Дело №2-3165/2024
УИД: 51RS0002-01-2024-004239-97
Мотивированное решение составлено 04.10.2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 октября 2024 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Жуковой М.Ю.,
при секретаре Кравченко Л.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска Престинского Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЖСК «Мурманск-13», ЖСК «Мурманск-12» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор Первомайского административного округа города Мурманска (далее по тексту истец) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Мурманск-13», ЖСК «Мурманск-12» (далее по тексту ответчики) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа в ходе рассмотрения обращения ФИО1 выявлены нарушения жилищного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО). Вынесенное в адрес ЖСК «Мурманск-13» представление об устранении нарушений не исполнено. Контейнерная площадка для хранения ТКО вблизи многоквартирного дома адрес*** входит в состав общедомового имущества дома. Управление общедомовым имуществом указанного многоквартирного дома осуществляет ЖСК «Мурманск-13», при этом контейнерная площадка относится также к многоквартирному дома адрес***. По результатам осмотра контейнерной площадки выявлены нарушения, которые нарушают права граждан на благоприятные условия проживания и безопасность окружающей среды.
Просит обязать ЖСК «Мурманск-13» и ЖСК «Мурманск-12» привести контейнерную площадку для накопления ТКО вблизи дома адрес*** в соответствие с требованиями закона, а именно оборудовать контейнерную площадку тверды основанием, ограждением и информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры, в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов г.Мурманска от 27.10.2017 №40-712, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца – старший помощник прокурора Первомайского административного округа города Мурманска Престинский Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, не возражал против вынесения заочного решения.
Представители ответчиков ЖСК «Мурманск-12», ЖСК «Мурманск-13» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом по месту нахождения юридических лиц, возражений по существу заявленных требований в суд не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Представитель третьего лица - Управления Первомайского административного округа города Мурманска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований в суд не представил.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчиков, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом того, что истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества жилого дома, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры … чердаки, технические этажи, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши.
Состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10).
В соответствии с Правилами содержания имущества в многоквартирном доме осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора или управляющей организацией…(пункт 13).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Исходя из пунктов 2, 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, несет управляющая организация.
Кроме того, Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003.
Правила являются обязательными для организаций, занятых обслуживанием жилищного фонда. В указанном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункта 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Пунктом 3.7.4 предусмотрено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункта 5.2.14.2 Правил благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 №40-712, обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой.
Пунктом 5.2.14.3 Правил благоустройства предусмотрено, что контейнеры должны размещаться на площадке. Размер площадки на один контейнер должен составлять 2-3 кв.м. Между контейнером и краем площадки размер прохода – не менее 1,0 м, между контейнерами – не менее 0,35 м.
Пунктом 5.2.14.4 Правил благоустройства предусмотрено, что контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
Площадки помимо информации о сроках удаления отходов и контактной информации ответственного лица снабжаются информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры (пункт 5.2.14.6 Правил).
Для визуальной изоляции площадок должны применяться непрозрачные металлические, металлопластиковые или пластиковые стенки высотой 1,5 – 2 м (пункт 5.2.14.7).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, прокуратурой Первомайского административного округа города Мурманска в ходе рассмотрения обращения ФИО1 в деятельности ЖСК «Мурманск-13» выявлены нарушения жилищного законодательства, законодательства в сфере обращения с ТКО. Прокуратурой округа *** в адрес ЖСК «Мурманск-13» вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако какие-либо меры по устранению выявленных нарушений в установленный законом месячный срок не приняты, что послужило поводом для проведения повторной проверки.
Прокуратурой округа совместно с сотрудником Управления Первомайского административного округа г.Мурманска и представителем ЖСК «Мурманск-13» указанная контейнерная площадка осмотрена ***, по результатам осмотра выявлены нарушения при оснащении контейнерной площадки для хранения ТБО, а именно у контейнерной площадки отсутствует основание, в связи с чем контейнеры размещены непосредственно на рельефе местности. Также ограждение площадки выполнено из металлической сетки. Сплошное непрозрачное ограждение не установлено.
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты, многоквартирный дом по адресу: адрес***, расположен на земельном участке с кадастровым №***. На основании плана приусадебного участка указанного дома контейнерная площадка для хранения ТБО вблизи многоквартирного дома по адресу: адрес***, расположена в границах земельного участка с кадастровым №***, то есть входит в состав общедомового имущества данного дома. Управление общедомовым имуществом указанного многоквартирного дома осуществляет ЖСК «Мурманск-13», при этом контейнерная площадка относится также к многоквартирному дому адрес*** и дому адрес*** управление которым относится к ЖСК «Мурманск-12», что подтверждается реестром контейнерных площадок на территории г.Мурманска, утвержденного установлением правительства Мурманской области от *** №***.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что выявленные прокуратурой округа нарушения требований к содержанию места накопления ТКО являются недопустимыми, поскольку создают условия для бесконтрольного попадания ТКО на рельеф местности и прилегающие территории, нарушают права граждан на благоприятные условия проживания и безопасность окружающей среды.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что контейнерные площадки оборудованы в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявлены прокурором Первомайского административного округа города Мурманска обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просил обязать ответчиков оборудовать контейнерные площадки в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Принимая во внимание необходимость выполнения ряда мероприятий, учитывая их объем, суд считает, что данный срок является разумным и достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЖСК «Мурманск-13», ЖСК «Мурманск-12» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ЖСК «Мурманск-13» (ИНН ***) и ЖСК «Мурманск-12» (ИНН ***) привести контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов вблизи дома адрес*** в соответствие с требованиями закона, а именно оборудовать контейнерную площадку тверды основанием, ограждением и информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры, в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов г.Мурманска от 27.10.2017 №40-712, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ЖСК «Мурманск-13» (ИНН ***) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с ЖСК «Мурманск-12» (ИНН ***) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Ю. Жукова