Решение по делу № 33-9371/2019 от 19.06.2019

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Кирдяпина Н.Г.                         Дело №33-9371/2019

2.048г.

08 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.

судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.

при секретаре: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Власовой Галины Вениаминовны, к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы,

по апелляционной жалобе представителя министерства социальной политики Красноярского края – Садовской Е.Ю.

на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 24 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Власовой Галины Вениаминовны, к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» в пользу Власовой Галины Вениаминовны сумму недоначисленной заработной платы в размере 20023,64 руб., в том числе: за апрель 2018 г. в сумме 1877,53 руб., май 2018 г. в сумме 4229,29 руб., июнь 2018 г. в сумме 4389,60 руб., июль 2018 г. в сумме 4940,30 руб., август 2018 г. в сумме 4586,92 руб.

Решение суда в части взыскания заработной платы за три месяца в сумме 13916,82 руб., в том числе: за июнь 2018 г. в сумме 4389,60 руб., июль 2018 г. в сумме 4940,30 руб., август 2018 г. в сумме 4586,92 руб. в пользу Власовой Галины Вениаминовны подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» в бюджет муниципального образования город Боготол государственную пошлину в размере 800,71 руб.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Боготольский межрайонный прокурор в интересах Власовой Г.В. обратился в суд с иском к КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы.

Требования мотивированы тем, что Власова Г.В. осуществляет трудовую деятельность по трудовому договору в КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» в должности дежурного по режиму.

Работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ, в связи с чем прокурор просил суд взыскать с КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» в пользу Власовой Г.В. сумму недоначисленной заработной платы за апрель-август 2018 года в размере 20023,64 руб., в том числе: за апрель 2018 г. в сумме 1877,53 руб., май 2018 г. в сумме 4229,29 руб., июнь 2018 г. в сумме 4389,60 руб., июль 2018 г. в сумме 4940,30 руб., август 2018 г. в сумме 4586,92 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края – Садовская Е.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на исчисление размера заработной платы истца в соответствии с требованиями действующего законодательства, указывая на необходимость обложения взыскиваемой с ответчика суммы заработной платы налогом в размере 13%.

В судебное заседание явился процессуальный истец прокурор Жилкин П.А., другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца прокурора Жилкина П.А., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент 1,3 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.

В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 г. № 49, указано, что на территории Красноярского края, относящегося к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 г. составляет 9489 рублей, с 01.05.2018 - 11163 рублей, а с 01.01.2019 -11280 рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Власова Г.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат», замещая должность дежурного по режиму по трудовому договору от 25.05.2015 № 418 с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2016 № 1, от 29.12.2017 № 2.

В пп. «а» п. 4.1 трудового договора, с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от 30.12.2016 № 1, от 29.12.2017 № 2, истцу Власовой Г.В. установлен должностной оклад с 01.01.2017 года в размере 2699 руб., с 01.01.2018 – 3623 руб.

Также трудовым договором, с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2016 № 1, от 29.12.2017 № 2, предусмотрены выплаты стимулирующего характера (пп. «в» п. 4.1 трудового договора), в том числе: за опыт работы в учреждении социального обслуживания, за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за качество выполняемых работ по итогам работы за отчетный период (месяц, квартал).

Кроме того, трудовым договором, с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2016 № 1, от 29.12.2017 № 2, предусмотрены выплаты компенсационного характера (пп. «б» п. 4.1 трудового договора): выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в ночное время (с 22 до 6 часов), за работу в нерабочие праздничные дни, а также районный коэффициент в размере 30 % должностного оклада, процентная надбавка за стаж работы на территории с особыми климатическими условиями - 30 %.

Разрешая требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы и удовлетворяя их, суд правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.

Применяя установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ – с 01 января 2018 года до 01 мая 2018 года и не ниже 11163 руб. с 01 мая 2018 до 31 декабря 2018, заработная плата истца с учетом районного коэффициента и северной надбавки с 01.01.2018 должна быть не ниже 15182,40 руб. и с 01.05.2018 года до 31.12.2018 года не ниже 17860,80 руб.

Между тем, как установлено судом и следует из расчетных листков, исследованных судом с приведением подробного анализа отработанных часов и нормы рабочего времени, а также фактически начисленной и выплаченной заработной платы, размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем суд удовлетворил заявленные прокурором требования и взыскал недоначисленную заработную плату в размере 20023,64 рублей.

Расчет суммы недоначисленной заработной платы подробно отражен в исковом заявлении, который обоснованно признан судом верным.

Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства социальной политики Красноярского края – Садовской Е.Ю. о расчете ответчиком заработной платы истца в соответствии с требованиями действующего законодательства судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Также судебная коллегия не может принять во внимание ссылки апелляционной жалобы на необходимость обложения взыскиваемой с ответчика суммы заработной платы налогом в размере 13%, поскольку налоговым агентом истца является работодатель, в связи с чем оснований для удержания из заработной платы Власовой Г.В. налога на доходы физических лиц у суда не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Боготольского районного суда Красноярского края от 24 апреля 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя министерства социальной политики Красноярского края – Садовской Е.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий:                        

Судьи:                                

33-9371/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Боготольский межрайонный прокурор
Власова Галина Вениаминовна
Ответчики
КГБУ СО Боготольский ПНИ
Другие
Министерство социальной политики Красноярского края
Министерство финансов Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Киселева Альбина Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
08.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее