дело 2-246/2024 (2-243/2024)
55МS0041-01-2024-000348-74
Мотивированное решение составлено 23 июля 2024 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тюкалинск Омской области
Тюкалинский городской суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тухватулина Д.Т., секретаря Шарковой И.А., рассмотрев 16 июля 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Магнит» к Саламатовой С.П. и Секисову А.С. о взыскании задолженности и встречному иску Саламатовой С.П. и Секисова А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» об оспаривании действий по начислению задолженности, исключении задолженности, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее - ООО «Магнит») обратилось в суд. Обосновав их тем, что Истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области и имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на территории области. Норматив и тариф потребления по услуге обращения с ТКО в благоустроенных и неблагоустроенных многоквартирных домах и жилых домах Омской области установлены приказами РЭК Омской области. Начисление платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» производится как произведение постоянно и временно проживающих, а в случае их отсутствия - собственников жилого помещения на тариф. За период с 01.04.2019 по 30.11.2022 образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 8322,88 рубля. Первоначально просил взыскать указанную задолженность с ответчика Саламатовой С.П., проживающей в <адрес>. В ходе рассмотрения дела, уточнив свои требования в соответствии с количеством проживающих в указанной квартире лиц и с учетом положений о сроках исковой давности, просит взыскать в солидарном порядке с Саламатовой С.П. и Секисова А.С. задолженность за период с 01.03.2021 года по 31.11.2022 года в размере 4634,34 рубля, а также 400 рублей расходов по оплате госпошлины.
Саламатова С.П. и Секисов А.С. заявили встречные исковые требования к ООО «Магнит». Указывая, что начисление задолженности истец произвел незаконно, без фактического оказания им услуг. Просили признать незаконными действия ООО «Магнит» по начислению им задолженности, исключить эту задолженность; обязать произвести перерасчет; взыскать в их пользу компенсацию морального вреда по 20000 рублей и по 15000 рублей расходов по оплате услуг представителя, а также штраф, предусмотренный Законом о защите прав потребителей, почтовые расходы.
В судебном заседании представитель ООО «Магнит» Леденева А.А. (по доверенности) уточненные требования общества поддержала, поясняя о законодательно установленной обязанности граждан оплачивать услуги по обращению с ТКО. Общество вывозило ТКО с площадок, оборудованных муниципалитетом, включенных в территориальную схему. Согласно схеме вблизи места проживания ответчиком имелись оборудованные места накопления ТКО. Нарушений при обращении с ТКО общество не допустило. Возражая против требований встречного иска, поясняла следующее. На своем сайте и в СМИ ООО «Магнит» опубликовало публичную оферту на оказание услуг по обращению с ТКО и типовую форму договора. Таким образом, с учетом положений Правил обращения с ТКО, договор с Саламатовой и Секисовым считается заключенным. Общество не совершало каких-либо виновных действий, поэтому не имеется оснований для взыскания с него компенсации морального вреда. На поступавшие от Саламатовой С.П. обращения общество ответило.
В судебном заседании Саламатова С.П. возражала против взыскания с нее задолженности, настаивая на удовлетворении встречного иска. Указывая, что услугами ООО «Магнит» не пользовалась. Вблизи ее дома контейнерная площадка отсутствовала до ноября 2023 года. Отходы она утилизировала самостоятельно, сжигая либо закапывая в своем огороде. Моральный вред ей причинен незаконными действиями по выставлению ей необоснованных счетов на оплату не оказанных услуг.
В судебном заседании Секисов А.С. также поддержал встречные исковые требования, возражая против взыскания с него задолженности. Пояснил, что ближайщая к месту его проживания контейнерная площадка расположена далеко, доступ к ней затруднен. также подтвердил факт самостоятельной утилизации ТКО.
Представитель первоначальных ответчиков Алексеев В.В. (по ходатайству), возражая против требований ООО «Магнит» и поддерживая встречный иск, обратил внимание суда, что общество не подтвердило факт оказания услуг его доверителям. Так как для них не были созданы площадки накопления ТКО, договор стороны между собой не заключали. Моральный вред общество причинило выставлением необоснованных счетов, не созданием площадок для накопления ТКО, начислением задолженности, а кроме того, не направлением ответов на обращения потребителя.
Выслушав стороны, исследовав представленные и истребованные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто, что Саламатова С.П. и Секисов А.С. проживают по адресу: <адрес> (л.д.16, 52). При этом Саламатова (ранее – Сажина) является одним из сособственников указанного жилого помещения (л.д.46-50).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Так, из абзаца 1 статьи 309 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, не предусмотренный ГК РФ не допускаются (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, (пункт 148 (7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пп. «в» пункта 8.1 Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее по тексту – Правила № 1156) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, и на земельных участках, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункта 8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8.6 Правил № 1156 в заявке потребителя указываются следующие сведения: реквизиты потребителя, в том числе для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя (пп. а); наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8.1 настоящих Правил (пп. б); сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (пп. в).
К заявке потребителя прилагаются документы, указанные в пункте 8.7 Правил № 1156.
Согласно пункта 8.10 Правил № 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8.6 и 8.7 настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее по тексту – Правила 1156).
В соответствии с пункте 8.11 Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В силу пункта 8.12 Правил № 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
В пункте 8.18 Правил № 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Установлено, что между ООО «Магнит» и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области 17.08.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области.
С 01.04.2019 года ООО «Омская энергосбытовая компания» по поручению регионального оператора ООО «Магнит», согласно агентскому договору от 14.01.2019 в городе Омске и Омской области, ведет абонентскую работу и выставляет плату за «Обращение с ТКО» в едином платежном документе. Согласно предмету указанного договора, Агент принял на себя обязанность от имени Принципала совершать юридические и иные действия по ведению абонентской работы, в том числе производить начисления размера платы за оказанные услуги.
ООО «Магнит» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории город Омска и Омской области с 01.04.2019 года
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, то договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
Из приведенных положений законодательства следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, в его заключении не может быть отказано.
Согласно п. 8.18 Правил №1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением, и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, договор между ООО «Магнит» с одной стороны и Саламатовой С.П. и Секисовым А.С. с другой стороны считается заключенным по типовой форме, условия которого размещены на официальном сайте Регионального оператора http://magnit-tko.ru/, по цене сложившейся исходя из норматива ТКО, образуемых в результате осуществления хозяйственной деятельности.
С учетом приведенных положений Правил 1156, обязанность по оплате за оказываемую услугу по обращению с ТКО возникла у Саламатовой и Секисова со дня начала Региональным оператором деятельности по обращению с ТКО - с 01.04.2019 года.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что транспортирование отходов истец осуществлял силами подрядчиков, с которым заключены договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и который в праве осуществлять указанную деятельность как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц. Факт транспортировки отходов подтверждается сведениями, представленными ООО «Магнит», (л.д.185-206),а также истребованными судом сведениями ООО «Русэкотех» и ЗАО «Экос».
При этом суд критически относится к позиции Саламатовой С.Н. и Секисова А.С., о том, что услуга им оказана не была. Само по себе отсутствие контейнерной площадки непосредственно у места проживания граждан, при наличии таких площадок в некотором отдалении, не является основанием для невыполнения обязанности по оплате услуги по обращению с ТКО.
Наличие площадок на некотором отдалении от места проживания Секисова и Саламатовой в судебном заседании установлено (л.д.111, 129-130, 194).
При этом, по информации Администрации Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района (л.д.152-183), Распоряжением Главы муниципального района от 19.05.2020 года № 74-р (л.д.176) внесены изменения в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Такая площадка предусмотрена и непосредственно и напротив дома № <адрес> (л.д.183, строка 121).
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы ООО «Магнит» в судебном заседании нашли свое подтверждение и потому его исковые требования подлежат удовлетворению.
Проверив итоговые расчеты истца, суд считает их верными и обоснованными. Расчет произведен согласно установленным тарифам, в пределах сроков исковой давности. Взысканию с ответчиков Саламатовой С.Н. и Секисова А.С. в солидарном порядке подлежит сумма 4634,34 рубля, являющаяся их задолженностью перед ООО «Магнит» по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.03.2021 года по 31.11.2023 года.
Исходя из указанного не могут быть удовлетворены требования встречного иска о признании незаконными действий общества по начислению задолженности, возложении на общество обязанности произвести перерасчет задолженности, исключении начисленной задолженности. Поскольку указанные требования находятся в прямой взаимосвязи с требованиями первоначального иска, удовлетворение одних исключает удовлетворение других.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований встречного иска о взыскании компенсации морального вреда по тому основанию, что ООО «Магнит» не направило ответы на обращения потребителей от 19.04.2023 года и от 19.01.2024 года. В судебном заседании однозначно установлено, что ответы на эти обращения направлены в адрес Саламатовой С.П., что подтверждается сведениями почтовой службы (л.д.208-211, 220).
Таким образом, нарушения прав потребителей Саламатовой С.П. и Секисова А.С. в судебном заседании не установлено.
Указанные обстоятельства дают суду основания для вынесения решения о полном отказе в удовлетворении требований встречного иска.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При предъявлении иска ООО «Магнит» оплатило 200 рублей государственной пошлины (л.д.3). Предъявлению иска предшествовало обращение истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, такой приказ был вынесен и отменен. При обращении к мировому судье общество также оплатило госпошлину в размере 200 рублей (л.д.148). На основании указанного с Саламатовой и Секисова в пользу общества подлежат взысканию 400 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Магнит» удовлетворить.
Взыскать солидарно с Саламатовой С.П. (паспорт гражданина Российской Федерации №) и Секисова А.С. (паспорт гражданина Российской Федерации №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) задолженность по уплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2021 года по 30 ноября 2023 года в размере 4634 (четыре тысячи шестьсот тридцать четыре) рубля 34 копейки.
Взыскать солидарно с Саламатовой С.П. и Секисова А.С. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» в счет возмещения оплаченной государственной пошлины 400 (четыреста) рублей.
В удовлетворении исковых требований Саламатовой С.П. и Секисова А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.Т. Тухватулин