, отказ департамента соответствовал действующему законодательству.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг является недействующим в части установления запретных районов объектов, является необоснованным.
Постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг в установленном законом порядке не оспорено и не отменено, является действующим на сегодняшний день, в связи с чем департамент земельных и имущественных отношений Приморского края при рассмотрении заявления о перераспределении земельных участков обоснованно руководствовался его положениями.
Довод апелляционной жалобы о том, что закон не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, входящих в запретные зоны, не является основанием к отмене решения суда, поскольку земельный участок испрашивается Семенихиным А.Н. в собственность и принадлежащий ему земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», а, как указано выше, на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенихина Я.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи