№ 5-167/2024
59RS0004-01-2024-006531-93
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 02 августа 2024 года
Судья Ленинского районного суда г. Перми Полтавченко А.П., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Летова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Летова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженца <данные изъяты> (ОГРНИП №, ИНН №), зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес>, паспорт №, выдан 11.03.2016 отделом УФМС России по Пермскому краю в <Адрес> и <Адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ по адресу <Адрес> выявлено административное правонарушение, допущенное индивидуальным предпринимателем Летовым Е.Н. (далее – ИП Летов Е.Н.), зарегистрированным и проживающим по адресу: <Адрес>, осуществляющим свою деятельность в <Адрес>, выразившееся в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), а именно 05.06.2024, осуществляя строительные работы по адресу: г. Пермь, ул. 25 Октября, 4, привлек к трудовой деятельности в должности штукатура временно пребывающего на территории РФ гражданина Республики Таджикистан Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., который осуществлял трудовую деятельность в должности маляра – штукатура, чем допустил нарушение требований ч. 4.2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данное обстоятельство было установлено в ходе проверки документов Д., который предъявил патент на работу от ГУ МВД России по <Адрес> с указанием профессии (специальности, должности) – подсобный рабочий.
В судебном заседании Летов Е.Н. вину не признал и пояснил, что является индивидуальным предпринимателем, с гражданином Республики Таджикистан Д. у него заключен трудовой договор, при этом в патенте на работу Д. указана профессия «подсобный рабочий». 05.06.2024 Д. счищал краску на строительном объекте, «шкурил» стены, что входит в обязанности подсобного рабочего. С 13.06.2024 в патенте Джанаева А.С. изменили профессию на «мастер строительных работ». С протоколом не согласен. Приобщил в судебное заседание должностную инструкцию подсобного рабочего, с которой в том числе ознакомлен Д.
Представитель административного органа, извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в суд не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствии не представил.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с примечанием к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом № 115-ФЗ.
Согласно ч. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
В судебном заседании установлено, что 05.06.2024 Летов Е.Н. в нарушение ч. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» привлек к трудовой деятельности в должности маляра-штукатура гражданина <данные изъяты> Д. при наличии у него патента по профессии «подсобный рабочий».
Вина Летова Е.Н. подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Летова Е.Н.;
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Республики Таджикистан Д.;
- сведениями ГУ Пермского регионального фонда социального страхования РФ о том, что ИП Летов Е.Н. (ИНН №) является действующим ИП, которое относится к категории микропредприятий с включением в реестр с 01.08.2016;
- объяснениями Д., их которых следует, что он осуществлял работы на объекте по адресу: <Адрес>, шкурил стены вышеуказанного здания, имея патент на работу с указанием профессии «подсобный рабочий;
- письменного объяснения ИП Летова Е.Н. от 07.06.2024 о том, что он является индивидуальным предпринимателем. С гражданином Республики Таджикистан - Д. у него заключен трудовой договор. Он, как ИП заключил договор с Фондом капитального ремонта на ремонт фасада здания по адресу: г. Пермь, ул. 25 октября, д. 4. Д. был привлечен для работы по снятию краски со здания, как подсобный рабочий, а не для выполнения штукатурно-малярных работ. После задержания сотрудниками полиции Д. обратился в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением на замену должности в патенте на работу;
- иными материалами дела.
Указанные доказательства согласуются между собой, не противоречат друг другу, оснований сомневаться в их достоверности не имеется. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, поэтому суд признает их допустимыми доказательствами. Совокупность указанных доказательств свидетельствует о том, что ИП Летов Е.Н. привлек к выполнению работ по ремонту фасада здания по адресу: <Адрес> рабочего – иностранного гражданина Д., имеющего патент на работу в РФ с указанием профессии – «подсобный рабочий», в качестве штукатура-маляра, то есть по профессии, не указанной в патенте, вопреки требованиям ч. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ № 243 от 2007 года Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», § 95 «МАЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ» 2 разряда: характеристика работ. Выполнение простейших работ при окрашивании, оклеивании и ремонте поверхностей. Очистка поверхностей металлическими шпателями, скребками, щетками, ветошью, пылесосом, воздушной струей от компрессора. Сглаживание поверхностей лещадью, пемзой. Проолифливание поверхностей кистью и валиком. Подмазывание отдельных мест. Протравливание цементной штукатурки нейтрализующим раствором с приготовлением раствора. Соскабливание старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин. Предохранение поверхностей от набрызгов краски.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, §273 «Подсобный рабочий»: характеристика работ. Выполнение подсобных и вспомогательных работ на производственных участках и строительных площадках, складах, базах, кладовых и т.п. Погрузка, разгрузка, перемещение вручную или на тележках (вагонетках) и штабелирование грузов, не требующих осторожности (рулонных материалов, паркета в пачках, ящиков, бочек, картона, бумаги, фанеры, пиломатериалов и т.п.), а также сыпучих непылевидных материалов (песка, щебня, гравия, шлака, угля, мусора, древесных опилок, металлических стружек и других отходов производства). Очистка территории, дорог, подъездных путей. Уборка цехов, строительных площадок и санитарно-бытовых помещений. Мытье полов, окон, тары, посуды, деталей и изделий.
Таким образом, очистка поверхностей металлическими шпателями, скребками, щетками перед нанесением новой краски относится к работам по профессии маляра, а не подсобного рабочего.
Действия ИП Летова Е.Н. судья квалифицирует по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ как привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, сведения о личности Летова Е.Н., который осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, совершил административное правонарушение впервые, его имущественное (имеет в среднем ежемесячный доход 100 000 – 150 000 рублей, несет ежемесячно расходы порядка 70 000 – 80 000 рублей) и семейное положение (имеет двух малолетних детей, холост). Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом изложенного, судья считает, что наказание в виде административного штрафа обеспечит достижение целей административной ответственности, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц - не менее ста тысяч рублей.
При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Приведенные выше обстоятельства, связанные с личностью, имущественным и семейным положением индивидуального предпринимателя Летова Е.Н., характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий совершенного деяния, позволяют в соответствии с положениями ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Суд находит возможным заменить административный штраф ИП Летову Е.Н. на предупреждение с учетом конкретных обстоятельств административного правонарушения, которое им совершено впервые и считает, что допущенное нарушение в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ не создает угрозу безопасности государства, поскольку иностранный гражданин Д. осуществлял работы по трудовому договору на предусмотренном договором объекте, в том субъекте РФ, где ему выдан патент на работу на территории Российской Федерации, продолжал находиться под государственным контролем в сфере миграционных отношений, после составления в отношении Д. протокола по делу об административном правонарушении, внес изменения в патент в части изменения профессии, которую Д. осуществляет.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, отсутствуют, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать индивидуального предпринимателя Летова Е.Н. (ОГРНИП №, ИНН 591703720904), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Заменить Летову Е.Н. в соответствии с положениями ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенный административный штраф на предупреждение.
Постановление в течение 10 дней со дня получения или вручения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись
Копия верна. Судья Н.П. Полтавченко