Дело № 2-1660/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2016 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,
при секретаре Ершовой И.П.,
с участием представителя истца – Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Бурсиковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения (земельная доля умершего М.),
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее по тексту – ТУ Росимущества в Ивановской области) о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения (земельная доля умершего М.).
Исковые требования обоснованы следующим.
В соответствии с Указом Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Главы Администрации Шуйского района Ивановской области № 327 от 17 декабря 1992 года, совхоз «Шуйский» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Шуйское».
Постановлением Главы администрации Шуйского района Ивановской области № 150 от 08 апреля 1997 года был утвержден проект перераспределения земель АОЗТ «Шуйское», предусматривающий передачу земель в аренду, бессрочное пользование и в коллективную собственность граждан.
Был утвержден список лиц, имеющих право на получение земельной доли по коллективному хозяйству АОЗТ «Шуйское», состоящий из 558 человек.
Земельная доля каждого собственника составила … га земли.
В 2011 году проводилась работа по уточнению лиц, внесенных в данный список, в результате которой в списке на получение земельных долей в собственность осталось 555 человек.
М. был внесен в список на получение земельной доли в собственность, находящейся в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером …, расположенный по адресу:.. область, … район, …, с категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения». Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Шуйского района Ивановской области свидетельство на право собственности на землю ему не выдавалось.
В силу ч. 1 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
В связи с тем, что в 2011 году список невостребованных земельных долей АОЗТ «Шуйское» был опубликован не полностью, Администрацией Введенского сельского поселения был составлен дополнительный список лиц, чьи доли, находящиеся в общей долевой собственности АОЗТ «Шуйское», могли быть признаны невостребованными и который был опубликован в областном общественно-политическом издании «Ивановская газета» № 6 от 16 января 2013 года и в общественно-политической газете «Шуйские известия» № 6 от 19 января 2013 года, где было указано, что в течение трех месяцев со дня опубликования списков можно обратиться в Администрацию Введенского сельского поселения для получения соответствующей информации.
В течение трех месяцев со дня опубликования списков в средствах массовой информации списки невостребованных долей уточнялись.
Всем гражданам, обратившимся в администрацию Введенского сельского поселения, была оказана консультативная помощь, а отдельные лица, по письменному заявлению при наличии документов, исключались из списка невостребованных земельных долей.
В список невостребованных долей была включена и земельная доля умершего 19 октября 2006 года М., копии свидетельства о смерти в администрации Введенского сельского поселения не имеется. Сведениями о наследниках М. администрация Введенского сельского поселения не располагает.
Наследники М. право собственности на земельную долю не оформили. В течение трех месяцев со дня публикации никто из наследников умершей за консультацией к специалисту по земельным вопросам администрации Введенского сельского поселения по вопросу принадлежащей земельной доли М. не обращался, не просил исключить ее из списка невостребованных земельных долей для дальнейшего оформления прав на эту долю и использования этой земельной доли.
Согласно ст. 12.1 ФЗ РФ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
По истечении трех месяцев со дня опубликования списков невостребованных долей в средствах массовой информации на 29 апреля 2013 года было назначено общее собрание участников долевой собственности АОЗТ «Шуйское», объявление о проведении которого было опубликовано в газете «Шуйские известия» № 52 от 25 апреля 2013 года.
29 апреля 2013 года было проведено общее собрание участников общей долевой собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения бывшего АОЗТ «Шуйское», с кадастровым номером …, расположенных в границах Остаповского, Семейкинского и Введенского сельских поселений Шуйского муниципального района Ивановской области. Однако из-за отсутствия кворума общее собрание было неправомочно принимать решения по утверждению списка невостребованных долей (собственники земельных долей на собрание не явились).
По истечению 4-х месяцев со дня опубликования списков невостребованных долей в средствах массовой информации, если эти доли не были утверждены общим собранием дольщиков, то, согласно действующего законодательства, список невостребованных земельных долей может утвердить орган местного самоуправления, на территории которого расположены земельные доли, находящиеся в общей долевой собственности АОЗТ «Шуйское», что и было сделано.
Постановлением главы Администрации Введенского сельского поселения от 03 июня 2013 года № 56 был утвержден дополнительный список невостребованных земельных долей по АОЗТ «Шуйское», состоящий из 140 человек.
Таким образом, Администрацией Введенского сельского поселения надлежащим образом был соблюден порядок включения земельных долей в список невостребованных земельных долей, которые подлежат передаче в муниципальную собственность.
Истец просит суд признать право собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области на земельную долю площадью … кв.метров, находящуюся в общей долевой собственности АОЗТ «Шуйское», кадастровый номер земельного участка – …, с категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения», расположенную на территории Введенского сельского поселения, признанную невостребованной в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ранее принадлежавшую М.; прекратить право собственности М. на земельную долю площадью … кв.метров в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью … кв.метров, из земель сельскохозяйственного назначения бывшего АОЗТ «Шуйское», кадастровый номер земельного участка – …, расположенную на территории Введенского сельского поселения, Шуйского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании представитель истца Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Бурсикова О.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом в порядке лавы 10 ГПК РФ. Просил рассмотреть дело без его участия.
Из представленного письменного отзыва следует, что с заявленными исковыми требованиями ответчик не согласен, поскольку полагает, что не может выступать в качестве ответчика по делу, так как не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие об отнесении спорной земельной доли к выморочному имуществу. В Управление информация, свидетельствующая о выморочности указанного в иске имущества, не поступала, свидетельство о праве Российской Федерации на наследство не выдавалось. Кроме того, истец не представил доказательств, каким образом Территориальное управление нарушило права истца. В случае установления выморочности земельные участки переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 8 ст. 12.1 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно ст. 12.1 ФЗ РФ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 2 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи – список невостребованных земельных долей) (п. 3 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ).
Судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Указом Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Главы Администрации Шуйского района Ивановской области № 327 от 17 декабря 1992 года, совхоз «Шуйский» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Шуйское».
Постановлением Главы администрации Шуйского района Ивановской области № 150 от 08 апреля 1997 года был утвержден проект перераспределения земель АОЗТ «Шуйское», предусматривающий передачу земель в аренду, бессрочное пользование и в коллективную собственность граждан.
Был утвержден список лиц, имеющих право на получение земельной доли по коллективному хозяйству АОЗТ «Шуйское», состоящий из 558 человек.
Земельная доля каждого собственника составила … га земли.
М. был внесен в список на получение земельной доли в собственность, находящейся в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером …, расположенный по адресу: … область, … район, …, с категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения». Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Шуйского района Ивановской области свидетельство на право собственности на землю ему не выдавалось.
Материалами дела подтверждается, что процедура признания земельных долей по АОЗТ «Шуйское» невостребованными проведена истцом в соответствии с порядком, предусмотренных ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в результате чего земельная доля М. признана невостребованной.
Согласно сведениям, представленным отделом по городу Шуе и Шуйскому району комитета Ивановской области ЗАГС М. умер... . … года.
Согласно сообщению нотариуса Курбатовой И.В. наследственное дело к имуществу умершего... .. . года М. не заводилось.
Сведения о том, что кто-то из наследников фактически вступил в права наследства, в материалах дела отсутствуют.
Из представленных суду доказательств не усматривается, что у М. имеются наследники, которые бы юридически или фактически приняли наследство, следовательно, спорная земельная доля имеет признаки выморочного имущества.
Как следует из справки Администрации Шуйского муниципального района земельная доля, принадлежащая М., в качестве вклада в уставной капитал АОЗТ «Шуйское» не вносилась. Свидетельство на право собственности не выдавалось. Договор аренды не заключался.
Таким образом, исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что земельная доля, ранее принадлежавшая М., обоснованно включена в список земельных долей, которые признаны невостребованными, поскольку право собственности на земельную долю М. в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировал, каким-либо образом на протяжении трех и более лет данной долей не распорядился, наследники, как по закону, так и по завещанию отсутствуют.
Учитывая, что в силу ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, суд считает, что невостребованную земельную долю, принадлежавшую М., относящуюся к выморочному имуществу, следует передать в муниципальную собственность Введенского сельского поселения, в границах которого расположена данная земельная доля.
Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области о том, что ТУ Росимущества в Ивановской области не может выступать в качестве ответчика по настоящему делу, суд находит необоснованным.
В отношении невостребованных земельных долей действуют специальные нормы ФЗ от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
С 25 июля 2013 года действует новая редакция п. 2 ст. 1151 ГК РФ (изменения внесены ФЗ от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).
Вместе с тем, на момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Однако орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 ФЗ от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований – их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Принимая во внимание данные правовые нормы, установленные по делу обстоятельства, суд считает, что надлежащим ответчиком по разрешенному спору о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли, принадлежавшей М., является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области.
ТУ Росимущества в Ивановской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области к ТУ Росимущества в Ивановской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавшую М., следует удовлетворить.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения (земельная доля умершего М.), удовлетворить.
Признать право собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области на земельную долю площадью … кв.метров, находящуюся в общей долевой собственности АОЗТ «Шуйское», кадастровый номер земельного участка – …, с категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения», расположенную на территории Введенского сельского поселения, признанную невостребованной в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ранее принадлежавшую М.
Прекратить право собственности М. на земельную долю площадью … кв.метров в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью … кв.метров, из земель сельскохозяйственного назначения бывшего АОЗТ «Шуйское», кадастровый номер земельного участка – …, расположенную на территории Введенского сельского поселения, Шуйского муниципального района Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Малетина К.Ю.Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2016 года.
Согласовано.
Судья: К.Ю. Малетина